г. Владимир |
|
30 марта 2018 г. |
Дело N А79-8504/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Назаровой Н.А., Новиковой Л П.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Новиковой Ю.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.01.2018 по делу N А79-8504/2016, принятое судьей Даниловым А.Р., по иску общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (ОГРН 1052128128800) к Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (ОГРН 1032129000375), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: открытого акционерного общества "Чувашавтодор" (ОГРН 1082130014812), общества с ограниченной ответственностью "Независимость" (ОГРН 1127325008271), закрытого акционерного общества "Михалково", общества с ограниченной ответственностью "Честрой" (ОГРН 1052128128800), о признании недействительным аукциона и договора купли-продажи.
В судебном заседании приняли участие представители:
от ответчика - Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики - Семенова Н.Ю. по доверенности от 28.04.2017 N 59 сроком на 1 год.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Государственному комитету Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям о признании недействительными аукциона по продаже обыкновенных именных акций открытого акционерного общества "Чувашавтодор" в количестве 189 474 шт., состоявшегося 21.08.2015, и договора купли-продажи акций открытого акционерного общества "Чувашавтодор" от 11.09.2015 N 113.
Исковые требования основаны на статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы нарушением порядка проведения аукциона в части определения цены акций.
Определениями суда от 06.10.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Чувашавтодор", общество с ограниченной ответственностью "Независимость", закрытое акционерное общество "Михалково" и общество с ограниченной ответственностью "Честрой".
Определениями суда от 02.10.2017 произведена замена ответчика -
Государственного комитета Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям - на Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - ответчик, Министерство).
Определением суда от 02.10.2017 дела N А79-8504/2016 и N А79-8505/2016 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А79-8504/2016.
Решением от 12.01.2018 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Лидер" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, при несоответствии выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель полагает, что суд первой инстанции неправомерно отказал в принятии уточненного иска от 10.01.2018.
Указывает, что итогами аукциона нарушены права и законные интересы истца в связи с причиненными ему убытками, неосновательным обогащением со стороны ответчика в виде невозвращенного задатка в сумме 17 928 129 руб. 30 коп.
Министерство в отзыве возразило против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просило решение оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, руководствуясь Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 N 335 "О порядке принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики", от 28.05.2014 N 195 "О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2015 год и основных направлениях приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2016 - 2017 годы", с учетом протокола заседания комиссии по определению условий приватизации государственного имущества Чувашской Республики от 07.07.2015 N 14, издало распоряжение от 07.07.2015 N 647-р "Об условиях приватизации акций открытого акционерного общества "Чувашавтодор" Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект И.Я. Яковлева, д. 2а", путем проведения аукциона с открытой формой подачи предложений по цене.
Начальная цена продажи имущества составила 179 281 293 руб. (пункт 2 распоряжения).
Указанная цена определена путем рыночной оценки стоимости пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 75 процентов минус одна акция от уставного капитала, в количестве 189 474 шт. по состоянию на 29.05.2015, проведенной ООО "Независимость" (результаты оценки содержатся в отчете N 099/04-15 (4)).
Министерство, исполняя функции собственника 100 процентов пакета акций ОАО "Чувашавтодор" - Чувашской Республики, организовало торги по продаже указанного пакета акций.
Информационное сообщение со ссылкой на распоряжение от 07.07.2015 N 647-р размещено на сайте Министерства в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресу: http://gov.cap.ru/UserFiles/orgs/Grvld_10/647-p.pdf., а также в газете "Советская Чувашия" от 09.07.2015 N 112 (25787).
В соответствии с протоколом о признании претендентов участниками
аукциона от 06.08.2015 N 44 на участие в аукционе по продаже пакета акций ОАО "Чувашавтодор" поступило пять заявок, две из которых не обеспечили перечисление задатка, в связи с чем участниками аукциона с открытой формой подачи предложений о цене стали: ЗАО "Михалково" (номер 1); ООО "Честрой" (номер 2); ООО "Лидер" (номер 3).
Согласно протоколу об итогах аукциона от 21.08.2015 N 48 по результатам проведения аукциона победителем аукциона по продаже лота N 1 признано ООО "Лидер" (номер 3), цена продажи имущества - 232 281 293 руб.
Между Министерством (продавец) и ООО "Лидер" (покупатель) заключен договор от 11.09.2015 N 113 купли-продажи акций ОАО "Чувашавтодор", принадлежащих на праве собственности Чувашской Республике, с определенной по итогам аукциона ценой продажи акций 232 281 293 руб.
ООО "Лидер" не произвело оплату акций в предельный срок, установленный пунктом 3.3 договора (не позднее 02.10.2015), по данной причине Министерство сообщило ему о расторжении с 08.10.2015 договора купли-продажи акций от 11.09.2015 N 113 (уведомление от 08.10.2015 N 07-22/12457).
ООО "Лидер", ссылаясь на нарушение порядка проведения аукциона в части определения цены акций, обратилось в суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор и отклоняя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом N 178-ФЗ, в соответствии со статьей 1 которого под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Согласно разделу 2 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Минимущество Чувашии), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.05.2004 N 103 (далее - Положение), основными задачами Минимущества Чувашии в том числе, являются: управление и распоряжение объектами республиканской собственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики в сфере управления государственной собственностью; обеспечение реализации прогнозного плана (программы) приватизации республиканского имущества на очередной финансовый год и плановый период.
Для исполнения вышеуказанных задач Минимущество Чувашии в том числе, реализует от имени Чувашской Республики права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в республиканской собственности, а также права владельца специального права ("золотой акции") в управлении акционерными обществами; организует продажу республиканского имущества, заключает договоры купли-продажи республиканского имущества, передает республиканское имущество юридическим и физическим лицам, приобретающим республиканское имущество, путем оформления акта приема-передачи (раздел 3 Положения).
Указом Главы Чувашской Республики от 30.09.2015 N 134 "О структуре органов исполнительной власти Чувашской Республики" Минимущество Чувашии преобразовано в Государственный комитет Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям.
Указом Главы Чувашской Республики от 07.10.2016 N 142 "О совершенствовании государственного управления в Чувашской Республике" Государственный комитет Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям упразднен, его функции переданы Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, которое является его правопреемником.
В рассматриваемом случае Министерство, выполняя от лица Чувашской Республики функции собственника 100% пакета акций ОАО "Чувашавтодор", приняло решение о проведении аукциона с открытой формой подачи предложений по цене, условия которого определило в распоряжении от 07.07.2015 N 647-р "Об условиях приватизации акций открытого акционерного общества "Чувашавтодор" Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект И.Я. Яковлева, д. 2а", в том числе в отношении установления начальной цены 189 474 шт. обыкновенных акций ОАО "Чувашавтодор", что составило 75% минус одна акция от уставного капитала, в размере 179 281 293 руб. (пункт 2).
При этом начальная цена продажи акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 179 281 293 руб. установлена Министерством на основании отчета об оценке N 099/04-15 (4), подготовленного по состоянию на 29.05.2015 ООО "Независимость", признанным победителем электронного аукциона на оказание услуг по определению рыночной цены пакета акций ОАО "Чувашавтодор" (протокол подведения итогов аукциона от 08.04.2015).
Впоследствии Министерством проведены торги по продаже указанного пакета акций.
Торги проводятся в форме аукционов и конкурсов или в иной форме, предусмотренной законом.
Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия (пункт 4 статьи 447, пункт 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение года со дня проведения торгов.
При этом по смыслу гражданского законодательства торги могут быть
признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был
отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом основанием для признания торгов недействительными являются только такие нарушения правил их проведения, которые, являясь существенными, повлияли на результат торгов (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
Истец указывает на нарушение порядка проведения аукциона в части
определения цены акций.
В ходе рассмотрения дела N А79-10510/2015 судом назначена судебная экспертиза на предмет соответствия отчета об оценке от 29.05.2015 N 099/04-15 (4) рыночной стоимости пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 75% минус 1 акция от уставного капитала в количестве 189 474 шт., подготовленного ООО "Независимость", Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), Федеральным стандартам оценки и общепринятым методологиям оценки, а также в целях определения рыночной стоимости пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 75% минус 1 акция от уставного капитала в количестве 189 474 штук по состоянию на 01.03.2015.
Согласно экспертному заключению от 16.08.2016 N 12/2016, подготовленному экспертом ООО "Агентство оценки собственности" Козловой Г.П., отчет об оценке от 29.05.2015 N 099/04-15 (4) рыночной стоимости пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 75% минут одна акция от уставного капитала в количестве 189 474 шт., подготовленный оценщиками ООО "Независимость", не соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки (ФСО N 1, ФСО N 2, ФСО N 3), ССО РОО 2010; выявленные в отчете об оценке от 29.05.2015 N 099/04-15 (4) несоответствия в части формальных признаков Закону об оценочной деятельности частично повлияли на итоговую рыночную стоимость объекта оценки; рыночная стоимость объекта исследования, включающего в себя пакет акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 75% минус 1 акция от уставного капитала в количестве 189 474 шт., по состоянию на 01.03.2015 составляет с учетом округления 136 535 894 руб.
Предметом рассмотрения в деле дела N А79-10510/2015 было заявление ООО "Честрой" о признании недействительным пункта 2 распоряжения Государственного комитета Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям (в настоящее время - Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, далее - Министерство) от 07.07.2015 N 647-р об установлении начальной цены 189 474 шт. обыкновенных акций открытого акционерного общества "Чувашавтодор", что составляет 75 % минус одна акция от уставного капитала, в размере 179 281 293 руб.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.07.2017 иск ООО "Честрой" был отклонен.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ
информационное сообщение о продаже государственного имущества, подлежащее опубликованию в официальном печатном издании, должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, следующие сведения: наименование государственного органа, принявшего решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения; наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества); способ приватизации такого имущества; начальная цена продажи такого имущества; форма подачи предложений о цене такого имущества; условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов; размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов; порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений; исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов; срок заключения договора купли-продажи такого имущества; порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества; ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества; порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены); место и срок подведения итогов продажи государственного имущества.
Таким образом, информационное сообщение о продаже государственного имущества в обязательном порядке должно содержать начальную цену продажи такого имущества, а также размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов.
Суд установил, что в рассматриваемом случае соответствующая информация имелась в информационном сообщении, размещенном на сайте Министерства в информационно - коммуникационной сети Интернет по адресу: http://gov.cap.ru/UserFiles/orgs/Grvld_10/647-p.pdf., а также в газете "Советская Чувашия" от 09.07.2015 N 112 (25787).
Из материалов дела следует, что заявка на участие в аукционе от ООО "Лидер" поступила 31.07.2015. К указанной заявке было приложено платежное поручение от 31.07.2015 N 638, согласно которому ООО "Лидер" внесло задаток за участие в аукционе в сумме 17 928 129 руб. 30 коп.
ООО "Лидер", подав заявку и оплатив соответствующий задаток за участие в аукционе, было не только знакомо с условиями проведения аукциона по продаже пакета акций ОАО "Чувашавтодор" и, в частности, с начальной ценой продажи такого имущества, но и согласно с данной ценой.
Порядок организации продажи государственного имущества на аукционе установлен в Положении об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 585.
Согласно подпунктам "д", "е", "ж", "з" пункта 15 названного Положения после открытия аукциона аукционистом оглашаются наименование имущества, основные его характеристики, начальная цена продажи и "шаг аукциона", который устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 5 процентов начальной цены продажи, и не изменяется в течение всего аукциона; после оглашения аукционистом начальной цены продажи участникам аукциона предлагается заявить эту цену путем поднятия карточек; после заявления участниками аукциона начальной цены аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения по цене продажи, превышающей начальную цену. Каждая последующая цена, превышающая предыдущую цену на "шаг
аукциона", заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек. В случае заявления цены, кратной "шагу аукциона", эта цена заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек и ее оглашения; аукционист называет номер карточки участника аукциона, который первым заявил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и объявляет заявленную цену как цену продажи. При отсутствии предложений со стороны иных участников аукциона аукционист повторяет эту цену 3 раза. Если до третьего повторения заявленной цены ни один из участников аукциона не поднял карточку и не заявил последующую цену, аукцион завершается.
21.08.2015 состоялся аукцион с открытой формой подачи предложений о цене по продаже пакета акций ОАО "Чувашавтодор" со следующими условиями: начальная цена пакета акций - 179 281 293 руб.; шаг аукциона - 1 000 000 руб.
В ходе проведения торгов все участники действовали на равных условиях и путем поднятия карточек двумя участниками ЗАО "Михалково" (номер карточки 1) и ООО "Лидер" (номер карточки 3) сделано 53 шага аукциона, в результате чего повышалась цена аукциона и в итоге стоимость пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в количестве 189 474 шт. составила 232 281 293 руб.
Ни на момент опубликования информационного сообщения о проведении аукциона, ни на стадии подачи заявок на участие в аукционе ООО "Лидер" не оспорило в установленном порядке начальную стоимость пакета акций, о которой ему было известно.
В связи с расторжением договора от 11.09.2015 N 113 купли-продажи акций ОАО "Чувашавтодор", заключенного между Министерством и ООО "Лидер", по причине неоплаты акций покупателем данный пакет акций был выставлен на повторный аукцион, который был объявлен на 16.11.2015.
Согласно протоколу о признании претендентов участниками аукциона
от 13.11.2015 N 70 прием заявок осуществлялся с 15.10.2015 по 10.11.2015, однако заявки на участие в аукционе не поступили, в связи с чем аукцион признан несостоявшимся.
С учетом изложенных обстоятельств, суд не усмотрел заинтересованности ООО "Лидер" в приобретении пакета акций ОАО "Чувашавтодор", а равно готовности данного лица реализовать свое право на приобретение пакета акций ОАО "Чувашавтодор".
Кроме того, суд принял во внимание, что в силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета.
Отчет составлен ООО "Независимость" 29.05.2015, то есть продажа пакета акций ОАО "Чувашавтодор" на основании этого отчета могла состояться только до 29.11.2015.
С настоящими исковыми заявлениями ООО "Лидер" обратилось в арбитражный суд 14.09.2016 и они приняты судом к производству 06.10.2016 (с учетом оставления исков без движения), в связи с чем дальнейшая реализация права данного лица на приобретение акций на основании отчета с истекшим сроком была в любом случае невозможна.
И, как следствие, проверку обоснованности начальной цены пакета акций ОАО "Чувашавтодор" суд счел нецелесообразной, так как в случае принятия решения о проведении следующего аукциона по продаже указанного пакета акций у Министерства наступит обязанность по подготовке нового отчета об оценке с установлением начальной цены предмета аукциона по состоянию на соответствующий период. В свою очередь, в случае несогласия с уже вновь установленной ценой заинтересованные лица вправе ее оспорить в установленном законом порядке.
По смыслу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачей арбитражных судов является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно общим правилам федерального законодательства лицо, гражданское право которого нарушено (оспорено), вправе осуществить судебную защиту нарушенного (оспоренного) права способом, названным в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иным способом, предусмотренным законом. При этом указанное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенного (оспариваемого) права.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Право на иск по смыслу названной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, как следствие, право на судебную защиту определяется действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите.
Именно по этой причине принцип судебной защиты нарушенных или
оспариваемых прав и законных интересов, закрепленный статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, обеспечивает реальную защиту либо восстановление нарушенного (оспоренного) права.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из анализа названных норм, нарушение прав и законных интересов должен доказывать истец. При этом целью обращения лица, права которого нарушены, в арбитражный суд является восстановление нарушенных прав этого лица.
Вместе с тем нарушение прав и законных интересов ООО "Лидер" не доказало. ООО "Лидер" также не представило суду доказательства наличия нарушений, которые могли бы повлиять на результат проведенных торгов.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Решение законно и обоснованно, принято при полном, объективном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело, которым дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Ссылка заявителя на то, что суд первой инстанции неправомерно отказал в принятии уточненного искового заявления от 10.01.2018, подлежит отклонению.
В судебном заседании в суде первой инстанции представитель истца заявлял ходатайство об уточнении исковых требований, просил признать недействительным протокол от 21.08.2015 N 48 об итогах аукциона по продаже лота N 1 (акции открытого акционерного общества "Чувашавтодор" в размере 75 процентов минус одна акция от уставного капитала, в количестве 189 474 шт.);
- считать договор от 11.09.2015 N 113 купли-продажи акций открытого акционерного общества "Чувашавтодор", принадлежащих на праве собственности Чувашской Республике, заключенный между Государственным комитетом Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям и ООО "Лидер", расторгнутым в связи с существенным изменением обстоятельств и применить последствия в виде понуждения Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" денежные средства, полученные в виде задатка в размере 17 928 129 руб. 30 коп.
В принятии уточнений судом отказано при этом, исходя из содержания искового заявления и представленных обществом уточнений, суд верно определил, что заявленное истцом уточнение направлено на изменение и предмета и основания иска, что в силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" (далее - Постановление) указано, что право истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований может быть использовано истцом до принятия решения судом первой инстанции.
Изменение предмета иска означает изменение материально-правового
требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
Одновременное изменение предмета и основания иска Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не допускает.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.01.2018 по делу N А79-8504/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.