г. Владимир |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А79-6008/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Вечканова А.И., Логиновой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.12.2017 по делу N А79-6008/2017, принятое судьей Щетинкиным А.В. по иску администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН 1022101150037, ИНН 2126003194) к индивидуальному предпринимателю Соловьеву Сергею Борисовичу (ОГРН 304212929400078, ИНН 212900011427) о признании незаконной деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам N N 60, 60К в границах города Чебоксары,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
установил:
администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к индивидуальному предпринимателю Соловьеву Сергею Борисовичу (далее - ИП Соловьев С.Б., предприниматель) о признании незаконной деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам N N 60, 60К в границах г.Чебоксары.
Решением от 28.12.2017 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого решения, заявитель указывает на отсутствие заключенного между истцом и ответчиком муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, что, по его мнению, создает потенциальную опасность причинении вреда в будущем для неопределенного круга лиц.
Считает, что осуществление ответчиком деятельности по пассажирским перевозкам в отсутствие заключенного с уполномоченным органом контракта является нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимися этими услугами, а также другим участникам дорожного движения. Указанное обстоятельство угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.
Стороны, извещенные о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, заявленные требования мотивированы тем, что в ходе мониторинга дорожного движения в городе Чебоксары администрацией зафиксированы перевозки пассажиров предпринимателем по маршрутам N N 60, 60 "К" после прекращения договорных отношений. Движение автобусов по маршрутам NN 60, 60 "К" осуществляется без утвержденных в установленном порядке расписаний.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. В силу абзаца третьего статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Поскольку муниципальное образование является собственником дорожной инфраструктуры и является в силу закона ответственным за организацию пассажирских перевозок на своей территории, следовательно, имеет право устанавливать маршрутную сеть города и контролировать порядок организации маршрутов по городскому округу и соответственно обязано обеспечить наиболее эффективные способы организации транспортных перевозок по городским маршрутам.
В соответствии с главой 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьей 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N48 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике" организация регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.09.2016 N 446 утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования города Чебоксары (далее - Положение).
Положение регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой муниципальных маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок на территории муниципального образования города Чебоксары.
Согласно пункту 1.4. Положения Уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории города Чебоксары является администрация города Чебоксары.
Пунктом 7.1 Положения предусмотрено, что ведение реестра муниципальных маршрутов осуществляется администрацией в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 220-ФЗ.
В реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены следующие сведения:
1) регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в соответствующем реестре;
2) порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления;
3) наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт поданному маршрут;
4) наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок или наименования поселений, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты;
5) наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок;
6) протяженность маршрута регулярных перевозок;
7) порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок);
8) вид регулярных перевозок;
9) виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршрут) регулярных перевозчик, максимальное количество транспортных средств каждого класса;
10) экологические характеристики транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок;
11) дата начала осуществления регулярных перевозок;
12) наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и, если имеется, отчество индивидуального предпринимателя (в том числе участников договора простого товарищества), осуществляющих перевозки по маршруту регулярных перевозок;
13) планируемое расписание для каждого остановочного пункта (для межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти);
14) иные требования, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Судом установлено, что рамках дела N А79-5896/2017 рассмотрено заявление ИП Соловьева С.Б. к администрации г. Чебоксары о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 60, N 60к и новых карт муниципальных маршрутов регулярных перевозок N 60, N 60к, изложенного в письме от 28.04.2017 N С-4223, С-4224; признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 60, N 60к и новых карт муниципальных маршрутов регулярных перевозок N 60, N 60к; признании незаконными действий администрации города Чебоксары по включению в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Чебоксары (графа 8 "Вид регулярных перевозок" по состоянию на 15.05.2017) сведений "по регулируемым тарифам" в отношении муниципальных маршрутов N N 60, 60к.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 28.08.2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017, заявление удовлетворено. Суд признал незаконным включение администрацией г. Чебоксары в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Чебоксары сведений о том, что перевозки по маршрутам N 60 и N 60к осуществляются ИП Соловьевым С.Б. по регулируемым тарифам. Также суд признал недействительными выраженные в письмах от 28.04.2017 N С-4223, С-4224 отказ администрации г. Чебоксары в выдаче ИП Соловьеву С.Б. свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 60 и N 60к и карт муниципальных маршрутов регулярных перевозок в отношении маршрутов N 60 и N 60к; признать незаконным бездействие администрации г. Чебоксары, выразившееся в невыдаче ИП Соловьеву С.Б., свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 60 и N 60к и карт муниципальных маршрутов регулярных перевозок в отношении маршрутов N 60 и N 60к.
Решением суда на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность в течение десяти календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать ИП Соловьеву С.Б. в порядке, установленном частями 4 и 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок в отношении муниципальных маршрутов N 60 и N 60к.
Вышеуказанные судебные акты по делу N А79-5896/2017 оставлены без изменения постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.02.2018.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ИП Соловьеву С.Б. осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршрутам N N 60, 60К в границах г.Чебоксары на законных основаниях.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований администрации правомерно отказано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как заявитель в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.12.2017 по делу N А79-6008/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.