г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А56-84423/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Юркова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сивцевой П.С.
при участии:
от заявителя: Булкин И.Е., Федченко Д.Г. по доверенностям от 29.03.2018
от ответчика: Сазонов Г.В., по доверенности от 09.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3685/2018) ООО "София" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2018 по делу N А56-84423/2017 (судья Денисюк М.И.,), принятое
по заявлению ООО "София"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "София" (далее - ООО "София", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ) от 22.08.2017 N 06/10608-Р.
Решением суда 29.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "София" просит решение суда отменить.
В обоснование своих возражений Общество указывает, что выданное Инспекцией предписание не содержит порядка устранения нарушений. Кроме того, податель жалобы полагает, что нарушение пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), не может быть вменено заявителю, так как должен применяться Федеральный закон. Также, распоряжения Комитета по тарифам не предусматривают возможность применения норматива потребления электроэнергии в целях содержания имущества с учетом дифференциации по времени суток, поэтому расчет исходя из указанных нормативов невозможен, ГЖИ не указано, каким образом произведен расчет и какие нормативы были применены.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель ГЖИ против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям письменного отзыва.
Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, представленных Обществом в суд апелляционной инстанции и приложенных к апелляционной жалобе, не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исключает возможность их принятия на стадии апелляции.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08.08.2017 N 06/10608-Р Инспекцией в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга (вх.N01-13353/17-0-0 от 14.07.2017).
В ходе проверки Инспекцией выявлено и отражено в Акте проверки от 10.08.2017 N 06/10608-Р, что в нарушение части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 44 Правил N 354 собственникам жилых помещений в многоквартирном доме (далее также - МКД) по адресу: г. Санкт- Петербург, Южное шоссе, д. 55, корп. 4, лит.А за период с сентября 2015 года по июль 2017 года были начислены избыточные платежи за электрическую энергию на общедомовые нужды с превышением установленного норматива (Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.09.2015 N 97-р "Об установлении нормативов потребления на территории Санкт-Петербурга с применением методов аналогов").
Как установлено Инспекцией в ходе проверки, площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД, составляет 2897,2 кв.м:
- за 2015 год количество электрической энергии на общедомовые нужды, которое Общество вправе предъявить жителям к оплате, составляет 4548,6 квт.ч, количество электрической энергии, предъявленной жителям к оплате составляет за октябрь - 10771,0 квт.ч, за ноябрь - 10198,0 квт.ч, за декабрь - 7832 квт.ч;
- за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 количество электрической энергии на общедомовые нужды, которое Общество вправе предъявить жителям к оплате, составляет 5301,9 квт.ч, количество электрической энергии, предъявленной жителям к оплате составляет за январь - 14354,0 квт.ч, за февраль - 8727,0 квт.ч, за март - 8148,0 квт.ч, за апрель - 9045,0 квт.ч, за май - 8038,0 квт.ч, за июнь - 6488,0 квт.ч;
- за период с 01.07.2016 по 31.12.2016 количество электрической энергии на общедомовые нужды, которое Общество вправе предъявить жителям к оплате, составляет 5707,5 квт.ч, количество электрической энергии, предъявленной жителям к оплате составляет за сентябрь - 7246,0 квт.ч, за октябрь 10630,0 квт.ч, за ноябрь - 9466,0 квт.ч, за декабрь - 10364,0 квт.ч;
- за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 количество электрической энергии на общедомовые нужды, которое Общество вправе предъявить жителям к оплате, составляет 6084,1 квт.ч, количество электрической энергии, предъявленной жителям к оплате составляет за январь - 10405,0 квт.ч, за февраль - 8362,0 квт.ч, за март - 10054,0 квт.ч, за апрель - 8060,0 квт.ч, за май - 10939,0 квт.ч, за июнь - 6134,0 квт.ч.
Указанные обстоятельства отражены в Акте проверки от 10.08.2017 N 06/10608-р.
По результатам проверки Инспекцией выдано предписание от 22.08.2017 N 06/10608-Р, которым Обществу предписано устранить вышеуказанное нарушение в срок до 20.10.2017.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в МКД включает плату за электроснабжение.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД) ресурсоснабжающим организациям.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (пункт 2 статьи 155 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу подпунктов "д" и "ж" пункта 4 Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе: заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей до 30.06.2016) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения
В случае отсутствия принятого собственниками помещений МКД решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, действовавшей с 30.06.2016 по 31.12.2016, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для населения.
Пунктом 44 Правил N 354 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, действующей с 01.01.2017, установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, положениями пункта 44 Правил N 354 в редакциях, действующих в спорный период (с сентября 2015 по июль 2017 года), было предусмотрено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.09.2015 N 97-р "Об установлении нормативов потребления на территории Санкт-Петербурга с применением методов аналогов" (далее - Распоряжение N 97-Р) были установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах на территории Санкт-Петербурга в спорный период с сентября 2015 года по июль 2017 года.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что между ООО "София" и АО "Петербургская сбытовая компания" заключен договор энергоснабжения от 09.12.2015 N 080554, соответственно, Общество в рассматриваемом случае выступает исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению.
Многоквартирный жилой дом по адресу г. Санкт-Петербург, Южное шоссе, д. 55, корп. 4, лит. А, оснащен общедомовыми и индивидуальными приборами учета электрической энергии, имеющими одинаковые функциональные возможности по определению объемов коммунальной услуги дифференцировано по времени суток.
Как установлено Инспекцией в ходе проверки и не опровергнуто Обществом, в спорный период (с сентября 2015 года по июль 2017 года) объем электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, согласно показаниям общедомовых приборов учета превышал объем, рассчитанный исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, установленного Распоряжением N 97-Р (показатели приведены в акте проверки от 10.08.2017 N 06/10608-р).
Абзац четвертый пункта 44 Правил предусматривает, что в случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данная норма устанавливает возможность установить в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, критерии, по которым можно установить степень использования коммунальных ресурсов.
При этом при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в МКД об оплате коммунального ресурса электроэнергия на общедомовые нужды сверх норматива, наличие в договоре оговорки о дифференциации расчетов по времени суток, не позволяет Обществу производить начисления, превышающие норматив по данному дому.
Данное условие позволяет разграничивать плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, дифференцировано по времени суток, только если выставляемая плата меньше норматива на дом или если имеется решение собственников об оплате, потребленной на общедомовые нужды, электрической энергии в полном объеме.
Судом первой инстанции отмечено, что в материалы дела не представлены доказательства того, что собственниками МКД было принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме ("сверхнормативного объема") между всеми собственниками помещений указанного дома.
Таким образом, в нарушение указанной нормы Правил N 354 превышение избыточных платежей за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды выставлены собственникам и пользователям помещений.
На основании вышеизложенного оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано Инспекцией в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований. Вопреки мнению заявителя, предписание неясностей в нарушениях, подлежащих устранению, не содержит, перерасчет должен производиться нарушителем, конкретный способ выполнения предписания избирается нарушителем и не может в данном случае безусловно предписываться и навязываться ГЖИ. При этом возникновении трудностей в исполнении заявитель не лишен возможности обратиться в Инспекцию за разъяснением порядка (чего к настоящему моменту не последовало) и продлении срока исполнения предписания.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Подателю жалобы следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную сумму государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2018 по делу N А56-84423/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "София" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 15.01.2018 N 20.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.