г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А56-76592/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сивцевой П.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Григорьева АВ., по доверенности от 28.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1525/2018) ООО "ВИРА сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2017 по делу N А56-76592/2017 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ООО "ВИРА сервис"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вира сервис" (далее - ООО "Вира сервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) о признании недействительным предписания от 11.07.2017 N 230/1-СВ.
Решением суда от 22.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Вира сервис" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что вынесение нескольких предписаний по результатам проверки в отношении одного проверяемого лица не предусмотрено нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Кроме того, членство в саморегулируемой организации (далее также - СРО) подтверждается выпиской из реестра членов СРО, представленной в суд первой инстанции, в этой связи вывод суда об отсутствии лицензии в заключении ООО "Универсал", по мнению заявителя, является необоснованным. Общество также считает, что указанные в пунктах 1, 2 Предписания нарушения имеют отношение к капитальному ремонту, решение о проведении капитального ремонта относится к компетенции общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме (далее- МКД).
В судебном заседании представитель Комитета возразил против удовлетворения апелляционной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечило, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не служит препятствием для рассмотрения дела.
От Общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитетом на основании распоряжения от 22.06.2017 N 230-СВ проведена внеплановая выездная проверка ООО "Вира сервис" на основании обращения граждан (вх. от 10.06.2017 N гжило-08-5883/17-0-0), проживающих по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 14.
В ходе проверки Комитетом установлены факты нарушений Обществом лицензионных требований, которые отражены в Акте проверки от 11.07.2017 N 230-СВ, а именно:
- со стороны заднего фасада, а также с боковых сторон МКД, наблюдается разрушение бетонного основания козырьков (перекрытий витражей, расположенных над нежилыми помещениями), в частности наблюдается оголение арматуры в перекрытиях, выкрашивания бетонного слоя, мер по восстановлению целостности перекрытий не принимается, что является нарушением пункта 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатаций жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170);
- со стороны заднего фасада наблюдается повреждение отделочного слоя цоколя, что является нарушением пункта 4.2.3.4 Правил N 170.
По результатам проведенной проверки Комитетом 11.07.2017 выдано Обществу предписание N 230/1-СВ об устранении выявленных нарушений, а именно: выполнить работы по восстановлению целостности козырьков (перекрытий витражей) над нежилыми помещениями МКД) в указанных областях дома, выполнить работы по восстановлению целостности отделочного слоя цоколя (в местах повреждений), срок исполнения - 01.11.2017.
Не согласившись с законностью вынесенного предписания, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в числе прочего соблюдение требований к надежности и безопасности МКД; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Материалами дела подтверждается, что ООО "Вира сервис" на основании договора управления от 01.01.2011 N 6 приняло на себя обязанности по управлению общим имуществом МКД по адресу: г. Сланцы, ул. Кирова, д. 14, выполнению работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а также по организации предоставления собственникам коммунальных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе, собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения управляющими организациями. Правила включены в реестр нормативно-правовых актов; зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации от 15.10.2003 N5176 и являются действующим нормативно-правовым актом.
В соответствии с пунктом 4.2.3.4. Правил N 170, повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи их легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкие и материалами.
Согласно пункту 4.2.4.2. Правил N 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее -Минимальный перечень N 290), а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).
Выполнение работ, предусмотренных Предписанием, предусмотрено законодательством и включено в Минимальный перечень N 290, который обязателен для исполнения управляющей организацией независимо от их указания в договоре управления.
В соответствии с пунктом 3 Минимального перечня N 290 в состав работ, выполняемых в целях надлежащего содержания стен многоквартирных домов, включены такие работы, как:
-выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков;
-выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней.
В случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
В соответствии с пунктом 9 Минимального перечня N 290 в состав работ, выполняемых в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов включены такие работы, как:
-выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков.
Мероприятия согласно предписанию от 11.07.2017 N 230/1-СВ не предусматривают проведение капитального ремонта многоквартирного дома, а относятся к работам, обеспечивающим нормативные условия для проживания и направленных на поддержание надлежащего содержания общего имущества с целью безопасного и благоприятного проживания граждан. При выявления нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках производится разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу подпункта "г" пункта 6 Правил N 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Из указанного следует, что мероприятия согласно предписанию от 11.07.2017 N 230/1-СВ не предусматривают проведение капитального ремонта многоквартирного дома, а относятся к работам, обеспечивающим нормативные условия для проживания и направленных на поддержание надлежащего содержания общего имущества с целью безопасного и благоприятного проживания граждан.
Кроме того, в соответствии с приложением N 7 к Правилам N170, герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов, работы по восстановление дли замене лестниц, балконов, козырьков над входами в подъезды, относятся к перечню работ, относящемуся к текущему ремонту.
Работы восстановлению (ремонту) козырьков, цоколя МКД относятся к планово-предупредительному ремонту.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
ООО "Вира сервис" приняло на себя обязательства по выполнению функции по содержанию и ремонту жилого дома, что предусматривает обязанность производить весь комплекс работ для поддержания имущества в исправном состоянии вне зависимости от того, имеется ли по какому-либо вопросу решение общего собрания собственников МКД.
Управляющая организация выступает как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является ее предпринимательским риском.
Из Акта проверки следует, что в ходе проверки, Комитетом в адрес ООО "Вира сервис" и Администрацию МО "Сланцевский район" были направлены запросы от 04.07.2017 N б/н. Согласно полученной информации Администрации в 2016 году в адрес управляющей организации от Администрации поступало уведомление о необходимости проведения ремонтных работ элементов строительных конструкций (перекрытий витражей) (письмо от 30.06.2016 исх. N 108/11-01-09), указывалось, что состояние перекрытий представляет угрозу для жизни и здоровья граждан. К письму прилагался акт от 11.05.2016, из которого следует, что перекрытия над витражами являются общедомовым имуществом (что также подтверждается в ходе проверки, так как перекрытия являются архитектурным элементом дома, обслуживают более чем одно помещение, выполняют защитную функцию, от падения с кровли наледи, атмосферных осадков), перекрытия нуждаются в ремонте. Согласно указанного акта, обязанность за ремонт возлагается на управляющую организацию. Акт не содержит данных, что необходим капитальный ремонт конструкций. ООО "Вира сервис" не представило документы, что необходим капитальный ремонт данных перекрытий. Кроме того, в ответе на запрос Комитета от 04.07.2017 указано, что обследование перекрытий (козырьков) специализированной организацией не проводилось. Документов, подтверждающих отсутствие у Общества обязанности осуществить ремонт перекрытий витражей, в ходе проверки не представлено.
Представленное заключение по техническому обследованию МКД от 2015 года, выполненное специализированной ООО "Универсал", не опровергает неисполнения и не снимает с заявителя рассматриваемых обязанностей. Кроме того, из указанного заключения усматривается применение металлической рулетки и цифровой камеры, что не позволяет произвести объективные исследования и установить причину выявленных нарушений. Использование специальной приборной и инструментальной базы в ходе проведения экспертизы не усматривается в соответствии с представленным заключением.
Согласно выводам и рекомендациям заключения ООО "Универсал" рекомендован ремонт кирпичной кладки, штукатурки стен крылец и цоколя отдельными местами, огрантовка и покраска полностью стен крылец и цоколя, то есть поведение работ восстаноительного характера. Данных о необходимости проведения работ капитального характера в заключении отсутствуют.
Кроме того, ООО "Вира сервис" представлено заключение по техническому обследованию кровли, фасада и внутридомовых инженерных сетей МКД ООО "Универсал", проведенное в августе 2017 г.
Согласно представленному заключению, установлен физический износ цоколя и оконного заполнения менее 40 %, балконных и карнизных плит - менее 30 %, козырьков над входами в подъезды - менее 60 %.
Согласно Ведомственным строительным нормам 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" заделка трещин, ремонт кладки цоколя и надземной части фундаментных столбов; восстановление местами облицовки фундаментных стен со стороны подвальных помещений, цоколей; укрепление или снятие с фасада угрожающих падением архитектурных деталей, облицовочных плиток, отдельных кирпичей; восстановление или замена отдельных элементов крылец, восстановление или устройство зонтов над входами в подъезды, подвалы и на балконы верхних этажей относятся к основным работам по текущему ремонту зданий и объектов.
В соответствии с Ведомственными строительными нормами 53-86(р) "Правила оценки физического износа жилых зданий" при степени физического износа, указанного в заключении от августа 2017 года предусмотрено проведение восстановительных работ, а именно заделка трещин, ремонт кладки цоколя, заделка трещин, усиление простенков и перемычек. Проведение работ капитального характера при выявленной степени физического износа конструктивных элементов МКД не предусмотрено.
Предоставленное Обществом заключение подтверждает факт бездействия управляющей организации в указанный период, является явным следствием ненадлежащего исполнения ООО "Вира сервис" предусмотренных законодательством и договором управления обязанностей, а также не отменяет обязанность надлежащего содержания общего имущества МКД обеспечения безопасных условий проживания граждан.
Управляющей организацией не было реализовано право выступить инициатором общего собрания собственников помещений МКД, согласно части 7 статьи 45 ЖК РФ, в целях утверждения размера платы за содержание жилья, обеспечивающем возможность содержания общего имущества собственников помещений МКД в надлежащем состоянии. На официальных сайтах https://www.refomiagkh.ru, https://dom.gosuslugi.ru не содержатся решения собственников помещений, согласно которых собственниками не утвержден предлагаемый управляющей организацией размер платы, обеспечивающий содержание общедомового имущества в надлежащем состоянии.
В случае необходимости наличия дополнительного времени для принятия решения собственниками, финансирования расходов и проведения работ заявитель имеет право обратиться с заявлением о продлении (установлении нового) срока исполнения предписания. Кроме того, в случае постановки вопроса об административной ответственности за неисполнение предписания и при выяснении виновности в любом случае производится оценка имевшихся возможностей исполнения.
Поскольку рассматриваемое предписание не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, его нельзя признать незаконным и нарушающим его права и законные интересы.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано Инспекцией в пределах предоставленных полномочий, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют конкретным обстоятельствам дела.
Нарушений требований Закона N 294-ФЗ при проведении проверки Инспекцией не усматривается, выдача по результатам проверки двух предписаний N 230-СВ и 230/1-СВ права заявителя не нарушает, поскольку содержит разный перечень нарушений лицензионных требований Обществом при осуществлении управления МКД, а также различные предписания их устранения.
Указание в мотивировочной части решения суда неверного номера предписания и района региональной программы капитального ремонта общего имущества МКД, не изменяет его содержания, носит технический характер и не затрагивает изменения описания фактических обстоятельств, не привело к принятию неправильного решения по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2017 по делу N А56-76592/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.