г. Вологда |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А05-7324/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 апреля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 октября 2017 года по делу N А05-7324/2017 (судья Шапран Е.Б.),
установил:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецкому автономному округу (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2; ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203; далее - Управление) о возложении обязанности по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:158, исключив из него площади, имеющие пересечение с границами земель лесного фонда (согласно материалам лесоустройства 2001 года), в установленном законом порядке, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения по делу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.10.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к следующему:
- суд ошибочно исходил из того, что требование истца об уточнении границ спорного участка предполагает раздел данного участка;
- суд, делая вывод о ненадлежащем способе защиты права, не обосновал данный вывод, не указал на надлежащий в данном случае способ защиты права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ).
Ответчик и третьи лица отзывов на жалобу не представили.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 04.05.2017 Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:158 площадью 15 439 576 кв.м +/- 34 382 кв.м (что соответствует 1543, 9576 га).
Право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией 26.06.2008.
Земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:158 поставлен на кадастровый учет 23.08.2007 на основании распоряжения Управления от 23.08.2007 N 946-р в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:0144 и первоначально имел площадь 59 449 453 кв.м.
В дальнейшем из земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:158 неоднократно выделялись другие земельные участки, в результате чего на настоящий момент его площадь составляет 15 439 576 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:158 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Как указывает Министерство, границы земельного участка 29:01:000000:158 имеют пересечения с участками, которые по данным материалов лесоустройства 2001 года относятся к участкам лесного фонда.
Согласно каталогу координат и площади пересечений в МК-29 и тематической карте пересечений, приложенных к письму ФГБУ "Рослесинфорг" от 14.07.2017 N 02/872-70 площадь пересечений земель лесного фонда в границах земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:158 составляет 16, 46 га.
Министерство обратилось в Управление с письмом от 16.05.2017 N 204-12/3988, в котором, сославшись на выполнение предписания Рослехоза от 27.04.2016 N АЭ-08/1990 по выявлению и устранению пересечений границ земель лесного фонда с границами участков иных категорий, предложило Управлению уточнить границы земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:158, устранив пересечения с участками лесного фонда.
Управлению в ответе от 06.06.2017 N 3521 сообщило, что кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:158 проводились в 2014 году на основании планового материала к государственному акту на право пользования землей, выданного председателем исполкома Вельского районного Совета народных депутатов 03.08.1981.
Управление предложило Министерству провести кадастровые работы по формированию земельных участков под лесными насаждениями и перевести их в лесной фонд в порядке действующего законодательства.
Считая, что Управление необоснованно отказалось уточнять границы земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:158 путем исключения из него участков площадью 16, 46 га, относящихся к землям лесного фонда, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом.
Земельные споры, согласно пункту 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно части 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 9 статьи 22 упомянутого Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании данного Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Из системного толкования указанных положений Закона N 218-ФЗ следует, что уточнение границ земельного участка осуществляется тогда, когда местоположение границ земельного участка не определено посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями указанного закона.
Из выписки из ЕГРН от 04.05.2017 не следует, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:158 не определено. Напротив, в выписке указано, что данный земельный участок состоит из 35 контуров.
Следовательно, правовые основания оснований для обязании Управления уточнить границы земельного участка отсутствуют.
Кроме того вышеприведенные нормы об уточнении границ земельного участка не являются императивными для правообладателя, поэтому обоснованным является довод третьего лица об отсутствии в действующим законодательстве обязанности по уточнению границ и площади земельного участка, а понуждение к совершению определенных действий в отсутствие обязательства является ненадлежащим способом защиты права.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, фактически требования Министерства преследуют цель исключить из земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:158 те части (участки площадью 16, 46 га), которые по данным истца относятся к землям лесного фонда.
Однако исключение таких частей предполагает раздел земельного участка, при которых такой преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах.
Пересечение (наложение) участков лесного фонда в границах земельного участка 29:01:000000:158, имеющего категорию "земли сельхозназначения", Министерство обосновывает тем, что по данным материалов лесоустройства 2001 года пересекающиеся земельные участки относились к землям лесного фонда (находились в границах Вельского сельского лесхоза, в состав которого входили в том числе Вельский совхоз-техникум, Государственный завод-конюшня, Вельский райпотребсоюз и другие, всего 14 хозяйств).
Вместе с тем как усматривается из акта проверки Рослесхоза от 08.04.2016 N 03-04/31 при организации Вельского лесничества в 2008 году и составлении его лесохозяйственного регламента в его материалы не были включены участки бывшего Вельского сельского лесхоза по трем хозяйствам: Вельский совхоз-техникум, Государственный завод-конюшня, Вельский райпотребсоюз. Лесохозяйственный регламент без включения указанных участков утвержден распоряжением от 09.12.2008 N 265-ра/46.
Таким образом, участки, которые, по утверждению Министерства относятся к землям лесного фонда, однако включены в состав земель сельхозназначения по данным ЕГРН, не были отнесены к землям лесного фонда самим Министерством в 2008 году.
Рослехоз выдал Министерству предписание от 27.04.2016 N АЭ-08/1190 в срок до 01.06.2017 включить в границы Вельского лесничества лесные участки и внести изменения в регламент Вельского лесничества в связи с включением лесных участков, расположенных на территории бывшего Вельского сельского лесхоза.
Предъявление настоящего иска направлено на исполнение данного предписания. Вместе с тем гражданское законодательство не предусматривает такой способ защиты права.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда не имелось.
Надлежащим способом защиты права является требование о признании недействительным результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:158.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 октября 2017 года по делу N А05-7324/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.