г. Воронеж |
|
2 апреля 2018 г. |
Дело N А36-3646/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 апреля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: Шипулина Ю.А., представитель по доверенности от 10.01.2018
от Акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания":
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Животиковой О.В.: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дел,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.12.2017 по делу N А36-3646/2017 (судья Дружинин А.В.) по заявлению Акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области о признании незаконным постановления Липецкого УФАС России от 17.03.2017 г. по делу N 15-А-17 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Животикова О.В.,
УСТАНОВИЛ :
Акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - АО "ЛГЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - Липецкое УФАС России, Управление) от 17.03.2017 по делу N 15-А-17 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Животиковой О.В.
Решением Арбитражного суда Липецкой области 26.12.2017 по делу N А36-3646/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, АО "ЛГЭК" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе общество указывает на то, что в адрес АО "ЛГЭК" от Животиковой О.В. не поступало предусмотренного договором уведомления об исполнении ею Технических условий.
Ссылается на то, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы общества.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление, соглашаясь со всеми выводами суда первой инстанции, настаивает на необоснованности и несостоятельности доводов заявителя жалобы. Указывает, что технологическое присоединение садового домика не могло быть осуществлено до выполнения обязательств со стороны сетевой организации.
В ходе судебного заседания арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Управления доводы апелляционной жалобы отклонил, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие Общества, третьего лица в порядке ст.ст.123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Управления, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.03.2016 между АО "ЛГЭК" и Животиковой О.В. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 1069/16 садового домика (далее - договор), а также выданы технические условия N Э0203/16 от 15.03.2016.
Согласно п. 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 180 дней со дня заключения настоящего договора.
Согласно п. 6 договора сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
30.09.2016 года Животиковой О.В. в адрес АО "ЛГЭК" направлена претензия о нарушении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
18.10.2016 АО "ЛГЭК" в адрес Животиковой О.В. направило письмо N 4862 о том, что мероприятия по технологическому присоединению садового домика на участке N 43 в СНТ "Ветеран труда" со стороны АО "ЛГЭК" будут выполнены до 31.12.2016.
Вместе с тем, мероприятия по технологическому присоединению садового домика не были осуществлены АО "ЛГЭК" в сроки, указанные в договоре.
В связи с указанным, в адрес Липецкого УФАС России поступило заявление Животиковой О.В. о неисполнении АО "ЛГЭК" мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств садового домика расположенного по адресу: г. Липецк, СНТ "Ветеран труда", ул. Логовая, участок N 43.
На основании указанного обращения должностным лицом Управления в отношении Общества 08.02.2017 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 15-А-17 и проведении административного расследования. По результатам административного расследования 03.03.2017 составлен протокол N 15-А-17 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Заместитель руководителя УФАС по Липецкой области, рассмотрев протокол N 15-А-17 об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, 17.03.2017 вынес постановление N 15-А-17 по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении Общества о наложении штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением, АО "ЛГЭК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, заключается в несоблюдении или нарушении хозяйствующим субъектом правил подключения, присоединения к инфраструктурным сетям.
Субъектами административной ответственности могут быть хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность посредством инфраструктурных сетей и подключающие потребителей оказываемых услуг для того, чтобы иметь возможность оказывать им услуги, а также их должностные лица.
В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект; (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены "Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861), которые регламентируют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Указанным пунктом Правил технологического присоединения на Сетевую организацию возложена обязанность независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения, в том числе заявителя, указанного в пункте 14 настоящих Правил, обратившегося в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, заключить договор об осуществлении технологического присоединения, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
С учетом характеристик, указанных в заявке об осуществлении технологического присоединения, заявитель относится к категории, указанной в пункте 14 Правил технологического присоединения.
Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения, включающая в себя подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; фактический прием (подача) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать: 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
По смыслу приведенных положений установленный Правилами N 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
Пунктом 18 Правил N 861 предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра электроустановки по форме, утверждаемой органом федерального государственного энергетического надзора;
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (пункт 19 Правил N 861).
Как усматривается из материалов дела, 22.03.2016 между АО "ЛГЭК" (сетевая организация) и Животиковой О.В. был заключен договор N 1069/16 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно пункту 5 договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 180 дней со дня заключения настоящего договора.
Следовательно, АО "ЛГЭК" в силу п. 3 Правил обязано было выполнить предусмотренные п. 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению садового домика, в течение 180 дней с момента заключения договора.
Однако, мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств садового домика в установленные сроки не были осуществлены АО "ЛГЭК".
При этом заявитель как при рассмотрении дела антимонопольным органом, так и в поданном в суд заявлении в качестве причин бездействия указывает как на причину пропуска срока осуществления технологического присоединения - отсутствие исполнения условий договора со стороны гражданина.
Данные доводы АО "ЛГЭК" суд первой инстанции верно счел несостоятельными, поскольку срок, предусмотренный пунктом 16 Правил N 861, является предельным и начинает течь с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения. Нормами действующего законодательства не предусмотрено оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию от обязанности по осуществлению мероприятий направленных на технологическое присоединение объекта заявителя.
Материалами дела подтверждено наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, выразившейся в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований в части порядка технологического присоединения, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия обстоятельств, препятствующих заявителю в соблюдении требований вышеприведенных норм, что свидетельствует о наличии его вины в совершении вменяемого правонарушения.
Существенных нарушений, являющихся основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,судом не установлено.
Оспариваемое постановление административного органа вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. Нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности не допущены.
Антимонопольным органом установлено, что Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, квалификацию повторности действий АО "ЛГЭК", подпадающих под регулирование статьи 9.21 КоАП РФ, следует признать обоснованной.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной для юридических лиц частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Апелляционный суд считает, что наказание обществу в виде штрафа в размере 600 000 рублей отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьей 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и обстоятельств дела, в связи с чем, подлежат отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не усматривается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.12.2017 по делу N А36-3646/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.