город Ростов-на-Дону |
|
05 апреля 2018 г. |
дело N А32-32174/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Даниловым Е.С.
при участии:
от истца - представитель Рец В.А. по доверенности от 10.01.2018;
от ответчика - представитель Середа Д.О. по доверенности N 01-15-02/6609 от 20.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Павловский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2017 по делу N А32-32174/2017 по иску ООО "Управление домами"
к ответчику - администрации муниципального образования Павловский район
о взыскании задолженности, пени
принятое в составе судьи Шепель А.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управление домами" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город Павловский район о взыскании задолженности в размере 11615 руб. 47 коп., пени в размере 1138 руб. 24 коп. (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 135).
Решением от 05.12.2017 иск удовлетворен, с муниципального образования Павловский район в лице администрации муниципального образования Павловский район за счет казны муниципального образования Павловский район в пользу ООО "Управление домами" взыскано 11615 руб. 47 коп. задолженности, 1138 руб. 24 коп. пени.
Решение мотивировано тем, что ответчик как собственник помещения в многоквартирном жилом доме не исполнил обязанность по оплате работ и услуг по содержанию общего имущества. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате, к ответчику применена ответственность в виде взыскания пени, предусмотренная частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его в отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что в квартире N 6 по ул. Промышленная, 18 в станице Павловской Краснодарского края фактически проживает Бердянов Е.В., который уклоняется от заключения договора найма жилого помещения с администрацией. По мнению заявителя, несоблюдение письменной формы договора социального найма не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Представитель истца в заседании доводы жалобы не признал.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, муниципальному образованию Павловский район Краснодарского края на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: Краснодарский край, Павловский район, ст. Павловская, ул. Промышленная, 18, кв. 6 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости - т. 1 л.д. 89-91, 107).
ООО "Управление домами" осуществляет функции управляющей организации в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: Краснодарский край, Павловский район, ст. Павловская, ул. Промышленная, 18.
В связи с неисполнением администрацией муниципального образования Павловский район в период с 01.04.2016 по 30.06.2017 обязанности по оплате работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома в отношении спорного жилого помещения, ООО "Управление домами" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из буквального толкования указанной правовой нормы, а также из части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации следует обязательность для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме решения общего собрания этих собственников, принятого в установленном порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания. Это решение обязательно и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
д(2)) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.);
л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Факт оказания истцом услуг в спорный период заявителем не оспаривается.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в квартире N 6 по ул. Промышленная, 18 в станице Павловской Краснодарского края фактически проживает Бердянов Е.В., который уклоняется от заключения договора найма жилого помещения с администрацией, несоблюдение письменной формы договора социального найма не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" право пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения возникает на основании договора, заключенного (в письменной форме) в соответствии с Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
По смыслу указанных правовых норм, основанием для возникновения права пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фондов по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
В силу части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Однако, указанные разъяснения касаются взаимоотношений между собственником помещений и фактическим нанимателем помещения.
Управляющая организация как лицо, не участвующее в отношениях социального найма, не имеет возможности установить наличие таких фактических отношений до внесения соответствующих сведений в открытые информационные источники (Единый государственный реестр недвижимости).
Согласно представленной в дело адресной справки ОУФМС России по Краснодарскому краю в Павловском районе (т. 1 л.д. 106) Бердянов Е.В. зарегистрирован по адресу: Краснодарский край, Павловский район, ст. Павловская, ул. Промышленная, 18, кв. 6.
Вместе с тем, решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования в дело не представлено, заключенный в установленном порядке договор социального найма отсутствует. Карточка квартиросъемщика (т. 1 л.д. 124) не является подобным разрешением.
Из содержания выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что ограничения (обременения) права в отношении спорного объекта недвижимости не зарегистрированы.
В данном случае, ООО "Управление домами", обратившись с иском к администрации муниципального образования Павловский район о взыскании задолженности по оплате работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома в отношении спорного жилого помещения, обоснованно исходило из сведений, доступных управляющей организации.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств наличия законных оснований для вселения Бердянова Е.В. в спорное помещение, а также соблюдения порядка предоставления жилого помещения, оснований считать обязательства по оплате работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома в отношении спорного жилого помещения возникшими у Бердянова Е.В., не имеется.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате, истцом заявлено о взыскании пени в размере 1138 руб. 24 коп. за периоды с 11.06.2016 по 09.07.2017 (расчет - т. 1 л.д. 8-15).
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Требование о взыскании пени удовлетворено в заявленном к взысканию размере.
В апелляционной жалобе возражений по методике начисления пени не заявлено, контррасчет не представлен.
В части требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя в апелляционной жалобе возражений не содержится.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2017 по делу N А32-32174/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32174/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2018 г. N Ф08-4143/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Управление домами"
Ответчик: Администрация МО Павловский район, Администрация муниципального образования Павловский район