город Омск |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А46-16857/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1124/2018) Администрации Марьяновского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 28.12.2017 по делу N А46-16857/2017 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению Администрации Марьяновского муниципального района Омской области (ИНН 5520001546, ОГРН 1025501717823)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Омской области
о признании незаконными действий,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации муниципального образования Москаленское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области, Аксаметного Вячеслава, Андреева Ивана Николаевича, Бимендина Салтаната Зайнулловича, Комаровской Татьяны Борисовны, Носачевской Тамары Александровны, Реймхе Владимира Андреевича, Реймхе Геннадия Владимировича, Реймхе Екатерины Николаевны, индивидуального предпринимателя Суминой Натальи Леонидовны, крестьянского фермерского хозяйства "Кристина", Главного управления лесного хозяйства Омской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от крестьянского фермерского хозяйства "Кристина" - глава КФХ Ударс С.И. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, должностное положение подтверждено Постановлением N 282 от 01.10.1992);
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области - Казаков А.Н. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 217-54 от 28.12.2017 сроком действия по 31.12.2018);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Киргинцев К.А. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 106 от 25.12.2017 сроком действия по 31.12.2017);
от иных лиц, участвующих в деле - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
Администрация Марьяновского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление, Управление Росреестра по Омской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (далее по тексту - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Омской области, кадастровая палата) о признании незаконными действий кадастровой палаты по внесению в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о координатах характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:12:05 11 09:2, 55:13:08 10 01:66, 55:13:08 10 01:20, 55:12:05 11 11:24, 55:13:08 10 01:65, 55:12:05 11 11:25, 55:12:05 11 09:18, 55:12:05 11 11:30, 55:12:05 11 09:8, 55:12:05 11 09:9; об обязании Управления исключить из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) сведения о координатах характерных точек границ означенных земельных участков.
Определением суда к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация муниципального образования Москаленское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области (далее - Администрация муниципального образования), Аксаметный Вячеслав Валерьевич (далее - Аксаметный В.В.), Андреев Иван Николаевич (далее - Андреев И.Н.), Бемендин Салават Зайнуллович (далее - Бемендин С.З.), Комаровская Татьяна Борисовна (далее - Комаровская Т.Б.), Носачевская Тамара Александровна (далее - Носачевская Т.А.), Реймхе Владимир Андреевич (далее - Реймхе В.А.), Реймхе Геннадий Владимирович (далее - Реймхе Г.В.), Реймхе Екатерина Николаевна (далее - Реймхе Е.Н.), кадастровый инженер - индивидуальный предприниматель Сумина Наталья Леонидовна (далее - кадастровый инженер), крестьянское фермерское хозяйство "Кристина" (далее - КФХ "Кристина"), Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее - ГУЛХ Омской области) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ ФАУГИ в Омской области).
Решением по делу в удовлетворении заявленных Администрацией требований было отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что заявление требований о признании незаконными действий по внесению в ГКН сведений о координатах характерных точек границ обозначенных Администрацией земельных участков свидетельствует о наличии спора о праве между собственниками земельных участков и Администрацией, а также позволяет прийти к выводу, что заявителем был выбран неверный способ защиты своих прав, что исключает удовлетворение требований.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный, в которой просит решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что у заинтересованных лиц отсутствовали основания для постановки на кадастровый учет (внесение сведений о границах) земельных участков третьих лиц в границах (имеющихся сведений о них) земельного участка Администрации с кадастровым номером 55:12:05 11 11:6. Как указано в жалобе, с момента постановки земельного участка с кадастровым номером 55:12:05 11 11:6 на кадастровый учет Администрация использовала его исключительно в границах, площади и адресных ориентирах, установленных для данного земельного участка. Права третьих лиц на фактические границы земельных участков Администрация не нарушала.
По мнению заявителя, при образовании впоследствии земельных участков третьих лиц орган кадастрового учета не выявил сведения о пересечении их границ с ранее учтенным земельным участком Администрации.
Податель жалобы считает, что является неверным вывод суда первой инстанции о том, что настоящий спор подлежит разрешению по правилам искового производства, так как имеет признаки спора о праве, поскольку заявитель не оспаривает наличие права собственности, не заявляет об исключении сведений о праве из ЕГРН в отношении прав третьих лиц.
В предоставленных до начала судебного заседания отзывах кадастровая палата, Управление, Реймхе В.А., Бимендин С.З. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Бимендин С.З., Администрация, Администрация муниципального образования, Аксаметный В., Андреев И.Н., Комаровская Т.Б., Носачевская Т.А., Реймхе В.А., Реймхе Е.Н., ИП Сумина Н.Л., ГУЛХ Омской области, ТУ ФАУГИ в Омской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления Росреестра по Омской области, кадастровой палаты с доводами апелляционной жалобы не согласились, поддержали доводы, изложенные в своих отзывах на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель КФХ "Кристина" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителей заинтересованных лиц, КФХ "Кристина", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 18.10.2004 на государственный кадастровый учёт поставлен земельный участок с кадастровым номером 55:12:05 11 11:6 площадью 2 940 200 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования - для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: Омская область, Марьяновский район, отд. N 6, поле II-K в границах Москаленской с/а.
Во исполнение распоряжения Главы Марьяновского муниципального образования от 26.04.2004 N 270 земельный участок с кадастровым номером 55:12:05 11 11:6 был предоставлен в аренду Удрас Сергею Иосифовичу по договору от 27.03.2007 N 1.
Соглашением от 07.11.2016 договорные отношения были прекращены, договор расторгнут с 24.11.2016.
В материалах кадастрового дела имелось описание границ земельного участка, подготовленное Западно-Сибирским филиалом ФГУП "Госземкадастрсъемка" по заказу ОГУП "Омский земельный центр" в системе координат СК-63 трёхградусные зоны в 2004 году.
В целях предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:12:05 11 11:6 у заявителя возникла необходимость в проведении юридически значимых действий по пересчёту поворотных точек границ этого земельного участка в существующей в настоящее время системе координат (МСК55).
В связи с этим 15.05.2017 Администрация обратилась в кадастровую палату с ходатайством о пересчёте местной системы координат при существующем описании границ спорного земельного участка.
Управлением Росреестра по Омской области 27.06.2017 по результатам рассмотрения заявления Администрации принято решение N 55/17-18082 о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка.
В частности, регистрирующим органом указано на пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 55:12:05 11 11:6 с границами земельных участков с кадастровыми номерами 55:12:00 00 00:1690 (контура 3094, 2158, 1019, 1573, 1570, 2793, 2566, 2828, 98, 738, 633, 2716, 2577, 717,2380, 1780, 3060,2875, 1966, 793, 604, 1513 многоконтурного земельного участка), 55:12:05 11 09:2, 55:13:08 10 01:66 (контур 2 многоконтурного земельного участка), 55:13:08 10 01:20, 55:12:05 11 11:24, 55:13:08 10 01:65 (контур 3 многоконтурного земельного участка), 55:12:05 11 11:25, 55:12:05 11 09:18, 55:12:05 11 11:30, 55:12:05 11 09:8, 55:12:05 11 09:9.
При этом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:12:00 00 00:1690 внесён в государственный кадастр недвижимости (с 01.01.2017 - ЕГРН) 11.12.2015. Площадь участка - 51 957 999 кв.м. Категория земель - земли лесного фонда. Местоположение: Омская область, Марьяновский район, Любинское лесничество, Марьяновское сельское участковое лесничество, урочище "Москаленское сельское поселение", лесные кварталы N N 84-129. Право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией. Границы внесены на основании межевого плана от 27.11.2015, изготовленного кадастровым инженером Гридчиной P.M. по образованию земельного участка путём раздела земельного участка с кадастровым номером 55:12:00 00 00:1579. Участок является многоконтурным и имеет пересечение с земельным участком с кадастровым номером 55:12:05 14 11:6 в контуре N 284, 189, 2311, 1695, 1491, 1549, 2588, 261, 1029, 2690, 1790, 605, 2550, 1317, 970, 2008.
Земельный участок с кадастровым номером 55:12:05 11 09:2 площадью 99 999 кв.м., расположенный по адресу: Омская область, Марьяновский район, в границах Москаленского сельского поселения, отд. N 6 поле I-к был учтён в государственном кадастре недвижимости с 31.03.2005. Предыдущий земельный участок - 55:12:00 00 00:43, способ образования земельного участка - выдел. Границы земельного участка установлены 08.07.2015 на основании заявления о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости от 24.06.2015 N 55-0-1-62/3001/2015-591 и межевого плана от 19.06.2015, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 55:12:05 11 09:2. Исполнитель кадастровых работ - кадастровый инженер Сумина Н.Л. В межевой план от 19.06.2015 включён акт согласования местоположения границ земельного участка, который содержит подписи заинтересованных лиц, а также указание о согласовании границ через публикацию извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ.
Земельный участок с кадастровым номером 55:12:05 11 09:2 принадлежит на праве собственности Андрееву Ивану Николаевичу. Земельный участок с кадастровым номером 55:12:05 11 09:8 площадью 100 009 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Марьяновский район, Москаленское сельское поселение, отд. N 6, поле I-к был учтён в государственном кадастре недвижимости с 26.07.2005. Предыдущий земельный участок - 55:12:00 00 00:43, способ образования земельного участка - выдел. Границы земельного участка установлены 09.04.2015 на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 30.03.2015 N 55-0-1-62/3001/2015-339 и межевого плана от 06.03.2015, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 55:12:05 11 09:8. Исполнитель кадастровых работ - кадастровый инженер Сумина Н.Л. В межевой план от 06.03.2015 включён акт согласования местоположения границ земельного участка, который содержит подписи заинтересованных лиц, а также указание о согласовании границ через публикацию извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ. Земельный участок с кадастровым номером 55:12:05 11 09:8 принадлежит на праве собственности Комаровской Т.Б.
Земельный участок с кадастровым номером 55:12:05 11 09:9, площадью 100 001 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Марьяновский район, в границах Москаленского сельского округа, отд. N 6, поле I-к был учтён в государственном кадастре недвижимости с 26.07.2005. Предыдущий земельный участок- 55:12:00 00 00:43, способ образования земельного участка - выдел. Границы земельного участка установлены 07.02.2014 на основании заявления о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости от 29.01.2014 N 55-0-1-62/3001/2014-97 и межевого плана от 20.12.2013. Исполнитель кадастровых работ - общество с ограниченной ответственностью "Земля" в лице кадастрового инженера Суминой Н.Л. В межевой план от 20.12.2013 включён акт согласования местоположения границ земельного участка, который содержит подпись правообладателя уточняемого земельного участка за внутренние границы, а также указание о согласовании границ через публикацию извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ. Земельный участок с кадастровым номером 55:12:05 11 09:9 принадлежит на праве собственности Носачевской Т.А.
Земельный участок с кадастровым номером 55:12:05 11 09:18 площадью 100 007 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Марьяновский район, Москаленское сельское поселение, отд. N 6, поле I-к учтён в государственном кадастре недвижимости с 26.07.2005. Ранее присвоенный номер - 55:12:05:01:0005:1921. Предыдущий земельный участок - 55:12:00 00 00:43, способ образования земельного участка - выдел. Границы установлены 20.05.2015 на основании заявления о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости от 06.05.2015 N 55-0-1-62/3001/2015-463 и межевого плана от 21.04.2015, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 55:12:05 11 09:18, расположенного: Омская область, Марьяновский район, в границах Москаленского сельского поселения, отд. N 6 поле I-к. Исполнитель кадастровых работ - кадастровый инженер Сумина Наталья Леонидовна. В межевой план от 21.04.2015 включён акт согласования местоположения границ земельного участка, который содержит подписи заинтересованных лиц, а также указание о согласовании границ через публикацию извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ. Земельный участок с кадастровым номером 55:12:05 11 09:18 принадлежит на праве собственности Аксаметному В.В.
Земельный участок с кадастровым номером 55:12:05 11 11:24 площадью 100 000 кв.м поставлен на государственный кадастровый учёт 12.07.2011 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости от 22.06.2011 N 5512/101/11-1273 и межевого плана от 22.06.2011, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:12:00 00 00:43. Исполнитель кадастровых работ - кадастровый инженер Бука В.Г. Адрес (описание местоположения): в границах Москаленского сельского поселения, отд. N 6, поле II-к, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир а. Домбай. Участок находится примерно в 1 300 м от ориентира по направлению на юго- запад. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., Марьяновский район. Земельный участок принадлежит на праве собственности Реймхе Е.Н.
Земельный участок с кадастровым номером 55:12:05 11 11:25 площадью 100 000 кв.м поставлен на учёт 12.07.2011 на основании заявления от 22.06.2011 N 5512/101/11-1274 и межевого плана от 22.06.2011, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путём выдела в счёт доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:12:00 00 00:43. Исполнитель кадастровых работ - кадастровый инженер Бука Владимир Геннадьевич. Адрес (описание местоположения): в границах Москаленского сельского поселения, отд. N 6, поле II-к, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир а. Домбай. Участок находится примерно в 1 200 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., Марьяновский район. Земельный участок принадлежит на праве собственности Реймхе Г.В.
Земельный участок с кадастровым номером 55:12:05 11 11:30, площадью 87 640 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Марьяновский район, в границах Москаленского сельского поселения поставлен на государственный кадастровый учёт 23.08.2016 на основании заявления от 28.07.2016 N 35-4024283 и межевого плана от 15.08.2016, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путём раздела с сохранением в изменённых границах исходного земельного участка с кадастровым номером 55:12:00 00 00:34, расположенного по адресу: Омская область, Марьяновский район, в границах Москаленского сельского поселения. Исполнитель кадастровых работ - кадастровый инженер Назаренко Александр Алексеевич. Земельный участок принадлежит на праве собственности Москаленскому сельскому поселению Марьяновского муниципального района Омской области. Межевой план от 15.08.2016 подготовлен на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Постановлением Главы Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области N 43 от 01.04.2016. В межевой план от 15.08.2016 включён акт согласования местоположения границ земельного участка, который содержит подписи всех заинтересованных лиц.
Земельный участок с кадастровым номером 55:13:08 10 01:20, площадью 147 000 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир а. Дюсетай. Участок находится примерно в 1 240 м от ориентира по направлению на юго-восток. Адрес ориентира: Омская область, Москаленский район, был учтён в государственном кадастре недвижимости 21.12.2005. Сведения о правообладателе в ЕГРН отсутствуют.
Земельный участок с кадастровым номером 55:13:081001:65, площадью 147000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир а. Дюсетай. Участок находится примерно в 1 180 м от ориентира по ориентира по направлению на юго-восток. Адрес ориентира: Омская область, Москаленский район, учтён в государственном кадастре недвижимости 15.06.2007 Участок является многоконтурным и состоит из трех контуров. Статус земельного участка - ранее учтённый. Предыдущий земельный участок- 55:13:00 00 00:102, способ образования земельного участка - выдел. Земельный участок с кадастровым номером 55:13:081001:65 принадлежит на праве собственности Бимендину С.З.
Земельный участок с кадастровым номером 55:13:08 10 01:66, площадью 147 000 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир а. Дюсетай. Участок находится примерно в 1 210 м от ориентира по направлению на юго-восток. Адрес ориентира: Омская область, Москаленский район, учтён в государственном кадастре недвижимости 01.08.2007. Земельный участок с кадастровым номером 55:13:08 10 01:66 является многоконтурным земельным участком, состоит из двух контуров. Статус земельного участка - ранее учтённый. Предыдущий земельный участок - 55:13:00 00 00:102, способ образования земельного участка - выдел. Участок принадлежит на праве собственности Реймхе В.А.
Полагая, что действия кадастровой палаты по внесению в ГКН сведений о координатах характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:12:05 11 09:2, 55:13:08 10 01:66, 55:13:08 10 01:20, 55:12:05 11 11:24, 55:13:08 10 01:65, 55:12:05 11 11:25, 55:12:05 11 09:18, 55:12:05 11 11:30, 55:12:05 11 09:8, 55:12:05 11 09:9 являются незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
28.12.2017 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое заявителем в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как указывалось ранее, в рассматриваемом случае заявителем оспариваются действия заинтересованных лиц по внесению в ГКН сведений о координатах характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:12:05 11 09:2, 55:13:08 10 01:66, 55:13:08 10 01:20, 55:12:05 11 11:24, 55:13:08 10 01:65, 55:12:05 11 11:25, 55:12:05 11 09:18, 55:12:05 11 11:30, 55:12:05 11 09:8, 55:12:05 11 09:9.
Как следует из обжалуемого решения, исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для признания оспариваемых действий незаконными отсутствуют. Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы подателя жалобы, поддерживает данный вывод суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент внесения сведений о спорных земельных участках) государственный кадастровый учёт земельных участков осуществлялся в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Как следует из статьи 1 Закона N 221-ФЗ, данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Частью 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учёт объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учёта объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
На основании части 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ постановка на учёт и снятие с учёта объекта недвижимости, а также кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учёт изменений объекта недвижимости), кадастровый учёт в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учёт части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учёт адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учёта документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учёта документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
С заявлениями о постановке на учёт объектов недвижимости в силу части 2 статьи 20 Закона N 221-ФЗ вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. Состав необходимых для кадастрового учёта документов установлен статьёй 22 указанного выше Закона.
В соответствии со статьёй 37 Закона N 221-ФЗ в результате кадастровых работ заказчику передаётся в числе прочих документов межевой план. Межевой план является необходимым документом для проведения кадастрового учёта (пункт 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ) и представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определённые внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ). Площадью земельного участка, определенной с учётом установленных в соответствии с федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (статья 38 Закона N 221-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2017).
В соответствии с положениями статьи 26 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о его приостановлении в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Следовательно, земельный участок должен иметь определенные географические координаты и границы.
В соответствии с частью 7 статьи 38, пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона N 221- ФЗ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) в период совершения оспариваемых действий регламентировался положениями Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" (далее по тексту - Порядок). Порядок устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел. В соответствии с положениями подпунктом 1 пункта 5, пунктом 8 и пунктом 64 Порядка запись о местоположении границы объекта недвижимости ведётся в электронном виде. Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастровой деятельности (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учёта (пункт 31 Порядка).
Поскольку в соответствии с требованиями законодательства АИС ГКН является автоматизированной информационной системой, то, по верному замечанию суда первой инстанции, пересечение границ устанавливается только в случае внесения соответствующих сведений о координатах в информационную систему, в противном случае орган учёта не может принимать решение о приостановлении и отказе в постановке на учет.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не опровергнуто Администрацией, спорные земельные участки образованы путём выдела в счёт земельных долей в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в изменённых границах (изменённый земельный участок) (статья 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации).
В этой связи правомерно заключение суда первой инстанции о том, что поскольку спорные участки сформированы именно путём выдела, то исключение из ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков, равно как и исключение из ЕГРН сведений о земельных участках, фактически приведёт к тому, что указанные территории войдут в состав соответствующего исходного земельного участка.
Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, по смыслу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", пункте 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с зашитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество, ответчиком по такому иску является правообладатель смежного участка.
В пункте 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, то соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Решения по таким искам являются основанием для внесения записи в ЕГРП. Вследствие этого, ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. При этом, вопреки ошибочному мнению подателя жалобы, государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Если иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения, предъявлен к государственному регистратору, суд осуществляет замену ненадлежащего ответчика в соответствии с частью 1 статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или частями 1, 2 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 53 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22).
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела. Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия (пункт 56 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 N 15148/08 указано, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Внесение в кадастр сведений об изменении площади объектов недвижимости вследствие корректировки местоположения их границ требует изменения соответствующих сведений о площади в ЕГРП у всех его зарегистрированных правообладателей, включая собственника, то есть, по сути, представляет собой распоряжение этими объектами, в результате которого право собственности и иные производные вещные права в их прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.
Учитывая вышеизложенное, обоснованно утверждение суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае заявление требований о признании незаконными действий по внесению в ГКН сведений о координатах характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:12:05 11 09:2, 55:13:08 10 01:66, 55:13:08 10 01:20, 55:12:05 11 11:24, 55:13:08 10 01:65, 55:12:05 11 11:25, 55:12:05 11 09:18, 55:12:05 11 11:30, 55:12:05 11 09:8, 55:12:05 11 09:9 фактически свидетельствует о наличии спора о праве (правомерности установления границ) между собственниками (правообладателями) данных земельных участков и Администрацией.
Таким образом, ввиду того, что ряд спорных земельных участков принадлежат на праве собственности третьим лицам, часть из них имеет обременение в виде аренды, то Администрация, обратившись в суд с заявлением об оспаривании действий Управления и кадастровой палаты в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по сути, избрала ненадлежащий способ защиты права, поскольку требование, направленное на оспаривание правомерности установления границ смежных участков, должно рассматриваться в исковом порядке. Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельных участков и на разрешение спора о принадлежности тех или иных его частей. Ответчиками по такому иску должны являться смежные землепользователи.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.06.2013 N ВАС-7498/13, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2015 N 303-ЭС15- 12564, от 01.06.2017 N 307-ЭС17-5708, от 29.09.2016 N 306-КГ16-11866, от 28.11.2017 N 310-КГ17-17422, от 12.02.2018 N 310-КГ17-22861.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено что, если при принятии искового заявления суд придет к выводу о том, что избранный истцом способ защиты права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения.
В соответствии со статьей 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд выносит на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношения для определения того, какие нормы права подлежат применению при разрешении спора.
По смыслу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.
Между тем заявленные требования Администрации не могут быть рассмотрены в исковом производстве в рамках настоящего спора, поскольку собственниками земельных участков с кадастровыми номерами 55:12:05 11 09:2, 55:12:05 11 09:8, 55:12:05 11 09:9, 55:12:05 11 09:18, 55:12:05 11 11:24, 55:12:05 11 11:25, 55:12:05 11 11:30, 55:13:081001:65, 55:13:08 10 01:66 являются физические лица, что не относится к подведомственности арбитражных судов.
В силу части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к юрисдикции арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 данной статьи дело может быть рассмотрено арбитражным судом с участием гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в том случае, когда это предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или федеральным законом.
Между тем в действующем законодательстве отсутствуют нормы, в соответствии с которыми спор об установлении границ земельного участка может быть рассмотрен арбитражным судом с участием в качестве ответчика физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 4 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
Вследствие этого обоснованной признается позиция суда первой инстанции о том, что заявителем был выбран неверный способ защиты своих прав, что исключает удовлетворение его требований по настоящему делу.
Подателем жалобы данные обстоятельства не опровергнуты, позиция Администрации, сформулированная в апелляционной жалобе и возражениях на отзыв, свидетельствует о несогласии заявителя с означенными выводами, но не опровергает их.
Доводы Администрации в части предоставления в орган кадастрового учета всех необходимых сведений для постановки земельного участка с кадастровым номером 55:12:05 11 11:6 на кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства, указания на бездействия кадастрового инженера при постановке на учет спорных земельных участков на предмет согласования их границ с границами ранее учтенного земельного участка, принадлежащего заявителю, в силу изложенного не могут быть оценены в рамках настоящего производства.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заявителем, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.12.2017 по делу N А46-16857/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16857/2017
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МАРЬЯНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области
Третье лицо: Reimhe Ekaterina, Reimhe Gennadij, Администрация муниципального образования Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, Аксаметный Вячеслав Валерьевич, Андреев Иван Николаевич, Бемендин Салават Зайнуллович, Бимендин Салтанат Зайнуллович, Главное управление лесного хозяйства Омской области, ИП Сумина Наталья Леонидовна, Комаровская Татьяна Борисовна, крестьянское (фермерское) хозяйство "Кристина", Москаленское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области в лице Администрации Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, Носачевская Тамара Александровна, Реймхе Владимир Андреевич, Реймхе Геннадий Владимирович, Реймхе Екатерина Николаевна, Территриальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Омской области, Территриальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области