г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А56-31768/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колосовой Ж.В.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Смирновой Н.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1386/2018) ООО "Монтаж-Строй"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2017 по делу N А56-31768/2017 (судья Евдошенко А.П.), принятое
по иску Комитета по развитию городского хозяйства администрации г.Мурманска,
к ООО "Монтаж-Строй"
3-е лицо: ООО "Строительная Фирма "КРОТ"
об обязании,
установил:
Комитет по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска (далее - истец, Комитет, 183038, Мурманск, ул.Профсоюзная д.20, ОГРН: 1055100224519) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным и принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании общества с ограниченной ответственностью "Монтаж-Строй" (далее - ответчик, Общество, 192102, Санкт-Петербург, ул.Бухарестская ул. д.1,лит.А; ОГРН: 1057810118684) в срок до 31.07.2017 совершить следующие действия:
1. Выполнить посадку зеленых насаждений, а именно: на территории сквера, расположенного со стороны южных торцов домов N N 165-173 по проспекту Кольскому в городе Мурманске, на зеленых зонах, расположенных между автотранспортным проездом и грунтовой дорогой, проходящей по центру сквера параллельно проезжей части проспекта Кольского выполнить посадку 159 кустарников шиповника в один ряд по северному краю зеленых зон данного сквера, вдоль существующего ограждения, отступив от ограждения 1 метр в сторону юго-востока (между ограждением и произрастающими деревьями) в следующем порядке:
Посадку 61 кустарника шиповника расположить на зеленой зоне, отделенной со стороны востока пешеходной дорожкой между домом N 167 и домом N 169 по проспекту Кольскому г. Мурманска. От краев данных пешеходных дорожек до посадок крайних кустарников расстояние должно составлять 2 метра.
Посадку 20 кустарников шиповника расположить по зеленой зоне, отделенной со стороны востока пешеходной дорожкой между домом N 167 и домом N 169 и домом N 171 по проспекту Кольскому в г. Мурманске. От краев данных пешеходных дорожек до посадок крайних кустарников расстояние должно составлять 2 метра.
Посадку 14 кустарников шиповника расположить по зеленой зоне, отделенной со стороны запада и востока пешеходными дорожками между домом N 169 и домом N 171 по проспекту Кольскому в г. Мурманске и образующими своим пересечением зеленую зону в форме треугольника. От краев данных пешеходных дорожек до посадок крайних кустарников расстояние должно составлять 2 метра.
Посадку 30 кустарников шиповника расположить по зеленой зоне, отделенной со стороны востока пешеходной дорожкой между домом N 169 и домом N 171 по проспекту Кольскому в г. Мурманске (пешеходная дорожка, ближайшая к дому N 171 по проспекту Кольскому), а со стороны запада - отделенной пешеходной дорожкой между домом N 171 и домом N 173 по проспекту Кольскому. От краев данных пешеходных дорожек до посадок крайних кустарников расстояние должно составлять 2 метра.
Посадку 32 кустарников шиповника расположить по зеленой зоне, отделенной со стороны востока пешеходной дорожкой между домом N 171 и домом N 173 по проспекту Кольскому в г. Мурманске. От краев данных пешеходных дорожек до посадок крайних кустарников расстояние должно составлять 2 метра.
Посадку кустарников следует произвести в один ряд параллельно существующему ограждению.
При посадке соблюдать следующие требования:
Выполнить посадку в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденными решением Совета депутатов от 26.12.2013 N 68-971.
Не допускать повреждение произрастающих на зеленой зоне деревьев и кустарников. Посадку выполнить в один ряд. Расстояние между зелеными насаждениями при посадке должно составлять не менее 0,5 метра и не более 1 метра друг от друга.
Расстояние от существующего ограждения до кустарников должно составлять 1 метр. Кустарники должны быть подвязаны к колышкам.
2. На территории сквера, расположенного со стороны южных торцов домов N N 165-173 по проспекту Кольскому в г. Мурманске, на зеленых зонах, расположенных между автотранспортным проездом и грунтовой дорогой, проходящей по центру сквера параллельно проезжей части проспекта Кольского в г. Мурманске, обустроить 1800 квадратных метров нового газона.
Обустройство газона произвести на участке со следующими границами:
Северная граница обустраиваемого участка проходит по бордюрному камню, отделяющему зеленую зону от местного автотранспортного проезда, проходящего вдоль южных торцов домов N N 165-173 по проспекту Кольскому в г. Мурманске;
южная граница обустраиваемого участка (противоположная северной границе) расположена через 10,4 метра по перпендикуляру в сторону юго-востока по отношению к северной границе обустраиваемого участка (параллельно южным фасадам домов N N 165-173 по проспекту Кольскому в г. Мурманске);
западная граница обустраиваемого участка (граница со стороны юго-запада) идет параллельно западному фасаду дома N 173 по проспекту Кольскому и расположена практически вровень с западным фасадом дома N 173 по проспекту Кольскому (разница в 4 метра в сторону юго-запада);
восточная граница обустраиваемого участка отделена со стороны северо-востока пешеходной дорожкой, идущей от домов N N 165-167 по проспекту Кольскому в сторону проезжей части проспекта Кольского в г. Мурманске.
При озеленении необходимо соблюсти следующие требования СНиП III-К.2-67 "Озеленение. Правила производства и приемки работ", СНиП III-10-75О "Благоустройство территорий": растительный грунт должен расстилаться по спланированному основанию, вспаханному на глубину не менее 10 см; толщина насыпаемого слоя грунта должна быть 20 см. (не более 0,3 м); насыпку растительной земли следует производить с запасом на уплотнение после осадки в размере 20% от установленной толщина насыпаемого слоя.
Решением от 05.12.2017 суд удовлетворил уточненные исковые требования.
Ответчик не согласился с вынесенным решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не принято во внимание, что объект капитального строительства "Автотехнический центр "БМВ" по адресу: г. Мурманск, Кольский проспект, в районе дома N 93 не относится к числу объектов, указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и государственный строительный надзор за его строительством, в рамках которого осуществляется экологический надзор, осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Мурманской области, в связи с чем вопросы, связанные с обеспечением охраны окружающей среды (включая мероприятия по воспроизводству природных ресурсов и восстановлению природной среды) при осуществлении проектирования, реконструкции и строительстве объектов капитального строительства, урегулированы специальными нормами федерального законодательства, и контроль за соблюдением требований, связанных с охраной окружающей среды,' в данном случае отнесён к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Мурманской области.
Таким образом, как полагал ответчик, Комитет по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска, являясь структурным подразделением органа местного самоуправления (администрации города Мурманска), не имел права на подачу искового заявления по настоящему делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены только в обжалуемой Обществом части, с учетом отсутствия возражений сторон (пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с производством работ по проекту "Автотехнический центр, расположенный по адресу: г. Мурманск, Кольский проспект в районе дома N 93; автотехнический центр "Фольксваген" корпус 1 и автотехнический центр "БМВ" корпус 2", ответчик обратился в Администрацию города Мурманска с заявлением о согласовании сноса зеленых насаждений.
Согласно пункту 2.3 Правил компенсационного озеленения при сносе зеленых насаждений на территории города Мурманска, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 03.04.2008 N 48-587 (далее - Правила), снос и/или пересадка, санитарная обрезка деревьев и кустарников производится на основании постановления главы Администрации города Мурманска.
Согласно пункту 2.2 Правил для решения вопроса о возможности сноса и/или пересадки, санитарной обрезки зеленых насаждений требуется комиссионное обследовании, которое проводится комиссией для определения сноса и/или пересадки, санитарной обрезки зеленых насаждений.
Актом комиссионного обследования от 07.08.2013 с участием представителя ответчика установлено, что в зону производства работ в районе дома N 93 по Кольскому проспекту попадают зеленые насаждения в количестве 1 135 штук (654 ив кустарниковых, 52 рябин многоствольных, 27 рябин одноствольных, 393 берез многоствольных, 6 осин, 3 ольхи), принято решение о согласовании сноса зеленых насаждений и необходимости выполнения компенсационного озеленения в срок до 30.09.2014, места компенсационного озеленения определяет Управление Первомайского административного округа.
На основании указанного акта Администрацией города Мурманска вынесено постановление N 3517 от 02.12.2013, которым ответчику согласован снос зеленых насаждений в количестве 1 135 штук., под условием компенсационной посадки в срок до 30.09.2014 в количестве 164 штук кустарников декоративных пород и обустройства 4810 квадратных метров нового газона в соответствии с требованиями пункта 7.1 Правил, а именно: за снос кустарниковой ивы - в соотношении 4:1 (за снос 4 кустарников ивы - посадка 1 кустарника декоративных пород), за снос остальных зеленых насаждений - в соотношении 1:10 (за снос 1 дерева лиственных пород - обустройство 10 кв.м. нового газона).
Ответчику было предложено выполнить компенсационное озеленение в срок до 30.09.2014, согласно пункту 6.3 Правил согласовать место компенсационной посадки с управлением Первомайского административного округа г. Мурманска, работы по компенсационному озеленению сдать по акту представителю управления Первомайского административного округа г. Мурманска.
Управлением Первомайского административного округа г. Мурманска были сформированы места посадок зеленых насаждений и обустройства газонов для ответчика (письмо N 2701-25/11/980 от 19.06.2014).
Истец в обоснование иска указал, что в установленный срок ответчик не выполнил компенсационное озеленение, с заявлением о предоставления места для выполнения обязательства по посадке и продлении срока компенсационного озеленения в управление Первомайского административного округа г. Мурманска ответчик не обращался.
В письме N "701-03/1681 от 08.10.2014 управление Первомайского административного округа г. Мурманска просило пояснить причины невыполнения компенсационного озеленения.
После чего 16.02.2015 в ходе обследования территорий, на которых ответчику надлежало выполнить согласованные работы, было установлено, что компенсационное озеленение в местах, сформированных управлением Первомайского административного округа г. Мурманска, не выполнено.
Кроме того, 21.04.2015 в ходе комиссионного обследования земельного участка в районе дома N 93 по проспекту Кольскому с участием представителя ответчика, установлено, что объем фактического сноса зеленых насаждений составил 813 насаждений (633 ивы кустарниковые, 180 березы многоствольные). В соответствии с пунктом 7.1 Правил ответчику надлежало выполнить компенсационное озеленение в виде посадки 159 кустарников декоративных пород и обустройство 1800 квадратных метров нового газона.
Письмом N 2701-25/11/401 управление Первомайского административного округа г. Мурманска уведомило ответчика о необходимости выполнения компенсационного озеленения в срок до 30.06.2016, указав места выполнения работ и видовой состав высаживаемых кустарников.
Истец также в обоснование иска указал, что 01.07.2016 в ходе обследования территории домов N N 165-173 по проспекту Кольскому (места выполнения компенсационного озеленения) установлено, что работы по посадке 159 кустарников декоративных пород и обустройству 1800 квадратных метров нового газона ответчиком не выполнены.
Аналогичные обстоятельства невыполнения ответчиком компенсационного озеленения были зафиксированы в акте от 03.10.2016.
Поскольку в добровольном порядке ответчиком не выполнены надлежащим образом условия постановление N 3517 от 02.12.2013, касающиеся озеленения территория, Комитет обратился в Арбитражный суд с настоящим иском.
Применив нормы гражданского и процессуального законодательства, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции счел исковые требования обоснованными.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно статье 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором, либо не вытекает из существа обязательства.
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно названному выше ненормативному акту органа местного самоуправления на Общество, фактически в целях возмещения причиненного природе ущерба, была возложена обязанность по выполнению работ компенсационного озеленения, в том числе и по посадке деревьев.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
На основании статьи 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
В силу статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решением Совета депутатов города Мурманска от 03.04.2008 N 48-587 "Об утверждении Порядка осуществления сноса, пересадки, санитарной обрезки зеленых насаждений и компенсационного озеленения на территории города Мурманска" утвержден порядок осуществления сноса, пересадки, санитарной обрезки зеленых насаждений и компенсационного озеленения на территории города Мурманска.
В соответствии с пунктом 1.2.2 решения Совета депутатов города Мурманска от 03.04.2008 N 48-587 "Об утверждении Правил компенсационного озеленения при сносе зеленых насаждений на территории города Мурманска" физические лица, а также их общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица и юридические лица независимо от форм собственности обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений на территории города Мурманска, не допускать противоправных действий или бездействия, способных привести к уничтожению зеленых насаждений.
Из приведенных норм следует, что обязанность по обеспечению сохранности земельных насаждений и пресечению противоправных действий (бездействия), способных привести к уничтожению зеленых насаждений, лежит на владельце (правообладателе) земельного участка.
Как следует из материалов дела, в целях обеспечения и развития зеленого фонда города в порядке реализации полномочий органов местного самоуправления Администрацией города Мурманска вынесено постановление N 3517 от 02.12.2013, которым ответчику согласован снос зеленых насаждений в количестве 1 135 штук., под условием компенсационной посадки в срок до 30.09.2014 в количестве 164 штук кустарников декоративных пород и обустройства 4810 квадратных метров нового газона в соответствии с требованиями пункта 7.1 Правил, а именно: за снос кустарниковой ивы - в соотношении 4:1 (за снос 4 кустарников ивы - посадка 1 кустарника декоративных пород), за снос остальных зеленых насаждений - в соотношении 1:10 (за снос 1 дерева лиственных пород - обустройство 10 кв.м. нового газона).
При этом, ответчику было предложено выполнить компенсационное озеленение в срок до 30.09.2014.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В материалы дела Комитетом представлены акты компенсационного озеленения, подтверждающие невыполнение Обществом обязанности, установленной постановлением N 3517 от 02.12.2013.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования в части обязания ответчика произвести компенсационную посадку зеленых насаждений.
При этом, апелляционный суд отмечает, что фактически доводы жалобы сводятся к несогласию ответчика с исковыми требованиями, ввиду того, что Комитет является ненадлежащим истцом.
Однако, апелляционный суд не может согласиться с указанным доводом ответчика, ввиду следующего.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно статье 45 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 10.03.2006 N 20-235 (далее - Устав) в полномочия администрации города Мурманска входит, в том числе, организация благоустройства территории города (включая озеленение), осуществление муниципального лесного контроля муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения через структурное подразделение администрации города, уполномоченное в сфере охраны окружающей среды.
Таким образом, Администрация города Мурманска обладает правом осуществлять свои функции через структурные подразделения.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно пункту 1.2 Положения о Комитете по развитию городского хозяйства, утвержденным постановлением администрации г. Мурманска N 427 от 14.05.2005. Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (сокращенное наименование - КРГХ администрации г. Мурманска) является муниципальным казенным учреждением, созданным для осуществления управленческих функций, входит в структуру администрации города Мурманска и действует в пределах своих полномочий.
Вместе с тем, согласно пункту 1.7 Положения Комитета администрации города Мурманска приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах РФ и несет ответственность по своим обязательствам в соответствии с законодательством РФ.
Целью деятельности Комитета является, в том числе озеленение и благоустройство территории города, охраны окружающей среды и защиты городских лесов.
Положением определены функции Комитета:
- осуществление муниципального лесного контроля в отношении лесных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Мурманск (п. 4.22);
- осуществление согласования сноса и/или пересадки, санитарной обрезки зеленых насаждений на территории муниципального образования город Мурманск (п. 4.23);
- организация работы комиссии по определению необходимости осуществления сноса, пересадки, санитарной обрезки зеленых насаждений и выявлению случаев несанкционированного сноса и повреждения зеленых насаждений (п. 4.24).
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что истец вправе требовать от ответчика выполнения постановления Администрации города Мурманска о производстве компенсационного озеленения территорий, входящих в сферу муниципального контроля Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, и, как следствие, вправе заявить соответствующие требования в суд, является обоснованным.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд полагает, доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2017 по делу N А56-31768/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ж.В. Колосова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.