г. Томск |
|
5 апреля 2018 г. |
Дело N А27-33210/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2018 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Колупаевой Л.А.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белозеровой А.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22 декабря 2017 г. по делу N А45-33210/2017 (судья Бутенко Е.И.)
по заявлению акционерного общества "Левобережный песчаный карьер" (г. Новосибирск, ОГРН 1025404349893, ИНН 5433146658)
к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (г. Новосибирск, ОГРН 1035402457848, ИНН 5406214965)
о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Фомченко А.Б. по доверенности от 21.04.2017;
от заинтересованного лица - Горшкова Е.С. по доверенности от 21.03.2018; Токарева П.П. по доверенности от 11.05.2017;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Левобережный песчаный карьер" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) с требованиями о признании незаконным действия (бездействия) по отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, имеющего кадастровый номер 54:19:022301:1842:ЗУ1; обязании предварительно согласовать предоставление указанного земельного участка; обязании утвердить схему расположения земельного участка, имеющего кадастровый номер 54:19:022301:1842:ЗУ1, на кадастровом плане территории.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.12.2017 заявленные требования удовлетворены, отказ Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в предварительном согласовании предоставления акционерному обществу "Левобережный песчаный карьер" земельного участка, имеющего кадастровый номер 54:19:022301:1842:ЗУ1, площадью 962 262 кв. м, категория земель - земли запаса, выраженный в письме от 24.10.2017 N 16573-07/38 признан судом незаконным, не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области в месячный срок после вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления акционерному обществу "Левобережный песчаный карьер" земельного участка, имеющего кадастровый номер 54:19:022301:1842:ЗУ1, площадью 962 262 кв. м, категория земель - земли запаса; обязал Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области в месячный срок после вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка, имеющего кадастровый номер 54:19:022301:1842:ЗУ1, на кадастровом плане территории.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и с дополнениями к ней, в которых просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что при принятии решения о возможности предварительного согласования или об отказе в предварительном согласовании предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка уполномоченным органом (департаментом) в обязательном порядке учитывается решение, принятое по данному вопросу на заседании комиссии по вопросам градостроительства и земельных отношений Новосибирской области. Согласно протоколу заседания комиссии по вопросам градостроительства и земельных отношений Новосибирской области от 24.10.2017 проект приказа департамента "О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду АО "ЛПК"" площадью 962262 кв. м., местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Криводановский сельсовет, был снят с рассмотрения до разрешения вопроса устройства подъездной дороги до территории недропользования, о чем и было сообщено заявителю в письме от 24.10.2017 г. N 16573-07/38. Таким образом, у департамента отсутствовали основания для принятия положительного решения по заявлению ООО "ЛПК" о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В дополнениях на апелляционную жалобу департамент выразил несогласие с решением суда первой инстанции в части возложения на департамент обязанности в месячный срок после вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления обществу земельного участка, а также решение об утверждении схемы расположенного земельного участка на кадастровом плане территории.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель возражает против её доводов, указывает на их необоснованность, полагает, что решение суда принято в соответствии с действующим законодательством, выводы соответствуют материалам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен к материалам дела.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивали на её удовлетворении.
Представитель заявителя в судебном заседании просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основным видом деятельности заявителя является разработка гравийных и песчаных карьеров.
Общество осуществляет свою деятельность на основании лицензий, выдаваемых Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.
Так, обществом получена лицензия на пользование недрами НОВ 80014 ТР от 14.02.2011 на геологическое изучение, разведку и добычу строительных песков на участке "Власихинский-2". Дата окончания действия лицензии 05.02.2031.
Требованиями лицензии установлена необходимость оформления права пользования земельным участком.
В соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о недрах общество неоднократно обращалось в департамент с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером 54:19:022301:1545:ЗУ1 (далее - земельный участок) и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Так, с 23.03.2017 заявителем в департамент последовательно было подано 5 заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном его согласовании, в том числе:
- заявление вх. N 4891 нов/38 от 23.03.2017, на которое был получен отказ (исх. N 5463-07/38 от 18.04.2017). В соответствии с указаниями департамента все замечания заявителем были устранены и подано повторное заявление.
- заявление вх. N 9400 нов/38 от 16.05.2017 и заявление вх. N 9939 нов/38 от 24.05.2017, на которые также был получен отказ (от 15.06.2017 без присвоения исходящего номера). Основанием отказа явилось то, что на земельном участке (кадастровый номер 54:19:022301:1842), из которого образуется новый испрашиваемый заявителем земельный участок (кадастровый номер 54:19:022301:1842:ЗУ1), в юго-западной части может располагаться объект недвижимости с кадастровым номером 54:00:000000:323. В дальнейшем сведения о расположении объекта недвижимости на участке не подтвердились.
- заявление вх. N 12165/38-вх от 28.06.2017, на которое был получен предварительный ответ (исх. N 11573-07/38 от 27.07.2017), где говорится о предоставлении окончательного ответа по результатам предоставленной информации из Администрации г. Оби. На указанное заявление окончательный ответ так и не был предоставлен.
На последнее из обращений (заявление вх. N 17410/38-вх от 22.09.2017 и дополнительное заявление вх. N 180118/38-вх от 02.10.2017) ответ заявителем не был получен.
Представители заявителя были устно приглашены и 24.10.2017 присутствовали на заседании комиссии по вопросам градостроительства и земельных отношений Новосибирской области. На повестке дня был поставлен вопрос о предварительном согласовании предоставления АО "Левобережный песчаный карьер" земельного участка в аренду, в связи с чем был подготовлен проект приказа департамента "О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду АО "ЛПК". В ходе обсуждения указанного вопроса один из членов комиссии - представитель Администрации Криводановского сельсовета Новосибирской области, выразил свое мнение об отсутствии возражений в предоставлении земельного участка АО "ЛПК", но под условием, что транспорт до и от предоставляемого земельного участка не будет проходить через село Марусино. В связи с этим вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду был снят с повестки дня до устранения разногласий по дорогам.
Фактически отказ формализован в письме департамента от 24.10.2017 N 16573-07/38 (т. 1, л.д. 14).
Полагая, что отказ департамента в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, противоречит нормам действующего законодательств, а также нарушает права законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отказом создаются препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности в сфере недропользования, в выполнении требований лицензии по оформлению права пользования земельным участком, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа, несоответствии его положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 ЗК РФ.
При этом пункт 8 статьи 39.15 ЗК РФ содержит в себе исчерпывающий перечень причин отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Однако, в рассматриваемом случае письмо департамента от 24.10.2017 N 16573-07/38 не содержит конкретных оснований для отказа, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что при принятии решения о возможности предварительного согласования или об отказе в предварительном согласовании предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка уполномоченным органом (департаментом) в обязательном порядке учитывается решение, принятое по данному вопросу на заседании комиссии по вопросам градостроительства и земельных отношений Новосибирской области судом апелляционной инстанции отклоняется.
Исходя из анализа норм Положения о комиссии по вопросам градостроительства и земельных отношений Новосибирской области (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 15.03.2016 N 71-п, указанная комиссия принимает лишь рекомендации о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо отказе в таковом. Правоприменительное решение о предварительном согласовании либо об отказе в таком согласовании принимается уполномоченным органом, которым в данном случае является департамент. Такое решение должно быть принято в порядке и сроки, установленные вышеуказанными нормами земельного законодательства. В данном случае, как следует из материалов дела, по заявлению общества правоприменительного решения (о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо об отказе в этом) принято не было со ссылкой на необходимость урегулирования вопроса с подъездными дорогами до территории недропользования, что противоречит требованиям земельного законодательства, которое не содержит подобного основания для отказа в предварительном согласовании.
Более того, из материалов дела следует и заинтересованным лицом не опровергнуто, что заявитель имеет надлежащим образом оформленные земельные участки с целью проезда до карьеров.
В качестве проезда к земельным участкам с кадастровым номерами 54:19:022301:35 (находится в аренде у общества на основании договора аренды N 103 от 03.06.2004), 54:19:022301:36 (находится в аренде у общества на основании договора аренды N 104 от 03.06.2004) и 54:19:022301:3 (принадлежит обществу на праве собственности), занимаемым участком N 2 Марусинского месторождения песчаного-гравийных материалов, используется дорога общего пользования по ул. Дукача, имеется разрешение на использование земельного участка N Ru 5435-17-0240 от 12.04.2017 (территория г. Новосибирска), а также получено уведомление о согласовании разрешенного использования земельного участка для размещения подъездной дороги к участку N 2 Марусинского месторождения (территория Новосибирского района) от 29.11.2017 N 6377/0112 и разрешение на использование части земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:4311 от 13.12.2017 N 70-рз. Горные отводы Марусинского месторождения и Власихинский-2 располагаются в непосредственной близости друг от друга, что в свою очередь позволяет пользоваться подъездными дорогами со стороны ул. Дукача для эксплуатации указанных карьеров.
При таких обстоятельствах, признается правомерным вывод суда первой инстанции о том, что отказ департамента в предварительном согласовании предоставления акционерному обществу "Левобережный песчаный карьер" земельного участка, имеющего кадастровый номер 54:19:022301:1842:ЗУ1, площадью 962 262 кв. м, категория земель - земли запаса, выраженный в письме от 24.10.2017 N 16573-07/38 является незаконным и несоответствующим положениям ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 ГК РФ.
Установив наличие совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого отказа органа, осуществляющего публичные полномочия незаконным (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ), суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Указывая на ненадлежащий способ восстановления нарушенного права, апеллянтом не приведены какие-либо основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ. Заявленные в судебном заседании возражения носят абстрактный характер, не имеют правовых и фактических оснований, свидетельствующих о невозможности принятия решения о предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения испрашиваемого обществом земельного участка.
Таким образом, избранный судом способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов АО "Левобережный песчаный карьер" соотносится с предметом спора и направлен на восстановление нарушенных прав заявителя.
Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, являвшимся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, которые получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Поскольку апеллянт освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22 декабря 2017 г. по делу N А45-33210/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-33210/2017
Истец: АО "ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ ПЕСЧАНЫЙ КАРЬЕР"
Ответчик: Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционнй суд