05 апреля 2018 г. |
Дело N А83-10459/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 05 апреля 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Голика В.С.,
Малышевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефаненко Ю.В.,
при участии: представителей ООО "Фирма Ферри" - Пузько Олега Владимировича, доверенность от 10.10.2017 N б/н; Яковлевой Анны Владимировны, доверенность от 10.10.2016 N б/н; представителя Администрации города Ялты Республики Крым - Плотникова Кирилла Вадимовича, доверенность от 17.01.2018 N 02.1-42/168;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 декабря 2017 года по делу N А83-10459/2017 (судья Осоченко И.К.), принятое по заявлению Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600) к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ул. Петропавловская, д. 12, г. Симферополь, Республика Крым, 2985000; проспект Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005), Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой О.Д. (ул. Садовая, д. 11, г. Ялта, Республика Крым, 298600), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Фирма Ферри" (ул. Ереванская, д. 31/1, г. Киев, Украина, 03087), Администрация города Ялты Республики Крым (пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600), о признании незаконным отказа в государственной регистрации и обязании выполнить определенные действия,
установил:
Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600) (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ул. Петропавловская, д. 12, г. Симферополь, Республика Крым, 2985000; проспект Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005), Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой О.Д. (ул. Садовая, д. 11, г. Ялта, Республика Крым, 298600) о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав, изложенного в сообщении N 90/021/001/2017-1377 от 22.06.2017; признании незаконным отказа в государственной регистрации прав, изложенного в сообщении N 90/021/001/2017-1378 от 22.06.2017; и об обязании Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на земельный участок площадью 16 108 кв. м., расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, 52, кадастровый номер 90:25:020103:306; о обязании Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка площадью 16 108 кв. м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, 52, кадастровый номер 90:25:020103:306 от 07.03.2017, заключенного между Муниципальным образованием городской округ Ялта и Обществом с ограниченной ответственностью "Фирма Ферри".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.12.2017, требования Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым были удовлетворены; отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации прав, изложенный в Сообщении об отказе в государственной регистрации N 90/021/001/2017-1377 от 22.06.2017, был признан незаконным; отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации прав, изложенный в Сообщении об отказе в государственной регистрации N90/021/001/2017-1378 от 22.06.2017, был признан незаконным; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым была возложена обязанность произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на земельный участок площадью 16 108 кв. м., расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, 52, кадастровый номер 90:25:020103:306; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым была возложена обязанность произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка площадью 16 108 кв. м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, 52, кадастровый номер 90:25:020103:306, от 07 марта 2017 года, заключенного между Муниципальным образованием городской округ Ялта и Обществом с ограниченной ответственностью "Фирма Ферри".
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.12.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции было принято с неправильным применением норм материального права.
Представители ООО "Фирма Ферри" возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Представитель Администрации города Ялты Республики Крым также возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом.
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Норбоева О.Д., явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой О.Д., необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 11 декабря 2017 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что согласно выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 16.03.2017 N 747, следует, что 16.03.2017 земельный участок площадью 16 108 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым. г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, 52, кадастровый номер - 90:25:020103:306, был внесен в реестр муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Основанием возникновения права собственности на указанный земельный участок муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, является Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Правообладателем земельного участка является Муниципальная казна муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
07.03.2017 между Муниципальным образованием городской округ Ялта (далее - Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Фирма Ферри" (далее - Арендатор), был заключен договор аренды земельного участка.
В соответствии с п. 1 вышеназванного Договора, Арендодатель передал, а Арендатор принял во временное владение и пользование, земельный участок площадью 16 108 кв.м., кадастровый номер 90:25:020103:306, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, Севастопольское шоссе, 52, в границах, указанных в кадастровом паспорте. На земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Фирма Ферри" на праве частной собственности, а именно: 1) нежилое здание лит. А, общей площадью 3 337,7 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, шоссе Севастопольское, д. 52-м, серия САВ N 641627. Право собственности зарегистрировано Коммунальным предприятием Ялтинское бюро технической инвентаризации, 22.04.2008, регистрационный номер 23032056; 2) нежилое здание лит. А, общей площадью 680,2 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, шоссе Севастопольское, д. 52к, серия САВ N 641625. Право собственности зарегистрировано Коммунальным предприятием Ялтинское бюро технической инвентаризации, 22.04.2008, регистрационный номер 23032365; 3) нежилые помещения подвала лит. Ё N 1-1, 1-2, 1-3, 1-4, общей площадью 302,2 кв.м., расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, шоссе Севастопольское, д. 52, серия САВ N 641624. Право собственности зарегистрировано Коммунальным предприятием Ялтинское бюро технической инвентаризации за регистрационным номером 23032682.
Согласно пункту 2.1 данного Договора аренды земельного участка, договор заключен сроком до 06.08.2057 и подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В дальнейшем, 17.03.2017 Администрация города Ялта Республики Крым, обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, с заявлением N 90/021/001/2017-1377 о государственной регистрации права собственности на земельный участок, с кадастровым номером 90:25:020103:306 и с заявлением N93 021/001/2017-1378, о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 07.03.2017, заключенного с ООО "Фирма Ферри".
23.03.2017 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было вынесено уведомление N 90/021/001/2017-1377 о приостановлении государственной регистрации.
В свою очередь, 22.05.2017, Администрацией города Ялты Республики Крым была получена кадастровая выписка о земельном участке, с кадастровым номером 90:25:020103:306, в графе 11 которой, был установлен вид разрешенного использования - "Туристическое обслуживание".
В дальнейшем, 22.06.2017, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации N 90/021/001/2017-1378, которым Администрации города Ялты Республики Крым было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 16 108 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, Севастопольское шоссе, участок 52. Сообщение было мотивировано тем, что до окончания срока приостановления государственной регистрации, в адрес регистрирующего органа не поступила запрошенная им информация по межведомственным запросам.
Также, 22.06.2017 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации N 90/021/001/2017- 1377, которым было отказано в государственной регистрации договора аренды земельного участка, в связи с тем, что по данным Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на земельный участок не зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Ялта, в связи с чем, невозможно передать земельный участок в аренду.
Не согласившись с сообщениями об отказе в государственной регистрации прав, от 22.06.2017 N 90/021/001/2017-1377 и от 22.06.2017 N 90/021/001/2017-1378, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказы государственного регистратора в осуществлении государственной регистрации права собственности были вынесены лишь на основании возникших у регистратора сомнений, не подкрепленных ни фактами, ни документами, ни нормативной базой.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Статьей 72 Закона о регистрации установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Со дня вступления в силу Закона о регистрации, сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости, считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.
Исходя из положений статьи 1 Закона о регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Статьей 26 Закона о регистрации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Закона о регистрации).
Отказывая Администрации города Ялты Республики Крым в государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка, площадью 16 108 кв.м., расположенного по адресу: Севастопольское шоссе, 52, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым исходил из того, что в целях проведения правовой экспертизы, а также с целью получения информации о возможной национализации объекта недвижимости, государственным регистратором был направлен межведомственный запрос в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым. При этом до окончания срока приостановления государственной регистрации информация на запрос не поступила.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о регистрации, устанавливающие наличие или возникновение права на недвижимое имущество документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости; они должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (далее - Закон N 6-ФКЗ), на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе, подтверждающие право собственности, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ, до 1 января 2019 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым.
Порядок переоформления прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, регламентирован утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313).
В соответствии с п. 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
Из материалов дела следует, что 16.03.2017 земельный участок площадью 16 108 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым. г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, 52, кадастровый номер - 90:25:020103:306, был внесен в реестр муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Основанием возникновения права собственности на указанный земельный участок муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, является Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Правообладателем земельного участка является Муниципальная казна муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. 16.03.2017 земельный участок площадью 16 108 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, 52, кадастровый номер - 90:25:020103:306, был внесен в реестр муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - земельный участок).
Суд первой инстанции установил, что государственным регистратором не был установлен в законном порядке и не был подтвержден надлежащими документами, факт нахождения недвижимого имущества в собственности иных субъектов - собственности Республики Крым или в федеральной собственности, а испрашиваемое недвижимое имущество не было включено в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, являющийся приложением к Постановлению Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14 от 30.04.2014 "О вопросах управления собственностью Республики Крым.
Между тем, отказывая Администрации города Ялты Республики Крым в государственной регистрации договора аренды земельного участка, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым исходил из того, что право собственности на земельный участок, площадью 16 108 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, 52, не зарегистрировано.
Учитывая вышеизложенное, следует признать, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности вынесения регистрирующим органом сообщений от 22.06.2017 N 90/021/001/2017-1377 и от 22.06.2017 N 90/021/001/2017-1378.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу положений статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции, в целях надлежащего способа восстановления прав и законных интересов заявителя, обоснованно возложил на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на земельный участок площадью 16 108 кв. м., расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, 52, кадастровый номер 90:25:020103:306, а также обязанность произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка площадью 16 108 кв. м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, 52, кадастровый номер 90:25:020103:306, от 07 марта 2017 года, заключенного между Муниципальным образованием городской округ Ялта и Обществом с ограниченной ответственностью "Фирма Ферри".
Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с установленными судом первой инстанции обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку, при этом, оснований для переоценки которых, в данном случае, суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 декабря 2017 года по делу N А83-10459/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.С. Голик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.