г. Самара |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А55-25299/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Садило Г.М.,
судей Радушевой О.Н., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Бикташевой А.М.,
с участием:
от Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области - представитель Борзых М.В. по доверенности от 12.01.2018 г.,
иные лица не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 апреля 2018 года в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Н.Б.В.", г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 января 2018 г. по делу N А55-25299/2017 (судья Степанова И.К.) по иску Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к обществу с ограниченной ответственностью "Н.Б.В.", с участием третьего лица - Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, о взыскании 7 446 430 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Н.Б.В." 443011, г. Самара, ул. Гастелло, д. 25, кв. 2, ИНН 6316216399 (далее - ООО "Н.Б.В.", ответчик) в доход бюджета Оренбургской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области субсидии в размере 7 446 430 руб.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2018 г. иск удовлетворен. С ООО "Н.Б.В." в доход бюджета Оренбургской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области взыскана субсидия в размере 7 446 430 руб.
С ООО "Н.Б.В." в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 60 232 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области актом обратилось с апелляционной, просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 25 января 2018 года, принять по делу новый судебный акт - решение об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства строительства, жилищно-коммунального дорожного хозяйства Оренбургской области к ООО "Н.Б.В." о взыскании субсидии в размере 7 446 430 руб. По мнению заявителя, решение является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что суд неправильно применяет нормы материального права, ссылаясь на пункт 18 Правил предоставления субсидии и нарушения ООО "Н.Б.В." условий, установленных в пунктах 2.2 соглашений N 34 и N 216-С (невыполнение обязательства по предоставлению вышеуказанных отчётов), что влечет возврат предоставленной субсидии. По мнению заявителя в нарушении требований статьи 71 АПК РФ не произвел оценки предоставленным обществом доказательством, и не указал в решение по каким основаниям он их не принимает. Мотивировка решения суда со ссылкой на аналогичную позицию в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 по делу N А55-31129/2015 и в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции от 29.09.2016 по данному делу, является неверной. Как полагает податель жалобы, цель предоставления субсидии ООО "Н.Б.В." была достигнута в соответствии с утвержденными Соглашениями, нецелевого расходования средств не имеет место быть.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2018 г. апелляционная жалоба ООО "Н.Б.В." принята к производству, судебное заседание назначено на 03 апреля 2018 г.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещены (направлением почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ) в связи с чем суд вправе рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя, рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда не усматривает основания для отмены решения суда от 25 января 2018 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Указом Губернатора Оренбургской области от 05.07.2016 N 361-ук "О внесении изменений в указы Губернатора Оренбургской области от 08.05.2009 N 88-ук, от 24.12.2012 N 932-ук" полномочия по осуществлению возмещения выпадающих доходов в связи с реализацией населению сжиженного углеводородного газа и твердого топлива по цене, не обеспечивающей возмещение издержек, в порядке, установленном Правительством Оренбургской области, было передано министерству.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.05.2011 N 388-п утверждены Правила предоставления субсидии на возмещение выпадающих доходов в связи с реализацией населению твердого топлива по цене, не обеспечивающей возмещение издержек (т.4 л.д. 32-39).
10.03.2016 Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области и ООО "Н.Б.В." было заключено соглашение N 34 о предоставлении субсидии из областного бюджета на 2016 год (далее - соглашение N 34) (т.1 л.д.24-27).
02.09.2016 между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и обществом было заключено соглашение N 216-С о предоставлении субсидии из областного бюджета на 2016 год (далее - соглашение N216-С) (т.1 л.д. 28-35).
По условиям указанных соглашений, предметом является предоставление из областного бюджета ООО "Н.Б.В." субсидии для возмещения выпадающих доходов в связи с реализацией ими населению твердого топлива по цене, установленной Правительством Оренбургской области, и осуществление контроля за целевым использованием предоставленных средств в соответствии с Правилами предоставления субсидии из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим населению твердое топливо (при отсутствии центрального отопления) для бытовых нужд по цене, установленной Правительством Оренбургской области.
Целевое назначение субсидии - возмещение выпадающих доходов в связи с реализацией населению твердого топлива по цене, не обеспечивающей возмещение издержек.
Денежные средства в общей сумме 7 446 430 рублей были перечислены ООО "Н.Б.В." платежными поручениями: от 06.05.2016 N 221651 на сумму 2 718 860 рублей; от 16.09.2016 N 489830 на сумму 4 473 945 рублей; от 29.12.2016 N 715586 на сумму 253 625 рублей (т. 1 л.д.46-50).
В силу пунктов 2.2 соглашений N 34 и N216-С ответчик обязуется:
- осуществлять реализацию твердого топлива населению по цене, установленной Правительством Оренбургской области, по спискам, заверенным администрациями городских округов и поселений;
- осуществлять обслуживание потребителей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в части продажи и доставки твердого топлива, постановлением Правительства Оренбургской области от 07.12.2012 N 686-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Оренбургской области";
- представлять отчеты ежемесячно в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предварительные за декабрь - не позднее 15 декабря текущего года по форме согласно приложениям N 1 и N 2.
По окончании финансового года, но не позднее 15 мая года, следующего за отчетным периодом:
- отчеты об объеме реализованного твердого топлива населению по каждому муниципальному образованию, согласованные с органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) по форме, согласно приложению N 3;
- уточненный отчет о фактических доходах и расходах, сложившихся за истекший финансовый год, с приложением заключения департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов о соответствии доходов и расходов фактическим по форме согласно приложению N 4.
Общество дает согласие на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения организацией условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Согласно пункту 18 Правил (т.4 л.д.32-38) по итогам отчетного финансового года получатель представляет в Министерство в срок не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом:
а) отчет об объеме реализованного твердого топлива гражданам, проживающим в домах с печным отоплением, по цене, установленной Правительством Оренбургской области, по каждому муниципальному образованию, согласованный с органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Оренбургской области (далее - органы местного самоуправления), по форме, установленной министерством;
б) уточненный отчет о фактических доходах и расходах, сложившихся за отчетный финансовый год, по форме, установленной министерством, с приложением заключения департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов о соответствии показателей уточненного отчета о доходах и расходах показателям годового бухгалтерского отчета (далее - заключение).
В соответствии с пунктом 19 указанных Правил для подготовки заключения получатель представляет в департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом:
а) отчеты, указанные в пункте 18 настоящих Правил;
б) пояснительную записку, обосновывающую необходимость предоставления субсидии;
в) заверенные руководителем копии:
приказа об учетной политике организации получателя и рабочего плана счетов;
бухгалтерской отчетности за предшествующий период и на последнюю отчетную дату:
форму N 1 с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы и расшифровкой основных статей (дебиторской, кредиторской задолженности, кредитов и займов, долгосрочных, краткосрочных финансовых вложений, доходов и расходов будущих периодов, вложений во внебюджетные активы);
форму N 2 "Отчет о прибылях и убытках" с расшифровкой выручки от реализации и себестоимости товарной продукции (стр. 010, 020), операционных доходов и расходов (стр. 090, 100), внереализационных доходов и расходов (стр. 120, 130);
г) сведения о реализации твердого топлива;
д) копии обосновывающих документов по закупочным ценам на твердое топливо (договоры, счета-фактуры);
е) расшифровки материальных, накладных, прочих расходов и других статей затрат к калькуляции себестоимости;
ж) расчет фонда оплаты труда;
з) действующие в организации получателя нормативные и отраслевые акты (тарифное соглашение, положение об оплате труда, положение о премировании, коллективный договор, штатное расписание, форма П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников");
и) копии договоров со сторонними предприятиями (организациями) на оказание услуг (за пользование тепловой и электрической энергией, за водоснабжение и водоотведение, услуги телефонной связи, услуги по охране помещений и иные).
Расшифровки статей затрат, не предусмотренные прилагаемыми к приложениям таблицами, представляются в произвольной форме.
Документы подписываются руководителем и (или) главным бухгалтером организации получателя, представляются на бумажных и электронных носителях.
Документы, имеющие коммерческую и служебную тайну, должны иметь соответствующую отметку.
Пунктами 20, 21 Правил установлено, что Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в течение 30 дней со дня представления полного комплекта документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил, готовит заключение. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил, принимает решение о возврате получателем излишне полученной субсидии за отчетный финансовый год или о предоставлении получателю доначисленной суммы субсидии за отчетный финансовый год.
Поскольку ответчик не представил министерству в установленный срок отчетность: отчет об объеме реализованного твердого топлива населению по каждому муниципальному образованию, согласованные с органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) по форме, согласно приложению N 3;
уточненный отчет о фактических доходах и расходах, сложившихся за истекший финансовый год, с приложением заключения департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов о соответствии доходов и расходов фактическим по форме согласно приложению N 4.
Министерством в установленном порядке было принято решение о возврате обществом (получателем) полученной субсидии за отчетный финансовый год - за 2016 год.
В адрес ответчика министерством направлено требование от 26.05.2017 N 36/325-исх (т.1 л.д. 41) о возврате в областной бюджет излишне уплаченной суммы субсидии - 7446430 рублей в течение 15 календарных дней после получения настоящего уведомления (повторно письмом от 27.07.2017 N 36/611-исх - т.1 л.д.36).
Однако до настоящего времени указанная сумма не возвращена Министерству.
В связи с невыполнением условий Соглашения и Поправи, предоставленная ответчику субсидия подлежит возврату в доход областного бюджета, поэтому Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о взыскании с общества полученной субсидии.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, правомерно пришел к выводу об удовлетворении искового заявления.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Аналогичная позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10.
При рассмотрении настоящего спора сторонам следует доказать: соблюдение срока (своевременность) предоставления отчетов - не позднее 15 мая следующего за отчетным годом, а так же полноту и достоверность представленных в Министерство отчетов.
Как следует из материалов дела, доказательств направления и получения Министерством отчетов в апреле 2017 года ответчиком не представлено. Истцом в материалы дела представлена выписка из журнала входящих документов.
Согласно условиям соглашения N 216-С и Правил конечная дата предоставления отчетов не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом. Таким образом, срок предоставления получателем субсидии отчетов за 2016 год истек 15 мая 2017 года.
Однако в установленный выше срок документы не представлены ответчиком, представлены лишь 14.11.2017.
Из возражений на отзыв, представленный Министерством и следует из материалов дела, пакет документов, поступивший 21.11.2017 и заявленный ответчиком как отчет об объеме реализованного твердого топлива гражданам, проживающим в домах с печным отоплением, установленной правительство Оренбургской области, по каждому муниципальному образованию, согласованный с органами местного самоуправления муниципальных районов, округов Оренбургской области, а так же сводный список граждан, получивших твердое топливо имеют нарушения. Следует отметить, что предоставление отдельных фрагментов отчетов (разрозненных документов) не свидетельствует об исполнении ответчиком своих обязанностей по предоставлению надлежащей отчетности.
Как верно указано судом первой инстанции, Обществу надлежало представить в департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в срок не позднее 1 апреля 2017 года, надлежащие отчеты, указанные в пункте 18 Правил предоставления субсидии, для получения заключения департамента о соответствии показателей уточненного отчета о доходах и расходах показателям годового бухгалтерского отчета, и в министерство не позднее 15 мая 2017 года отчет об объеме реализованного твердого топлива населению по каждому муниципальному образованию, согласованные с органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) по форме, согласно приложению N 3; уточненный отчет о фактических доходах и расходах, сложившихся за истекший финансовый год, с приложением заключения департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов о соответствии доходов и расходов фактическим по форме согласно приложению N 4.
Поскольку факт несоблюдения обществом положений пункта 18 Правил предоставления субсидии и нарушения обществом условий, установленных в пунктах 2.2 соглашений N 34 и N216-С (невыполнение обязательства по предоставлению вышеуказанных отчетов) установлен, подтвержден материалами дела, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований о возврате предоставленной обществу субсидии в размере 7 446 430 руб..
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, сформулированные и заявлявшиеся последним в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 января 2018 г. по делу N А55-25299/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.М. Садило |
Судьи |
О.Н. Радушева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.