г. Саратов |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А06-6552/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы ветеринарии Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 января 2018 года по делу N А06-6552/2017 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парк Планета" (ОГРН 1053001676420, ИНН 3009013049, 416456, Астраханская обл., р-н Приволжский, пос. Новоначаловский, ул. Шоссейная, 2, А)
к Службе ветеринарии Астраханской области (ОГРН 1053000013978, ИНН 3015068286, 414000, г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 143)
о признании предписания и приказа незаконными,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены наделащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Парк Планета" (далее - заявитель, Общество, ООО "Парк Планета") с заявлением о признании незаконными предписания Службы ветеринарии Астраханской области (далее - Служба ветеринарии) от 14.07.2017 N 01-10 и приказа от 17.07.2017 N 397.
Решением от 30 января 2018 года Арбитражный суд Астраханской области заявленные требования ООО "Парк Планета" удовлетворены. Предписание Службы ветеринарии 14.07.2017 N 01-10 и приказ от 17.07.2017 N 397 признаны незаконными. Со Службы ветеринарии в пользу ООО "Парк Планета" взысканы судебные расходы в размере 3 000 руб.
Служба ветеринарии не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
ООО "Парк Планета" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Представители сторон и заявителя в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 15.03.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 23.06.2017 года Службой ветеринарии Астраханской области на основании приказа от 20.06.2017 года N 365 на территории парка "Планета" поведена внеплановая выездная проверка.
По итогам проверки составлен акт проверки от 23.06.2017N 01-09 и вынесено предписание от 23.06.2017 N 01-09 об устранении выявленных нарушений сроком до 23.09.2017 года.
14 июля 2017 года Обществу вынесено новое предписание N 01-10. Данное предписание также выдано по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании приказа от 20.06.2017 N 365.
В обоих предписаниях Службы ветеринарии (от 23.06.2017 N 01-09 и от 14.07.2017 N 01-10) указаны одни и те же нарушения, однако согласно предписанию от 23.06.2017 N 01-09 Общество должно выполнить 10 различных мероприятий в срок до 23.09.2017 года, а согласно предписанию от 14.07.2017 01-10 для устранения тех же самых нарушений Общество должно изолировать и убрать всех животных и птиц с территории парка "Планета" в срок до 17 июля 2017 года.
17 июля 2017 года Службой ветеринарии Астраханской области был издан приказ N 397 "О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Парк Планета" с целью проверки исполнения предписания от 14.07.2017 года N 01-10.
По ее результатам 17 июля 2017 г был составлен акт проверки N 01-10.
Не согласившись с вынесенными предписанием N 01-10 от 14.07.2017 года и приказом от 17.07.2017 года N 397 административного органа ООО "Парк Планета" обратилось в арбитражный суд Астраханской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемый приказ от 17.07.2017 принят с грубыми нарушениями норм действующего федерального и областного законодательства, кроме того у Службы ветеринарии отсутствовали основания для вынесения предписания от 14.07.2017 N 01-10.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных.
В силу положений пункта 1 статьи 8 Закона о ветеринарии под государственным ветеринарным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.
Как указано выше, оспариваемым предписанием Обществу предписано изолировать и убрать всех животных и птиц с территории парка "Планета" до проведения всех профилактических ветеринарных мероприятий.
Однако, как верно указал суд, Закон о ветеринарии и иное ветеринарное законодательства предусматривает следующие случаи, в которых возможно изолирование животных:
1) принятие мер владельцем по изоляции животных, подозреваемых в заболевании до прибытия специалистов в области ветеринарии (статья 18 Закона о ветеринарии);
2) в рамках ограничительных мероприятий при введении карантина (Ветеринарно-санитарные правила карантинирования животных).
В соответствии со статьей 17 Закона о ветеринарии ограничительные мероприятия (карантин) устанавливаются в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.12.2011 N 476 утвержден Перечень заразных, в том числе, особо опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин).
В рассматриваемом случае в ходе проверки административным органом заболеваний животных в контактном зоопарке Общества установлено не было; карантин в установленном порядке не вводился.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что служба ветеринарии Астраханской области при составлении предписания от 14.07.2017 г. N 01-10 вышла за пределы предоставленных ей полномочий, следовательно, предписание является незаконным, является правомерным.
Кроме того, признал незаконными приказ Службы ветеринарии Астраханской области N 397 от 17.07.2017 года.
Поскольку предписание от 14.07.2017 г. N 01-10 вынесено с нарушением норм действующего ветеринарного законодательства, нельзя признать законным и приказ Службы ветеринарии Астраханской области N 397 от 17.07.2017 года о проведении внеплановой выездной проверки по поверке выполнения предписания N 01-10 от 14.07.2017.
Кроме того, суд указал, что приказ N 397 был принят 17 июля 2017 г. и согласно его пункту 8 проверка должна быть начата в тот же день, что противоречит пункту 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в силу которого о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.
Проверка по приказу Службы ветеринарии Астраханской области N 397 от 17.07.2017 года проведена 17.07.2017 и акт по ее результатам N 01-10 составлен так же 17.07.2017.
Частью 12 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
Как указано выше, основаниями для проведения проверки послужила поверка выполнения предписания N 01-10 от 14.07.2017.
Такого основания для назначения выездной внеплановой проверки как причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, требующих незамедлительных действий административного органа, в приказе N 397 от 17.07.2017 года не значится.
В соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В силу части 1, пункта 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных частью 16 статьи 10 названного Федерального закона (в части срока уведомления о проведении проверки), относится к грубым нарушениям установленных требований к организации и проведению проверок, влекущим признание результатов проверки незаконными.
В данном случае административный орган нарушил требования, предусмотренные частью 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя в части признания незаконным приказа Службы ветеринарии Астраханской области N 397 от 17.07.2017 года.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Службы ветеринарии Астраханской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 января 2018 года по делу N А06-6552/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.