г. Москва |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А41-92356/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Раменского муниципального района Московской области и Главного управления по информационной политике Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2018 по делу N А41-92356/17, принятое судьей Обарчуком А.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русские газоны Ландшафт" к администрации Раменского муниципального района Московской области об оспаривании действий (бездействия), третье лицо: Главное управление по информационной политике Московской области,
при участии в заседании:
от ООО "Русские газоны Ландшафт" - Суслин А.Н. по доверенности от 09.01.2018,
от Администрации Раменского муниципального района Московской области - Балашова О.В. по доверенности от 19.12.2017,
от Главного управления по информационной политике Московской области - Лалаян К.В. по доверенности от 10.04.2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русские газоны Ландшафт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Раменского муниципального района Московской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа во включении в схему размещения рекламных конструкций и обязании внести изменения в схему размещения рекламных конструкций на территории Раменского муниципального района Московской области путем внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории Раменского муниципального района Московской области места установки рекламных конструкций по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Никоновское, находящегося в центральной части кадастрового квартала с кадастровым номером 50:23:0050248:1, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Главное управление по информационной политике Московской области далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.01.2018 по делу N А41-92356/17 заявление общества с ограниченной ответственностью "Русские газоны Ландшафт" удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация и Управление подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
Представители Администрации и Управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
27.06.2017 с собственником земельного участка (общей площадью 210 420 кв. м., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", кадастровый номер 50:23:0050248:1, расположен по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Никоновское) обществом заключен Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 27.06.2017 N РГЛ-7/411/4045.
12.07.2017 в Администрацию Раменского района подано Заявление о включении в схему размещения рекламной конструкции, расположенной на участке с кадастровым номером 50:23:0050248:1 (письмо от 11.07.2017 Исх. N 38-РГЛ).
В ответ на указанное обращение обществу сообщено, что Главное управление по информационной политике Московской области внесение изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории Раменского муниципального района Московской области не согласовывает.
Поскольку интересующее общество место размещения рекламной конструкции в схему размещения рекламных конструкций внесено не было, не согласившись с письмом администрации, общество обратилось в арбитражный суд с требованием по настоящему делу.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает решение решения суда первой инстанции подлежащим отмене в виду следующего.
Как следует из части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ внесены изменения в Закон о рекламе, вступившие в силу с 14.05.2013, которыми установлены новые правила размещения и эксплуатации рекламных конструкций. Статья 19 Закона о рекламе дополнена частью 5.8, согласно которой органы местного самоуправления обязаны до 01.01.2014 утвердить схему размещения рекламных конструкций независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
С 1 января 2014 г. выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
На территории Раменского муниципального района Московской области действует схема размещения рекламных конструкций, в которой отсутствует интересующий общество адрес.
Процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленная пунктом 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления, которая не предусматривает возможности участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
Действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность вносить рекламные конструкции в схему размещения рекламных конструкций по заявлениям заинтересованных лиц.
Определение возможности и целесообразности внесения конкретных мест размещения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования относится к дискреционным полномочиям уполномоченных органов.
Данная правовая позиция соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2017 N 305-КГ17-15806 по делу N А41-78618/2016, Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 03.04.2017 по делу N А41-57836/2016.
Процедура согласования органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, утверждена постановлением Правительства Московской области от 28.06.2013 N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций".
Указанным постановлением утвержден Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций, согласно которому уполномоченным по согласованию органом является управление, установлен порядок взаимодействия органа местного самоуправления и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; порядок взаимодействия с заинтересованными лицами указанный нормативный правовой акт не регламентирует.
В отличие от процедуры выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, предусмотренной частями 9 - 15 статьи 19 Закона о рекламе, инициируемой собственником рекламной конструкции или иным заинтересованным лицом, процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленная частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которая не предусматривает возможность участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для признания решения и (или) ненормативного правового акта незаконными является, в частности, несоответствие их закону или иному нормативному акту.
Поскольку у Администрации, равно как и у Управления, отсутствует закрепленная законом обязанность по внесению изменений в схему размещения рекламных конструкций, в том числе на земельных участках, находящихся в частной собственности, обращение Общества о внесении изменений в схему Администрацией рассмотрено в установленном порядке, на него был дан ответ, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Русские газоны Ландшафт".
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2018 по делу N А41-92356/17 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.