г. Пермь |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А60-26166/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания ЖКО-Екатеринбург" (ИНН 6673205612, ОГРН 1096673010334) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
на определение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 января 2018 года
о наложении судебного штрафа
по делу N А60-26166/2017,
принятое судьей Водолазской С.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания ЖКО-Екатеринбург"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании незаконными решений,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания ЖКО-Екатеринбург" (далее - заявитель, ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконными решений N 29-01-82/13493 от 01.06.2017, N 29-01-82/11640 от 16.05.2017, N 29-01-82/11444 от 15.05.2017, N 29-01-82/11228 от 11.05.2017, N 29-01- 82/12997 от 29.05.2017, N 29-01-82/13226 от 30.05.2017, N 29-01-82/12550 от 24.05.2017, N 29-01-82/13472 от 01.06.2017, N 29-01-82/13227 от 30.05.2017, N 29-01-82/12551 от 24.05.2017, N 29-01-82/13549 от 01.06.2017, N 29-01- 82/13229 от 30.05.2017, N 29-01-82/12732 от 25.05.2017, N 29-01-82/13473 от 01.06.2017 и обязании заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 сентября 2017 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемые решения признаны недействительными, на Департамент возложены обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя. Производство по делу в части требования о признании недействительным решения об отказе внесения изменений в реестр лицензий Свердловской области N 29-01-82/11099 от 11.05.2017 прекращено.
22.11.2017 в Арбитражный суд Свердловской области поступило заявление от ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" о наложении судебного штрафа на Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области за неисполнение решения суда от 07.09.2017 по настоящему делу.
Определением суда от 22 января 2018 года (резолютивная часть от 16.01.2018) заявление удовлетворено, на Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области наложен судебный штраф в размере 15 000 рублей за неисполнение решения Арбитражного суда Свердловской области от 07.09.2017.
Не согласившись с определением о наложении судебного штрафа, Департамент обжаловал его в апелляционном порядке, в жалобе просит определение отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ссылается на принятие им всех мер и совершение всевозможных законных действий, направленных на исполнение решения суда. Указывает, что невозможность внесения изменений по 14 домам связана с несоответствием заявлений требованиям Порядка N 937/пр (наличие судебных споров и решений, несоответствие протоколов требованиям N 937/пр), вина Департамента в невозможности внесения изменений в реестр лицензий отсутствует.
ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Заявитель и заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление о наложении судебного штрафа, исходил из того, что Департаментом не были приняты все необходимые и своевременные меры к исполнению решения суда, а также в материалы дела не представлены доказательства того, что неисполнение решения суда происходило по причинам, не зависящим от заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Требования арбитражного суда о представлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и иные требования, связанные с рассматриваемым делом, являются также обязательными и подлежат исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 настоящего Кодекса в размере, установленном федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 119 АПК РФ судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать две тысячи пятьсот рублей, на должностных лиц - пять тысяч рублей, на организации - сто тысяч рублей, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Буквальное толкование ст. 332 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что штраф налагается за неисполнение судебного акта и направлен на стимулирование лица к исполнению судебного акта, то есть наложение штрафа возможно до исполнения судебного акта.
ООО "Управляющая жилищная компания ЖКО-Екатеринбург" обратилось с заявлением о привлечении Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области за неисполнение решения Арбитражного суда Свердловской области от 07 сентября 2017 года, которым на Департамент возложены обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества.
При рассмотрении спора в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.
Из анализа положений статьи 2 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что признавая оспариваемый акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными либо незаконными, суд вправе обязать этот орган совершить какое-либо из предусмотренных законом действий, не ограничивая при этом право органа, чье бездействие оспаривается, на совершение того или иного действия, в том числе по проверке представленных документов и установлении (оценке) юридически значимых обстоятельств.
Поскольку в рассматриваемом случае способом восстановления нарушенных Департаментом прав Общества согласно решению суда является возложение обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества, реализация данного способа заключается в повторном рассмотрении заявлений общества с оценкой юридически значимых обстоятельств для их разрешения в соответствии с установленными требованиями законодательства.
Рассматривая заявление о наложении административного штрафа арбитражный суд, оценивая действия Департамента по повторному рассмотрению заявлений Общества и решения по результатам рассмотрения заявлений, фактически вошел в обсуждение правового обоснования отказа в удовлетворении заявлений по иным основаниям, которые не были предметом разбирательства по ранее рассмотренному спору.
При этом единственным основанием для вынесения оспариваемых по делу N А60-26166/2017 решений Департамента явился вывод заинтересованного о том, что лицензиатом (заявителем) не размещена требуемая информации на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
Правовая оценка наличию либо отсутствию оснований для внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации
(далее - Порядок), иных, помимо указанного в заявлении в арбитражный суд, судом не давалась при разрешении спора по делу N А60-26166/2017.
Отсутствие указания на иные основания в обоснование отказа во внесении изменений в реестр лицензий в оспариваемых решениях не является безусловным доказательством соответствия поданных лицензиатом заявлений о внесении изменений установленным требованиям и не устраняет право и обязанность уполномоченного органа на рассмотрение обращений в соответствии с порядком (процессуальными требованиями), действующим (и) в период повторного рассмотрения заявления.
Соответствие первоначально поданных заявлений о внесении изменений в реестр лицензий установленному Порядку в полном объеме также не было предметом судебной проверки по делу N А60-26166/2017. В связи с чем указание судом в решении по делу N А60-26166/2017 на обязанность по устранению нарушений без конкретизации способа не свидетельствует об обязанности устранения нарушений путем безусловного внесения изменений, а напротив, предполагает повторное рассмотрение заявления, представленных документов и установлении (оценке) юридически значимых обстоятельств.
Департамент, выполняя обязанность суда по устранению нарушений прав и законных интересов общества, при повторном рассмотрении заявлений общества отказал в их удовлетворении по иным основаниям, отличным от первоначального, прошедшего судебную проверку.
Суд апелляционной инстанции полагает, что законность и обоснованность данного отказа могут являться предметом иного самостоятельного спора, а не подлежат разрешению в порядке исполнения судебного акта по требованиям, удовлетворенным по иным основаниям, соответственно не могут влечь ответственность в виде судебного штрафа за неисполнение судебного акта.
При указанных основаниях жалоба подлежит удовлетворению, а определение суда - отмене.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 22 января 2018 года по делу N А60-26166/2017 отменить.
В удовлетворении заявления о наложении судебного штрафа на Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Е. Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.