г. Вологда |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А05-13613/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 апреля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Алимовой Е.А., Кутузовой И.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилфонд" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 января 2018 года по делу N А05-13613/2017 (судья Быстров И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилфонд" (ОГРН 1092905000506; место нахождения: 165651, Архангельская обл., г. Коряжма, ул. Лермонтова, д. 2, оф. 1; далее - Общество, ООО "Жилфонд") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; место нахождения: 163072, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1; далее - Инспекция) о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений от 15.09.2017 N СЗ-05/10-06/467.
Решением от 17 января 2018 года суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Общество обжаловало решение в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Доводы жалобы сводятся к тому, что суд при разрешении спора не учёл вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Коряжемского судебного района от 25.10.2017 по делу N 5-869/2017, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя за отсутствием состава.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в слушаниях не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилфонд" на основании лицензии от 28.04.2015 N 000110 (л.д. 24) на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и протокола итогового заочного голосования общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 1 по пр. Ломоносова в г. Коряжма Архангельской области от 12.12.2009 N 2 (л.д. 25-26) заключён договор управления этим многоквартирным домом от 21.08.2017 N 48 (л.д. 28-36).
ООО "Жилфонд" приняло на себя управление указанным многоквартирным домом и в силу своего статуса является ответственным за надлежащее содержание и ремонт, техническую эксплуатацию жилищного фонда проверенного дома.
На основании распоряжения руководителя Инспекции от 30.08.2017 N СЗ-05/10-11/587 (л.д. 37) в связи с поступившей жалобой гражданина, проживающего в доме N 1 по ул. Ломоносова в г. Коряжме Архангельской области, Инспекция в рамках лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Архангельской области провела внеплановую выездную проверку Общества на предмет соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению указанным многоквартирным домом.
В ходе этой проверки, проведённой 05.09.2017 в 14 час 00 мин в присутствии представителя Общества, осуществлено обследование указанного жилого дома. Выявлены нарушения, зафиксированные в акте от 05.09.2017 N СЗ-05/10-02/467 (л.д. 38-39), к которому приложены материалы фотофиксации. В частности, установлено, что в нарушение требований пунктов 3.2.8, 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утверждённых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), лестничная клетка, переходы, лифтовые площадки указанного дома находятся в неудовлетворительном состоянии: имеются множественные надписи и граффити на стенах и дверях, повреждения штукатурно-малярного слоя стен. Также выявлено подтопление приямка в подвальном помещении жилого дома, что нарушает требования пункта 4.1.3 Правил N 170 и пункта 2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
По итогам проверки Инспекция выдала предписание от 15.09.2017 N СЗ-05/10-06/467 (л.д. 40), в котором с учётом изменений, внесённых актом от 08.11.2017, возложила на ООО "Жилфонд" обязанность устранить выявленные нарушения в срок до 15.11.2017 и представить в срок до 16.11.2017 отчёт об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказать обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностной лицо.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 13 Положения N 1110 указано, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензии.
Согласно разделу II Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утверждённого постановлением администрации Архангельской области от 07.06.2007 N 110-па, Инспекция в рамках своей компетенции осуществляет лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и выдачу предписаний об устранении нарушений лицензионных требований, выявленных при осуществлении лицензионного контроля.
Как верно установил суд, грубых нарушений, перечисленных в статье 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), являющихся основанием для признания недействительными результатов проверки, Инспекцией при назначении и проведении проверки не допущено.
Проверка проведена и оспариваемое предписание выдано должностным лицом Инспекции в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением требований Закона N 294-ФЗ.
Общество о проведении этой проверки извещено до её начала, при проведении проверки присутствовал представитель Общества.
В апелляционной жалобе ООО "Жилфонд" указанные обстоятельства не оспаривает. Как и не оспаривает факт выявленных правонарушений.
Относительно же заявленных доводов апелляционный суд разъясняет следующее.
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Из текста данной нормы следует возможность преюдиции только по гражданским делам, рассмотренным судом общей юрисдикции, на административные дела данная норма не распространяется.
В связи с этим постановление мирового судьи, вынесенное по делу об административном правонарушении, не имеет преюдициального значения для арбитражного суда, рассматривающего дело. Соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2015 N 310-АД15-7716 по делу N А14-9102/2014.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При распределении судебных расходов апелляционная инстанция исходит из того, что обращение с апелляционной жалобой излишне оплачено государственной пошлиной в размере 1500 руб., поэтому указанная сумма возвращается заявителю из федерального бюджета. В оставшейся части уплаченная государственная пошлина составляет судебные расходы, которые в связи с отказом в удовлетворении жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 января 2018 года по делу N А05-13613/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилфонд" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилфонд" (ОГРН 1092905000506; место нахождения: 165651, Архангельская обл., г. Коряжма, ул. Лермонтова, д. 2, пом. 1) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платёжному поручению от 07.02.2018 N 123.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.