г. Вологда |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А66-15906/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 апреля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Алимовой Е.А., Кутузовой И.В.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Торопецкого района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 декабря 2017 года по делу N А66-15906/2017 (судья Рощина С.Е.),
установил:
индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дрон Михаил Викторович (ОГРН ИП 315695200035911; место нахождения: г. Тверь) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации Торопецкого района Тверской области (ОГРН 1026901783259; место нахождения: Тверская обл., г. Торопец, ул. Октябрьская, д. 53; далее - Администрация) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 15.09.2017 N 2446 и обязании восстановить право.
К участию деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено Министерство лесного хозяйства Тверской области (ОГРН 1106952010868; место нахождения: г. Тверь, ул. Горького, д. 97; далее - Министерство).
Решением суда от 15 декабря 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Администрация обжаловала решение в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что судом не учтены положения пункта 11 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающего в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане поступивши уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы.
Министерство в отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Предприниматель в отзыве отклонил возражения ответчика и третьего лица, просил решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в слушаниях не направили, поэтому судебное разбирательство проведено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив аргументы сторон, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 21 июля 2017 года предприниматель обратился к Администрации с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенном по адресу: Тверская область, Торопецкий район, Понизовское сельское поселение, площадь 599 616 кв.м (далее - земельный участок) (л.д. 14).
Письмом от 15.09.2017 N 2446 ответчик отказал заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка ввиду поступления от Министерства лесного хозяйства Тверской области информации (письмо от 28.08.2017 N 4126/07-01) о наличии на испрашиваемом участке хвойного леса порядка 12 тыс. кбм, что препятствует его использованию для сельскохозяйственных нужд (л.д. 19-21).
Заявитель не согласился с отказом и обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции и удовлетворил заявленные требования, указав в обоснование на то, что отказ по основаниям, приведённым в письме Администрации, не предусмотрен подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), кроме того, наличие на земельном участке леса не подтверждено, публичная кадастровая карта не является для этого надлежащим доказательством.
Апелляционная коллегия находит выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказать обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, приведены в статье 11.10 ЗК РФ.
Так, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершённого строительства (пункт 2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьёй 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй (пункт 3).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (пункт 5).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12).
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истёк;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьёй 11.9 настоящего кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утверждённому проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утверждён проект межевания территории.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", который дополнен статьёй 3.5, подлежащей применению с 11.08.2017.
Указанной нормой предусмотрено, что при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений (пункт 1).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется (пункт 2).
В случае направления схемы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, для согласования установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, может быть продлён, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления указанных заявлений (пункт 3).
В течение тридцати дней со дня получения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, обязан направить в указанный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления уведомление о согласовании схемы либо об отказе в её согласовании (пункт 4).
Основанием для отказа в утверждении схемы наряду с основаниями для отказа в утверждении схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, является поступившее в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы (пункт 11).
Из материалов дела видно, что Администрацией поступившее 21.07.2017 заявление предпринимателя об утверждении схемы расположения земельного участка 31.07.2017 направлено Министерству на предмет выявления наличия на испрашиваемом участке лесных насаждений и иной древесно-кустарниковой растительности и возможности его предоставления в собственность (аренду).
Министерство письмом от 28.08.2017 N 4126/07-01 сообщило о том, что указанные в обращении земельные участки покрыты спелым хвойным лесом с общим запасом примерно 12 тыс. кбм. Фактическое состояние земельных участков, наличие на них сложившейся экологической системы - леса не позволяет использовать их для сельскохозяйственных нужд, а право использования лесов, расположенных на земельных участках, у заявителя отсутствует. Данные сведения подтверждены публичной кадастровой картой (л. д. 86).
На основании поступившего ответа Администрация письмом от 15.09.2017 N 2446 отказала предпринимателю в утверждении схемы, предложив рассмотреть иные свободные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, на дату принятия обжалуемого решения Администрацией в полной мере соблюдены требования статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установившей порядок согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, а также дополнительные, применительно к пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ, основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Указанные изменения законодательства нельзя признать в качестве ухудшающих положение заявителя, обратившего в Администрацию до вступления их в силу, поскольку они направлены на выявление фактического состояния земельных участков, упорядочивание их использования по целевому назначению, согласование норм земельного законодательства с положениями лесного и природоохранного законодательства, то есть на обеспечение баланса публичного и частного интересов.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом споре основания для признания незаконным решения Администрации отсутствуют, в удовлетворении заявленных требований следует отказать,
Судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд первой инстанции государственной пошлины в этом случае возлагаются на заявителя. Расходы по оплате услуг представителя в сумме 20 000 руб. возмещению не подлежат на основании статьи 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое решение суда первой инстанции в полном объёме.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 декабря 2017 года по делу N А66-15906/2017 отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дронь Михаила Викторовича (ОГРН ИП 315695200035911; место нахождения: г. Тверь) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 15.09.2017 N 2446 и обязании восстановить право отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.