г. Чита |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А78-13641/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фалилеевой Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Читауголь" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2018 года по делу N А78-13641/2017 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к обществу с ограниченной ответственностью "Читауголь" (ОГРН 1047706051711, ИНН 7706406767) о взыскании 367430 руб., (суд первой инстанции: Л.В.Бочкарникова)
при участии в судебном заседании:
от истца представитель Беляева М.В.,
от ответчика представитель Мартюшова И.С.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Забайкальская железная дорога" обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Читауголь" о взыскании штрафа в размере 367 430 рублей, в том числе штрафа за превышение грузоподъемности вагона N 54366562 в размере 183 715 рублей, штрафа за искажение сведений о массе груза в транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ869574, повлекшее занижение размера провозных платежей в размере 183 715 рублей.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2018 года заявленные исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Читауголь" взыскано в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 367 430 руб. штрафа в размере пятикратной платы за перевозку груза, 10 348,60 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, всего - 377 778,60 руб.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм права. Из апелляционной жалобы следует, что коммерческий акт не соответствует установленным требованиям и не свидетельствует о наличии обстоятельств, с которыми связано наступление ответственности, предусмотренной статьями 98 и 102 УЖТ; ответчик представил грузоперевозчику достоверные сведения о грузоподъемности вагона и массе груза.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные письменно.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Забайкальская железная дорога" (далее - истец, ОАО "РЖД") к обществу с ограниченной ответственностью "Читауголь" (далее - ответчик, ООО "Читауголь") о взыскании штрафа за превышение грузоподъемности вагона N 54366562, штрафа за искажение сведений о массе груза в транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ869574, повлекшее занижение размера провозных платежей.
Как установил суд первой инстанции и следует из дела, 09.02.2017 по транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ869574 со станции Голубичная Забайкальской железной дороги грузоотправителем ООО "Читауголь" в адрес грузополучателя ООО "Амурский завод железобетонных конструкций - Партнер" на станцию Благовещенск Забайкальской железной дороги в вагоне N 54366562 был отправлен груз "уголь бурый, кроме бурого угля подмосковского бассейна".
Согласно сведениям, внесенным в накладную грузоотправителем, груз погружен силами грузоотправителя, масса груза определена грузоотправителем на весах в движении и составила 69470 кг.
14.02.2017 на станции Карымская Забайкальской ж.д. при прохождении по взвешиваемому рельсу РТВ-Д N 141504 обнаружено у вагона N 54366562 превышение трафаретной грузоподъемности и не соответствие с документом, фактически вес груза 74300 кг, о чем составлен акт общей формы N 95000-4-П/40142. Вагон отцеплен и направлен на контрольную перевеску на станционных вагонных весах (акт общей формы N2172 от 14.02.2017).
16.02.2017 на станции Белогорск Забайкальской ж.д. была произведена контрольная перевеска вагона N 54366562 на электромеханических вагонных весах ТД- СД-2/100К учетный номер 1006, максимальный предел взвешивания 100000 кг, дата последней государственной поверки 28.06.2016. В результате установлено несоответствие массы груза сведениям, указанным грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ869574 и превышение грузоподъемности вагона N 54366562, а именно: по документу (транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ869574) значится вес брутто - 92870 кг, тара 23400 кг, нетто - 69470 кг, грузоподъемность - 69500 кг. Фактически оказалось: вес брутто - 97650 кг., нетто - 74250 кг.
При контрольной перевеске вагона N 54366562, согласно акту общей формы от 16.02.2017 N 6/269, тара вагона с бруса составляет 24100 кг, по техническому паспорту вагона тара 24000 кг, по документу тара 23400 кг. С учетом веса тары вагона согласно сведениям, указанным в техническом паспорте, оказалось вес груза нетто - 73650 кг (97650 кг. (вес брутто) - 24000 (по техническому паспорту вагона тара)), по документу - 69470 кг. (92870 кг (вес брутто) - 23400 кг (по документу тара)).
Фактически вес нетто груза с учетом рекомендаций МИ 3115-2008 составил 71740 кг. (справка от 16.02.2017) (л.д.47). В соответствии с рекомендациями МИ 3115-2008, излишки массы против документа с учетом погрешности 2,75% (+-1910 кг) составили 2170 кг. Излишки против грузоподъемности вагона с учетом погрешности составили 2140 кг. Факты несоответствия массы груза данным указанным грузоотправителем в перевозочных документах и превышения грузоподъемности вагона зафиксированы актами общей формы N N 95000-4-П/40142, 6/267, 6/269, 2/2663, 6/318, 7/5020 и коммерческим актом N ЗБК 1700664/38/83 от 16.02.2017.
За допущенное ответчиком искажение сведений о массе груза истец произвел начисление штрафа в сумме 183 715 руб., за превышение грузоподъемности вагона в сумме 183 715 руб.
Применив положения Устава железнодорожного транспорта, суд первой инстанции исходил из обоснованности иска как по основаниям, так и по праву.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, полагая их соответствующими установленным обстоятельствам дела, нормам материального права, ссылка на которые в судебном акте имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку обстоятельства, на которые указывает заявитель жалобы, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Факты несоответствия массы груза данным указанным грузоотправителем в перевозочных документах и превышения грузоподъемности вагона зафиксированы актами общей формы N N 95000-4-П/40142, 6/267, 6/269, 2/2663, 6/318, 7/5020. Для фиксации нарушения истцом был составлен коммерческий акт N ЗБК 1700664/38/83 от 16.02.2017.
Ответчик о начисленном штрафе уведомлен истцом письмом (претензией) от 10.04.2017 N 17-22/1, на которую ответчиком дан ответ от 31.05.2017 N 06-375. Претензия оставлена без удовлетворения.
В силу статьи 119 Устава железнодорожного транспорта коммерческий акт составляется в пути следования груза, багажа, грузобагажа в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
Как уже указывалось выше, 14.02.2017 на станции Карымская Забайкальской ж.д. при прохождении по взвешиваемому рельсу РТВ-Д N 141504 обнаружено у вагона N 54366562 превышение трафаретной грузоподъемности и не соответствие с документом, фактически вес груза 74300 кг, о чем составлен акт общей формы N 95000-4-П/40142. Вагон отцеплен и направлен на контрольную перевеску на станционных вагонных весах (акт общей формы N2172 от 14.02.2017).
16.02.2017 на станции Белогорск Забайкальской ж.д. была произведена контрольная перевеска вагона N 54366562 на электромеханических вагонных весах ТД- СД-2/100К учетный номер 1006, максимальный предел взвешивания 100000 кг, дата последней государственной поверки 28.06.2016. В результате установлено несоответствие массы груза сведениям, указанным грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ869574 и превышение грузоподъемности вагона N 54366562.
Таким образом, коммерческий акт составлен в результате контрольной перевески, непосредственно после выявления нарушения. Что соответствует положениям статьи 119 Устава железнодорожного транспорта.
То, что ответчик, как он утверждает в жалобе, производил взвешивание вагона перед отправкой, не освобождает его от ответственности, поскольку не указывает на отсутствие искажения сведений о массе груза в транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ869574, повлекшее как занижение размера провозных платежей, так и превышение грузоподъемности вагона N 54366562 сверх максимальной.
При таких обстоятельствах решение подлежит оставлению без изменения.
Государственная пошлина за апелляционное обжалование в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2018 года по делу N А78-13641/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.