г. Вологда |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А66-16367/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 апреля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Алимовой Е.А., Кутузовой И.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от заявителя Александровой Е.С., генерального директора,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 декабря 2017 года по делу N А66-16367/2017 (судья Пугачев А.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Символ" (ОГРН 1156952024349; место нахождения: Тверская обл., Конаковский р-н, пгт Новозавидовский, ул. Советская, д. 8; далее - ООО "Символ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131; место нахождения: г. Тверь, Комсомольский пр-т, д. 4/4; далее - Инспекция) о признании незаконным предписания от 18.08.2017 N 5540/ОГ-17.
Решением суда от 20 декабря 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Инспекция обжаловала решение в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Считает, что плата за сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов является составной частью платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, поэтому предъявление её к оплате дополнительно является неправомерным.
ООО "Символ" в отзыве и судебном заседании отклонило изложенные в жалобе доводы, просило решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебных слушаний, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Символ" осуществляет управление многоквартирным домом N 9 по ул. 2-ая Советская в пгт Новозавидовский Конаковского района Тверской области на основании договора управления от 01.01.2017 N 01/209. Инспекцией по жалобе одного из собственников квартир указанного дома, поступившей из Конаковской межрайонной прокуратуры Тверской области, в отношении Общества проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено несоблюдение управляющей компанией требований пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491.
По результатам проверки составлен акт от 18.08.2017 N 5540/ОГ-17 и Обществу вынесено предписание от 18.08.2017 N 5540/ОГ-17 о необходимости в срок до 01.10.2017 устранить выявленные нарушения, а именно: произвести перерасчёт собственнику жилого помещения в вышеуказанном доме за излишне начисленную плату за вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО) за январь - июнь 2017 года.
Общество обжаловало предписание в арбитражный суд, обратившись с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал, что работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, организация мест накопления бытовых отходов отнесены к необходимым работам, выполняемым в рамках содержания общего имущества жилого дома. Однако поскольку договором управления многоквартирным домом от 01.01.2017 в составе платы за содержание общего имущества эти работы не включены, то Общество правомерно выставляет на возмещение расходов за оказанные услуги по сбору и вывозу ТБО отдельной строкой.
Апелляционная коллегия считает выводы суда ошибочными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права и условий договора управления многоквартирным домом.
Из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказать обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностной лицо.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закреплено право Инспекции выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 267-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наём); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счёт собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии со статьёй 156 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учётом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).
Во исполнение требований статей 39, 156 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В пункте 11 Правил N 491 перечислены виды работ и услуг, выполняемых управляющей компаний при содержании общего имущества. В частности, подпунктом "д" (в редакции, действующей до 14.03.2017) предусмотрено, что в состав содержания включается сбор и вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов, а том числе отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 данный подпункт изменён, а именно, вывоз ТБО исключён из состава работ и услуг по содержанию. Новая редакция подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 вступила в силу 14.03.2017.
Однако согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 указанные изменения применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённым органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку на территории Тверской области региональный оператор деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами не определён, то новая редакции подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 не применяется.
Следовательно, в рассматриваемом случае сбор и вывоз ТБО включается в состав содержания общего имущества жилого дома, а плата за эти работы (услуги) является составной частью платы за содержание.
Как следует из содержания названного договора, перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, за который устанавливается согласованная собственниками плата, не является исчерпывающим и включает строку "Резервный фонд" (приложение 3 к договору). В числе направлений расходования средств резервного фонда указано: оплата дополнительных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества (пункт 5.3.1).
Приведённые условия договора свидетельствуют о согласовании собственниками платы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в отношении всего перечня работ и услуг, перечисленных в пункте 11 Правил N 491.
Ссылка суда первой инстанции на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Конаковского района по делу N 5-325/2017 как имеющее преюдициальное значение для разрешения настоящего спора также необоснованна, поскольку положения части 3 статьи 69 АПК РФ не предусматривают преюдициального значения постановления мирового судьи, вынесенного по делу об административном правонарушении, для арбитражного суда, рассматривающего дело. Данная правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2015 N 310-АД15-7716 по делу N А14-9102/2014.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Инспекцией правомерно, основания для признания его недействительным отсутствуют, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Судебные расходы в этом случае относятся на заявителя в сумме 3000 руб. Излишне уплаченная платёжным поручением от 09.10.2017 N 73 государственная пошлина в сумме 2000 руб. возвращается из федеральная бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20 декабря 2017 года по делу N А66-16367/2017 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Символ" (ОГРН156952024349; место нахождения: Тверская обл., Конаковский р-н, п. Новозавидовский, ул. Советская, д. 8) о признании незаконным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 18.08.2017 N 5540/ОГ-17 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.