город Ростов-на-Дону |
|
06 апреля 2018 г. |
дело N А53-32867/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Малыхиной М.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Невретдиновым А.А.,
при участии:
от истца: представителя Столяровой С.В. по доверенности от 09.01.2018,
от ответчика: представителя Алимовой В.Е. по доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29 января 2018 года по делу N А53-32867/2017
по иску открытого акционерного общества "Исток"
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания"
о понуждении к заключению договора,
принятое в составе судьи Губенко М.И.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Исток" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - ответчик) о понуждении к заключению договора ресурсоснабжения N 570 от 14.03.2017 в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.01.2018 заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции указал, что стороны в судебном заседании подтвердили необходимость заключения договора в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, разногласия сторон касаются приложения N 1 к договору, а именно столбца 4 (общедомовой прибор учета). Обязанность по непосредственной установке и вводу в эксплуатацию приборов учета лежит на управляющей организации. Неисполнение управляющей организацией данной обязанности не может служить основанием для согласования условий договора об учете потребленной энергии на основании нормативов, так как это приведет к необоснованному завышению расходов собственников помещений на оплату поставляемого коммунального ресурса. Изложенная истцом редакция договора соответствует императивным нормам действующего законодательства.
ООО "Городская управляющая компания" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- ответчик осуществляет деятельность по управлению спорным домам на основании договоров управления, в то время как истец является исполнителем коммунальных услуг;
- у управляющей компании не возникает обязанности по приобретению и оплате коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД, в размере большем, чем установленный норматив потребления;
- неуказание конкретных объемов коммунального ресурса на содержание общего имущества МКД в приложении N 1 влечет незаконное и неправомерное возложение на ответчика обязанности по оплате сверхнормативного расхода коммунального ресурса.
В отзыве истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы, дала пояснения по существу спора, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель не смог указать суду условия спорного проекта договора, которые бы противоречили императивным нормам действующего законодательства.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражала, дала пояснения по существу спора, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в марте 2017 года ОАО "Исток" (ресурсоснабжающая организация) обратилось к ООО "Городская управляющая компания" (исполнитель) с предложением заключить договор ресурсоснабжения N 570 от 14.03.2017 в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, которые обслуживает данная управляющая компания.
30.03.2017 ООО "Городская управляющая компания" направило в адрес ОАО "Исток" подписанный договор N 570 с протоколом разногласий к договору.
Не согласившись с условиями протокола разногласий ОАО "Исток" подписало протокол разногласий к договору N 570 с протоколом согласования разногласий от 14.04.2017.
18.04.2017 ОАО "Исток" направило ООО "Городская управляющая компания" подписанный протокол разногласий от 14.03.2017 с подписанным протоколом согласования разногласий от 14.04.2017.
Разногласия по условиям договора сводились к следующему: в редакции ресурсоснабжающей организации пункт 16 договора содержит фразу: "Vодн. определяется в соответствии с пунктом 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124"; в редакции исполнителя пункт 16 содержит фразу: "Vодн. определяется в соответствии с подпунктом "е" пункта 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124".
Кроме того, в редакции исполнителя приложение N 1 к договору N 570 от 14.03.2017 должно содержать сведения об объектах, по которым осуществляется ресурсоснабжение в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и объемы на содержание ОДН согласно приложению к протоколу разногласий.
27.04.2017 ООО "Городская управляющая компания" направило в адрес ОАО "Исток" письмо, в котором указало, что договор N 570 от 14.03.2017 оно считает незаключенным по основанию несогласования существенного условия договора.
Полагая, что условия протокола разногласий к договору N 570 противоречат действующему законодательству, ОАО "Исток" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Согласно пункту 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В том случае, если условие договора предусмотрено диспозитивной правовой нормой, стороны могут своим соглашением исключить ее применение, либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если правоотношение регулируется императивной нормой закона и иного правового акта, действующих в момент его заключения, то стороны не вправе ее изменять и договор должен ей соответствовать. Соглашение сторон об изменении императивной нормы ничтожно. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В пункте 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда в случаях, если спор возник при заключении публичного договора, к числу которых в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации относится договор энергоснабжения.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее, содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По смыслу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 названного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение).
Согласно пункту 4 постановления Правительства "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 5 Правил N 124 исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения в следующие сроки: исполнитель в лице управляющей организации - не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Пунктом 10 Правил N 124 предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Таким образом, обязанность ООО "ГУК"", как управляющей организации, по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией установлена статьями 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учёта с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В пункте 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 21.1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, управляющие организации, товарищества, кооперативы, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки холодной воды, горячей воды, электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В указанных целях внесены изменения в понятие "исполнитель", приведенное в пункте 2 Правил, а также в пункт 4 Правил. Управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21.1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, случаях, именуются для целей настоящих Правил исполнителями.
При заключении договора ресурсоснабжения, указанного в пункте 21.1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, ресурсоснабжающая организация и исполнитель обязаны руководствоваться общим установленным Правилами порядком заключения договоров ресурсоснабжения с учетом специальных правил установления в заключаемом в соответствии с пунктом 21.1 Правил договоре ресурсоснабжения порядка определения объема коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Такой объем определяется:
- из расчета сверхнормативного объема холодной воды, горячей воды и электрической энергии, определяемого ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме, в каждом расчетном периоде в соответствии с установленным пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг порядком определения объема коммунальных услуг, потребленных на общедомовые нужды, и распределенного между потребителями в целях определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителям в многоквартирном доме на общедомовые нужды (подпункты "а", "б" пункта 21.1 Правил);
- из расчета разницы от объема коммунального ресурса, определенного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, с учетом повышающего коэффициента, и объема коммунального ресурса, определенного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случае отсутствия в многоквартирном доме установленного общедомового прибора учета, а также при наличии обязанности собственников помещений установить в таком многоквартирном доме прибор учета и отсутствия акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установить общедомовый прибор учета (подпункт "в" пункта 21.1 Правил).
Исходя из приведенных выше норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 491, обязанность по непосредственной установке и непосредственному вводу в эксплуатацию приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии (в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией) должна исполнить именно управляющая организация или лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Неисполнение управляющей компанией требований законодательства об установлении в домах приборов коллективного учета соответствующего ресурса, не может служить основанием для согласования условий договора об учете потребленной энергии на основании нормативов, так как это приведет к необоснованному завышению расходов собственников помещений на оплату поставляемой в рамках договора ресурсоснабжения холодной питьевой воды.
С 01.01.2017 согласно новой редакции пункта 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав плату за содержание жилого помещения, включается в том числе плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).
Таким образом, плата за поставку холодной воды на ОДН в спорных МКД должна вноситься истцу именно ответчиком, как лицом, осуществляющим функции по управлению общим имуществом МКД и осуществляющим сбор с собственников помещений жилого дома плату за содержание жилого помещения.
Формулы порядка расчёта объёмов холодной воды, поставляемой на ОДН, приведённые в пунктах 14-16 спорного договора в полном объёме соответствуют императивным нормам действующего законодательства.
Постановление N 124 не устанавливает обязательные требования, согласно которым, договоры, заключаемые ресурсоснабжающими организациями с управляющими компаниями для целей поставки коммунального ресурса для ОДН, должны были бы непременно содержать сведения о конкретных объёмах потребления коммунального ресурса собственниками помещений МКД, рассчитанных по действующим нормам потребления.
С учетом изложенного, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29 января 2018 года по делу N А53-32867/2017 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.