г. Вологда |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А66-8193/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Моисеевой И.Н. и Рогатенко Л.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Толкачевой М.С. по доверенности от 20.04.2017 N 76-17,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на решение Арбитражного суда Тверской области от 03 апреля 2018 года по делу N А66-8193/2017 (судья Погосян Л.Г.),
установил:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979; место нахождения: 117630, Москва, улица Челомея Академика, дом 5а; далее - ФСК) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к закрытому акционерному обществу "Интердата" (ОГРН 1116952006258, ИНН 6950131429; место нахождения: 170001, город Тверь, улица Виноградова, дом 12; далее - общество) о взыскании 273 401 руб. 80 коп. фактически понесенных затрат на подготовку технических условий и их согласование с системным оператором.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная антимонопольная служба.
Решением суда истцу отказано в удовлетворении требований.
Истец с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования - удовлетворить. В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что срок исковой давности не истек, у сторон имелось намерение заключить договор на технологическое присоединение, расходы ФСК на подготовку технических условий и их согласование с системным оператором являются обоснованными, документально подтверждены.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФСК поддержал жалобу по доводам и требованиям, в ней изложенным.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы, приведенные истцом, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного решения.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы, изложенные в жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество обратилось в ФСК с заявкой на технологическое присоединение от 19.11.2012 N 2/11.
Указанная заявка зарегистрирована истцом 23.11.2012.
Исполняя данную заявку, ФСК 12.04.2013 подготовила и направила ответчику технические условия от 12.04.2013, а также соглашение о порядке взаимодействия сторон до заключения договора об осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту.
Общество не согласилось на осуществление строительства объектов единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) в целях осуществления технологического присоединения своих энергопринимающих устройств на таких условиях.
Договор технологического присоединения истцом и ответчиком не заключен.
Ссылаясь на то, что поскольку после получения заявки ответчика ФСК выполнила мероприятия по подготовке технических условий и их согласованию с системным оператором, истцом понесены затраты в сумме 273 401 руб. 80 коп., которые должны быть оплачены обществом, ФСК обратилась в суд с рассматриваемыми в рамках настоящего спора требованиями.
Суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции согласен с тем, что в данной ситуации требования истца удовлетворению не подлежат ввиду следующего.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 настоящего Кодекса).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что истец согласно заявке общества выдал последнему технические условия от 12.04.2013.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок давности относительно требования о взыскании расходов на подготовку данных технических условий и их согласование с системным оператором следует исчислять с указанной даты.
Податель жалобы не согласен с таким выводом суда.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с приведенным выше выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
В данном случае, как указано выше, правоотношения сторон возникли в связи с обращением общества с заявкой к истцу на осуществление технологического присоединения.
Нормы, регламентирующие порядок осуществления технологического присоединения энергопринимающих (теплопринимающих) устройств, а также заключения договора на осуществление технологического присоединения энергопринимающих (теплопринимающих) устройств содержатся в специальных нормативных актах, закрепляющих правила подключения к системам тепло- и энергоснабжения, в том числе в статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Порядок заключения и выполнения договора на технологическое присоединение (далее - договор, договор на техприсоединение) определен разделом II Правил N 861 (в редакции, действующей в рассматриваемый период).
Пунктом 8 названных Правил предусмотрено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Из пункта 15 данных Правил следует, что при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.
Таким образом, по общему правилу проект договора на техприсоединение и технические условия, являющиеся приложением к этому договору, направляются одновременно лицу, подавшему заявку не технологическое присоединение.
В случае неподписания заявителем проекта договора, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.
Из вышеприведенной нормы не следует обязанность заявителя в такой ситуации компенсировать какие-либо расходы сетевой организации.
Пунктом 30.1 Правил N 861 установлено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). В случае технологического присоединения к объектам ЕНЭС сетевая организация обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в течение 15 рабочих дней с даты окончания срока, установленного соглашением между заявителем и сетевой организацией для разработки и согласования с уполномоченными органами исполнительной власти проектной документации (в случае, если такое согласование предусмотрено законодательством Российской Федерации), но не позже 9 месяцев с даты поступления в сетевую организацию заявки.
Пунктом 30.2 названных Правил определено, что сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления.
В силу пункта 30.3 Правил уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения в срок не позднее 5 дней со дня получения соответствующего уведомления. Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений.
При сложном характере технологического присоединения (при присоединении объектов по производству электрической энергии, максимальная мощность которых превышает 5 МВт, или энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт) срок утверждения платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. При этом указанный срок не может превышать 45 рабочих дней.
Пунктом 30.4 Правил N 861 установлено, что сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
В случае если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, установленном уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
Исполнение указанных в индивидуальных технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем (по выбору заявителя).
В случае если мероприятия по технологическому присоединению по индивидуальному проекту либо их часть осуществляются заявителем, в договоре указываются конкретные мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В случае отказа заявителя от заключения договора заявитель в течение 30 дней на основании заключенного между заявителем и сетевой организацией соглашения, указанного в пункте 30.1 настоящих Правил, оплачивает сетевой организации фактически понесенные ею расходы, связанные с расчетом платы за технологическое присоединение, в размере стоимости этого мероприятия, указанной в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Таким образом, из приведенных положений следует, что заявитель при отсутствии заключенного договора обязан компенсировать сетевой организации фактически понесенные ею расходы, связанные с расчетом платы за технологическое присоединение, в размере, определенном в абзаце пятом пункта 30.4 Правил N 861, и на основании заключенного между заявителем и сетевой организацией соглашения, указанного в пункте 30.1 настоящих Правил.
По смыслу приведенных положений в пунктах 30.1 и 30.4 Правил N 861 проект договора, индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту направляется сетевой организацией заявителю одновременно не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу названного решения.
Указанное выше соглашение, предусмотренное в абзаце первом пункта 30.1 названных Правил, в данном случае сторонами не заключалось.
Из материалов дела следует, что по факту обращения ответчика к истцу с заявкой от 19.11.2012 N 2/11 (том 1, лист 4), ФСК 12.04.2013 подготовила и направила ответчику технические условия от 12.04.2013, а также соглашение о порядке взаимодействия сторон до заключения договора об осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту.
Оснований считать, что указанное соглашение сторонами заключено, у суда не имеется, таких доказательств ФСК не представила, соответствующих доводов не заявила.
Из письма ответчика от 05.11.2013 N ФСК/04/13 на письмо истца от 17.10.2013 N МА-6269 о согласовании технических условий с системным оператором следует явный отказ общества от присоединения по индивидуальному проекту (том 1, лист 48).
Из переписки сторон и имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе протокола совещания от 20.08.2014 N 09-1213рр (том 1, листы 175-177), на который ссылался представитель истца, следует, что такой позиции ответчик придерживался с момента получения от истца технических условий от 12.04.2013 и письма от 17.10.2013 N МА-6269.
Оснований считать, что у общества имелось намерение заключить договор на предложенных истцом условиях, в рассматриваемом случае также не имеется.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что применительно к рассматриваемой ситуации срок исковой давности о взыскании затрат в спорной сумме в силу положений, предусмотренных 196, 199, 200 ГК РФ, следует исчислять с 12.04.2013, с даты выдачи истцом ответчику технических условий.
ФСК в рамках настоящего спора заявляет требование о взыскании с общества расходов, связанных с подготовкой технических условий и согласованием их с системным оператором.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 30.4 Правил N 861 при соблюдении сетевой организации последовательного порядка рассмотрения заявки на технологическое подключение, предусмотренного пунктами 30.1-30.4 названных Правил, и в связи с отказом от заключения договора заявитель оплачивает сетевой организации фактически понесенные ею расходы, связанные с расчетом платы за технологическое присоединение, в размере, определенном в абзаце пятом пункта 30.4 Правил N 861.
Компенсация иных расходов Правилами N 861 не предусмотрена.
При этом в пунктах 11-12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством. По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Суд апелляционной инстанции считает, что в силу вышеприведенных положений, в связи с несоблюдением истцом названных выше требований Правил N 861, отсутствием у сторон заключенных соглашения, предусмотренного пунктом 30.1 названных Правил, соглашения о порядке взаимодействия сторон до заключения договора об осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту, договора на техприсоединение, указанные требования ФСК, предъявленные к обществу, не могут быть признаны обоснованными.
Ввиду изложенного следует признать правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований считать, что в данном случае убытки в заявленной истцом сумме возникли у ФСК в результате действий (бездействия) ответчика.
Кроме того, относимыми расходами, подлежащими возмещению сетевой организации потребителем, являются расходы, понесенные в связи с выполнением определенных работ и (или) оказанием услуг, которые были учтены регулирующим органом при утверждении соответствующего тарифа (пункт 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы N 1178), Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1 (действующие в рассматриваемый период; далее - Методические указания N 209-э/1).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае истцом не доказано, что время, потраченное работниками ФСК на разработку и согласование технических условий для осуществления технологического присоединения заявителя, повлекло недополучение истцом доходов либо возникновение иных убытков; истцом не представлено доказательств того, что в состав заявленных им фактически понесенных расходов включены иные суммы (помимо расходов по оплате труда профильным работникам); продолжительность работы над подготовкой технических условий документально не подтверждена; из текста технических условий следует, что исполнителем является единственный сотрудник ФСК.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Методических указаний N 209-э/1 расходы сетевой организации на подготовку и выдачу технических условий и их согласование с системным оператором включаются в расчет платы за технологическое присоединение, а также в состав необходимой валовой выручки сетевой организации (пункт 8 Методических указаний N 209-э/1).
В приложении 3 к Методическим указаниям N 209-э/1 "Расчет необходимой валовой выручки сетевой организации на технологическое присоединение" приведен перечень расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению.
Из данного перечня следует, что в эти расходы включаются: вспомогательные материалы; энергия на хозяйственные нужды; оплата труда ППП; отчисления на страховые взносы; работы и услуги производственного характера; налоги и сборы, уменьшающие налогооблагаемую базу на прибыль организаций; услуги связи; расходы на охрану и пожарную безопасность; расходы на информационное обслуживание, иные услуги, связанные с деятельностью по технологическому присоединению; плата за аренду имущества; другие прочие расходы, связанные с производством и реализацией; расходы на услуги банков; проценты за пользование кредитом; прочие обоснованные расходы; денежные выплаты социального характера (по коллективному договору).
По общему правилу стандартизированные ставки платы за технологическое присоединение рассчитываются на основании средних величин экономически обоснованных расходов, определенных регулирующим органом на одно присоединение.
Ввиду этого действительные расходы сетевой организации на технологическое присоединение могут не покрываться установленной регулирующим органом для этих целей ставкой.
Расходы сетевой организации на подготовку и выдачу технических условий (подпункт "а" пункта 18 Правил N 861), не включаемые в состав платы за технологическое присоединение, составляют выпадающие доходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям, и включаются регулирующим органом в тариф на услуги по передаче электрической энергии (пункт 87 Основ N 1178).
Следовательно, взыскиваемые с заявителя в пользу сетевой организации убытки не должны превышать стоимость услуг, рассчитанную с применением ставки тарифа, поэтому приведенный перечень расходов может приниматься как примерный состав расходов, относимых к выполнению услуг по выдаче технических условий для целей определения размера убытков, но таковые не могут превышать плату за подготовку и выдачу технических условий, определенную регулирующим органом.
В рассматриваемом случае истец не представил доказательств того, что заявленная им сумма расходов не превышает размер платы за подготовку и выдачу технических условий, определенную регулирующим органом по заявке общества. Расчет платы, составленный по заявке ответчика, в материалах дела отсутствует.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что из имеющихся в деле доказательств не следует, что расходы в заявленной истцом сумме являются убытками, которые могут быть взысканы с заявителя, и находит правильным также вывод суда первой инстанции о том, что наличие убытков и их размер в данной ситуации не являются подтвержденными.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03 апреля 2018 года по делу N А66-8193/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8193/2017
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ЗАО "Интердата"
Третье лицо: Федеральная антимонополная служба