г. Москва |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А40-151445/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2018 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Н.В. Юрковой,
Судей: А.М. Елоева, Л.А. Яремчук,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Р.А. Сасюком,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2017
по делу N А40-151445/17, принятое судьей Ламоновой Т.А. (шифр судьи 180-1354)
по иску Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" (ОГРН 1084703000656, 188643, Ленинградская область, район Всеволожский, г. Всеволожск, шоссе Колтушское, д. 138)
к Публичному акционерному обществу "Газпром" (ОГРН 1027700070518, 117420, г. Москва, ул. Намёткина, д. 16)
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области" (далее - ЛОГКУ "Управление лесами Ленинградской области", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к публичному акционерному обществу "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", ответчик) о взыскании 463 310 руб. ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Решением суда от 15.12.2017 г. иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, апелляционный суд считает оспариваемое решение не подлежащим отмене или изменению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03 апреля 2017 года при плановом патрулировании территории Лужайского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" лесничим Мельниковым А.П. выявлено нарушение лесного законодательства, выразившиеся в самовольном занятии лесного участка и использование лесов для эксплуатации линейных объектов - расположены вышка (башня) ПРС-24 "Лужайка", трансформаторная подстанция КТП 10/0,4 кВ "ТП-826" от которой идет воздушная линия электропередачи ВЛЗ 10 кВ "ТП-826"с охранной зоной 10 метров с опорами N 1, N 2, N 3, N 4, подъездная автодорога шириной 12 метров протяженностью 281,4 метров. Общая площадь объектов составляет 0,66 га.
Нарушение лесного законодательства совершено в лесном квартале 95 на части лесотаксационных выделах 39 и 43 Лужайского участкового лесничества, в защитных лесах, категория защитных лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, подкатегория - защитные полосы лесов, расположенные вдоль автомобильных дорог общего пользования.
Суд первой инстанции установил, что ранее данный лесной участок был предоставлен в аренду ООО "Газпром" на основании договора аренды лесного участок N 271кс-2010-08 от 30 августа 2010 года для строительства волоконно-оптической линии связи в рамках строительства объекта "Технологическая связь на участке км 0 - км 917. Техническая связь. III пусковой комплекс (ПРС Лужайка) в составе стройки "Северо-Европейский газопровод, участок Грязовец-Выборг".
27 июля 2011 года составлен акт осмотра лесного участка, договор аренды N 271кс-2010-08 от 30.08.2011 года был закрыт.
Новый договор аренды лесного участка не заключен.
20 апреля 2017 г. составлен акт о нарушении лесного законодательства за N 30, схема расположения нарушения лесного законодательства, справка о размере ущерба и фотографии.
В соответствии с актом о нарушении лесного законодательства N 30 от 20.04.2017 г. занятие участков лесного фона и использование лесов для эксплуатации линейных объектов произведено ПАО "Газпром", вышеперечисленные объекты принадлежат на праве собственности ПАО "Газпром".
Ущерб, причинённый государственному лесному фонду, составил 463310 руб., что подтверждается справкой о размере ущерба к акту о нарушении лесного законодательства N 30 от 30.04.2017 г.
11 мая 2017 года по факту самовольного занятия лесного участка (эксплуатация объектов ведется без договора аренды лесного участка) на площади 0,66 га в лесном квартале 95 на части лесотаксационных выделах 39 и 43 Лужайского участкового лесничества, лесничим Мельниковым А.П. составлен протокол об административном правонарушении N 1/13-026. Законный представитель ПАО "Газпром" на составление и подписание протокола об административном правонарушении не явился. Вызов на участие в составлении и подписании протокола об административном правонарушении направлен по почте заказным письмом 25.04.2017 года N 360 (квитанция N Прод005521 от 25.04.2017, номер почтового идентификатора 18881151122808).
Определением от 16.05.2017 года материалы об административном правонарушении направлены на рассмотрение по подведомственности в Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области.
06 июня 2017 года Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области вынесено постановление N 40694-17/ДЛ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ПАО "Газпром" ввиду истечения срока привлечения к административной ответственности.
25 апреля 2017 года в адрес ПАО "Газпром" Северо-Западным лесничеством - филиалом ЛОГКУ "Ленобллес" направлено претензионное письмо за N 359 с предложением добровольно возместить, причинённый ущерб в сумме 463310 рублей в срок до 22 мая 2017 года (квитанция от 26.04.2017 N Прод005544, номер почтового идентификатора 18881151122839), однако предъявленная сумма ущерба не оплачена.
Согласно ч. 1 ст. 77 ФЗ "Об охране окружающей среды", физические и юридические лица, причинившие вред окружающей среде вследствие ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
П. 2 ст. 100 Лесного Кодекса РФ предусмотрено, что таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. Ущерб, причиненный лесному хозяйству, рассчитывается на основании постановления Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", постановления Правительства РФ N 310 от 22 мая 2007 г. "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
ЛОГКУ "Ленобллес" организует исполнение государственных полномочий в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Ленинградской области, на основании Распоряжения Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. N 603-р, Устава Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области", утвержденного приказом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.02.2010 г. N 4; соответственно имеет право требовать устранения нарушений лесного законодательства, предъявлять иски к нарушителям лесного законодательства и выступает в судах от своего имени.
В соответствии с Лесным кодексом, Постановлением Правительства РФ от 14.11.2007 г. N 778, Приказом Россельхоза от 16.01.2008 г. N 8, Распоряжением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. N 603-р, Распоряжением Правительства Ленинградской области от 16 апреля 2008 г. N 130-р, администратором поступлений в федеральный бюджет платы за использование лесов на территории Ленинградской области назначено Ленинградской областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области". Администратор доходов бюджета осуществляет взыскание платежей, пеней и штрафов, являющихся доходами бюджетной системы Российской Федерации Согласно п. 2 ст. 160.1 Бюджетного Кодекса РФ, администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по осуществлению начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Соответственно, ЛОГКУ "Ленобллес" уполномочено производить расчет размера ущерба, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства, и осуществлять контроль за полнотой и своевременностью возмещения причиненного ущерба.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая во внимание, что факт причинения ущерба ответчиком лесному фонду подтвержден материалами дела, суд первой инстанции в отсутствие доказательств, подтверждающих его возмещение, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом апеллянта о том, что построенные на лесном участке объекты не находится во владении ответчика, поскольку факт принадлежности объектов ПАО "Газпром" подтверждается материалами административного дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, при отсутствии к тому правовых оснований. Заявитель апелляционной жалобы приводит доводы, не опровергающие выводы арбитражного суда первой инстанции, а выражающие несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законного и обоснованного решения.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы распределены в порядке ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2017 по делу N А40-151445/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.