г. Москва |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А41-11433/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Батруковым Р.Э.,
при участии в заседании:
от ООО УК "Протон" - Ершова Д.Н. по доверенности от 09.01.2018;
от ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А. по доверенности от 16.10.2017;
от ООО "КрУК" - представитель не явился, извещено надлежащим образом.
от ООО "Сфера" -Петрачёва К.О. по доверенности от 02.08.2018.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Протон"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 14 июня 2018 года по делу N А41-11433/18,
принятое судьей Афанасьевой М.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Протон"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
при участии в деле третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "КрУК" и общества с ограниченной ответственностью "Сфера"
о признании незаконным решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Протон" (далее - ООО УК "Протон", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция, заинтересованное лицо, ГЖИ МО), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления от 05.02.2018 N 04-30888;
- обязать ГЖИ МО внести в реестр лицензий Московской области информацию об ООО УК "Протон" как организации, управомоченной осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская область, г. Красногорск, Ильинский бульвар, д. 7, Павшинский бульвар, д. 34.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "КрУК" и общество с ограниченной ответственностью "Сфера".
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 июня 2018 года по делу N А41-11433/18 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 172-175).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО УК "Протон" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "КрУК", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО УК "Протон" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ГЖИ МО возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Сфера" также возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ООО УК "Протон", ГЖИ МО и ООО "Сфера", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что 11.11.2015 ООО УК "Протон" выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (т. 1 л. д. 9).
14.11.2017 собственниками многоквартирных домов, расположенных по адресам: Московская область, г. Красногорск, Ильинский бульвар, д.7, Павшинский бульвар, д.34 проведены общие собрания, о чем составлены протоколы общих собраний от 14.11.2017 N 1, N 1 (т. 1 л. д. 93-98).
ООО УК "Протон" 13.12.2017 направило (повторно) в инспекцию заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области, в связи с проведением общих собраний собственников многоквартирных домов расположенных по адресам: Московская область, г. Красногорск, Ильинский бульвар, д. 7, Павшинский бульвар, д. 34 (т. 1 л. д. 20-21).
Инспекцией 05.02.2018 принято решение N 04-30888 об отказе ООО УК "Протон" во внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с несоответствием заявления и документов, установленным подпунктом "а" пункта 3 порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 N 938/пр. (т. 1 л. д. 26).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО УК "Протон" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
- реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
- сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
- реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
В силу части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрены случаи, при наступлении которых орган жилищного надзора обязан внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, в том числе в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. В связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).
Пунктом 3 Порядка установлено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Из части 3 статьи 161 ЖК РФ следует, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с вышеназванными нормами права, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любой момент изменить способ управления. Изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, поскольку одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом не допускается. Данная позиция основана на толковании норм статьи 161 ЖК РФ, обязывающей собственников помещений выбрать лишь один из определенных упомянутой статьей способов управления.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений многоквартирного дома N 34 по Павшинскому бульвару г. Красногорск Московской области, 13.12.2017 проведено общее собрание, на котором принято решение выбрать в качестве способа управления - управление управляющей организацией ООО "Сфера" (протокол N 1), а собственниками помещений многоквартирного дома N 7 по Ильинскому бульвару г. Красногорск Московской области, проведено общее собрание, на котором принято решение выбрать в качестве способа управления - управление управляющей организацией ООО "КрУК".
ООО "Сфера" и ООО "КрУК" направили в инспекцию заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с выбором вышеуказанной управляющей организации общим собранием собственников и заключением договоров управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская область, г. Красногорск, Ильинский бульвар, д. 7, Павшинский бульвар, д. 34.
После проверки документов, представленных ООО "Сфера", ООО "КрУК", инспекцией приняты решения о внесении изменений в реестр лицензий, на основании которых ООО "Сфера" приступило и осуществляет по настоящее время управление многоквартирным домом N 34 по Павшинскому бульвару г. Красногорск Московской области. ООО "КрУК" приступило и осуществляет по настоящее время управление многоквартирным домом N 7 по Ильинскому бульвару г. Красногорск Московской области.
Обязанность ООО "Сфера" и ООО "КрУК" по управлению вышеуказанными многоквартирными домами возникла на основании принятия общим собранием собственников соответствующего решения.
Материалами дела подтверждено, что ООО "Сфера" и ООО "КрУК" приступили к управлению спорными многоквартирными домами и фактически осуществляют управление.
Доказательств, свидетельствующих о заключении с управляющей компанией договора управления после изменения собственниками способа управления многоквартирными домами (после 05.02.2018), заявителем в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ООО УК "Протон" не является управляющей организацией в отношении данных многоквартирных домов, кроме того, права ООО УК "Протон" как управляющей организации оспариваемым решением не нарушены.
Таким образом, решение инспекции об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления от 05.02.2018 N 04-30888, является обоснованным.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
ООО УК "Протон" не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 июня 2018 по делу N А41-11433/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.