г. Чита |
|
9 апреля 2018 г. |
Дело N А19-13301/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 апреля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сукач Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2018 года по делу N А19-13301/2017 (суд первой инстанции - Зарубина Т.Б.),
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" (ОГРН 1023801756120, ИНН 3812014066, далее - истец, ФГБОУ ВО "ИНИТУ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, далее - ответчик, территориальный орган) о признании незаконным отказа межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае об исключении объекта - жилой дом, числящегося по адресу: г. Иркутск, ул. Полины Осипенко, д. 11, реестровый N В12400002026, из перечня объектов недвижимости находящихся в федеральной собственности и закрепленных за университетом на праве оперативного управления, выраженный в отказе от 21.05.2017 по запросу N 174340; о возложении на межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае обязанности по исключению из реестра федерального имущества сведения о принадлежности ФГБОУ ВО "Иркутский национальный исследовательский технический университет" права оперативного управления на данный объект.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2018 года по делу N А19-13301/2017 заявленные требования удовлетворены.
Отказ территориального органа об исключении объекта - жилой дом, числящийся по адресу: г. Иркутск, ул. Полины Осипенко, д. 11, реестровый N В12400002026, из перечня объектов недвижимости находящихся в федеральной собственности и закрепленных за ФГБОУ ВО "Иркутский национальный исследовательский технический университет" на праве оперативного управления, выраженный в отказе от 21.05.2017 по запросу N 174340 признан незаконным.
Суд обязал территориальный орган исключить из реестра федерального имущества сведения о принадлежности ФГБОУ ВО "Иркутский национальный исследовательский технический университет" на праве оперативного управления объекта - жилой дом, числящийся по адресу: г. Иркутск, ул. Полины Осипенко, д. 11, реестровый N В12400002026.
Ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Истец в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.03.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из реестра федерального имущества от 01.02.2018 N 0/1 в отношении спорного объекта "Жилой дом, состоящий из 3 -х квартир", реестровый номер В12400002026, дата присвоения 29.09.08 за ФГБУ ВО "ИРНИТУ" зарегистрировано право оперативного управления, что также подтверждается соглашением о закреплении государственного имущества за государственным учреждением на праве оперативного управления N593 от 13.05.1996 года.
Указанный объект фактически отсутствует на протяжении длительного времени. Так, согласно письму МУП "БТИ г. Иркутска"N 5399 от 18.12.2008 и справки ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Иркутский филиал от 23.08.2008 года спорный объект снесен и отсутствует на земельном участке, а также снят с технического учета и исключен из реестра (т.1 л.д. 36).
Университетом инициирована процедура по списанию и снятию указанного объекта основных средств с балансового учета (приказ ГОУ ВПО "Иркутский государственный технический университет" N 353-О от 10.04.20107 года, акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных) N 1 от 17.04.2007, утвержденный руководителем Федерального агентства по образованию А.В. Рождественским 15.05.2007 (т.1 л.д.38-39), приказ ГОУ ВПО "Иркутский государственный технический университет" от 24.12.2008 года N 1131-О (т.1 л.д. 40).
В адрес заявителя 01.11.2007 от территориального органа, поступило письмо, в котором было указано на необходимость согласования списания объекта недвижимого имущества по адресу: г. Иркутск, ул. Полины Осипенко 11 (т.1 л.д. 41). Университет письмом N 32-2468-09 от 26.11.2007 года направил в адрес территориального органа пакет необходимых для списания объекта документов, в том числе акт о списании, согласованный Федеральным агентством по образованию (т.1 л.д. 42).
В связи с тем, что списание спорного объекта произведено не было, университет неоднократно обращался к территориальному органу с соответствующими просьбами, в подтверждение чего представлены письма от 14.06.2013 N 02-1504-09, от 24.02.2016 N 32-419-09 (т.1 л.д. 44-45). В ответ на указанные письма, территориальным органом в адрес заявителя было направлено ответное письмо N ШЕА-38/5200 от 08.04.2016, в котором в списании объекта и в исключении его из реестра федерального имущества было отказано на основании непредставления университетом документов, необходимых для принятия решения о согласовании списания объекта, а также территориальное управление, указало на необходимость обеспечения оформления списания объекта, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834.
Полагая, что отказ территориального органа не соответствует действительностям, университет вновь 13.10.2016 обратился с запросом N 174340 на основании электронного документооборота в уполномоченный орган с просьбой согласовать списание объекта недвижимого имущества и исключить его из реестра федерального имущества на основании ранее представленных документов.
Одновременно с электронным запросом N 174340, университетом в адрес территориального органа было направлено письмо N И-3510/16 от 12.10.2016 (вх. 13.10.2016) с просьбой повторно рассмотреть документы о списании спорного объекта.
Согласно представленным в материалы дела скриншотам электронного запроса N N 174340 от 13.10.2016 года рассмотрение запроса было приостановлено (т.1 л.д.16-21).
Письмом от 11.05.2017 N И-1959/17 заявитель вновь обратился в территориальный орган с просьбой рассмотреть электронные документы (запрос N 174340) в установленном порядке (т.1 л.д.15). На что 21.05.2017 в электронной системе ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" был получен отказ в исключении объекта из реестра федерального имущества без указания причин (т.1 л.д.22-25).
Полагая, что вышеуказанный отказ нарушает права и законные интересы ФГБОУ ВО "ИРНИТУ", университет обратился в суд с заявлением о признании отказа межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае об исключении объекта - жилой дом, числящегося по адресу: г. Иркутск, ул. Полины Осипенко, д. 11, реестровый N В12400002026, из перечня объектов недвижимости находящихся в федеральной собственности и закрепленных за университетом на праве оперативного управления, выраженный в отказе от 21.05.2017 по запросу N 174340 незаконным и о возложении на межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае обязанности по исключению из реестра федерального имущества сведения о принадлежности ФГБОУ ВО "Иркутский национальный исследовательский технический университет" права оперативного управления на данный объект.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Пунктом 4 положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (далее - положение N 447) учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
Положение регулирует порядок учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества, а также обеспечения полноты и достоверности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе. Данным положением установлен состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества.
В соответствии с пунктом 3 положения N 447 учету подлежит расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом недвижимое имущество: земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости.
Пунктом 19 положения N 447 установлено, что правообладатель для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета:
а) карты сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества согласно приложению N 1;
б) документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.
В отношении федерального имущества, принадлежащего правообладателю на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона и не учтенного в реестре, правообладатель обязан в 14-дневный срок со дня выявления такого имущества направить карты сведений об объекте учета и документы в систему учета (пункт 20 положения N 447).
При изменении сведений об объекте учета или о лицах, указанных в пункте 12 положения, правообладатель для внесения в реестр новых сведений об объекте учета либо о соответствующем лице обязан в 14-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих изменения сведений, или окончания срока представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (при изменении балансовой, восстановительной или остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), направить в систему учета:
а) запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, по форме согласно приложению N 2 (далее - запись об изменениях сведений) в карте сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, то правообладатель направляет запись об изменениях сведений в отношении каждой из них;
б) документы, подтверждающие новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице (пункт 21 положения N 447).
В пункте 8 положения N 447 установлено, что федеральные органы и организации, а также подведомственные им юридические лица бесплатно представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) запрошенные агентством (его территориальным органом) документы (копии документов), содержащие сведения о федеральном имуществе и об указанных органах, организациях и лицах в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса, если законодательством Российской Федерации не установлен иной срок их представления. Запрос и представление указанных документов (копий документов) могут осуществляться в форме электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или межведомственного портала по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Карты сведений об объекте учета, записи и документы, указанные в пунктах 19 - 23 положения (далее - документы правообладателя), направляются в систему учета правообладателем, лицом, которому имущество принадлежало на вещном праве, в форме электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 25 положения N 447).
В соответствии с пунктом 27 положения N 447 установлено, что территориальный орган в 21 - дневный срок со дня получения документов правообладателя обязан провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений:
а) об учете в реестре объекта учета под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или исключении всех сведений о нем из реестра, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;
б) об отказе в учете в реестре объекта учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;
в) о приостановлении процедуры учета в реестре объекта учета в следующих случаях:
установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений;
у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности документов правообладателя и содержащихся в них сведений;
документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим положением и законодательством Российской Федерации требованиям.
В случае принятия решения, указанного в подпункте "а" пункта 27 настоящего положения, территориальный орган обязан в день принятия решения учесть в реестре объект учета под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключить из реестра изменившиеся сведения об объекте учета и внести новые сведения об объекте учета либо исключить все сведения о нем из реестра.
В тот же день правообладателю направляется уведомление о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или об исключении всех сведений о нем из реестра.
Указанное уведомление, а также иные уведомления, извещения и требования, приведенные в настоящем положении, направляются правообладателю посредством системы учета (пункт 28 положения N 447).
В случае принятия решения, указанного в подпункте "б" пункта 27 положения, территориальный орган обязан в день принятия решения известить правообладателя о принятом решении (с обоснованием принятия такого решения) (пункт 29 положения N 447).
Решения территориального органа, указанные в подпункте "б" пункта 27 и подпункте "б" пункта 31 положения, могут быть обжалованы правообладателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе обжалованы в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое вправе самостоятельно провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам подтвердить принятые территориальным органом решения или отменить их (пункт 34 положения N 447).
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорный объект учтен в реестре федерального имущества как "Жилой дом, состоящий из 3-х квартир", реестровый номер В124000020226 и числится за ФГБУ ВО "ИРНИТУ" на праве оперативного управления.
Фактическое отсутствие объекта территориальным органом не оспаривается, подтверждается это также актом осмотра объекта недвижимого имущества 17.04.2007, составленным в результате проведенной проверки.
В связи с чем, ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" 26.11.2007 направило в адрес территориального органа письмо N 32-2468-09, с обоснованием необходимости списания спорного объекта недвижимости и исключении из реестра федерльного имущества, при этом приложив пакет необходимых для списания документов, включая акт о списании, согласованный Федеральным агентством по образованию (т.1 л.д. 42).
Ответа на указанное письмо не последовало.
В связи с указанными обстоятельствами, ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" 13.10.2016 вновь обратилось в территориальный орган с электронным запросом N 174340 (т. л.д.16-18) о необходимости списания спорного объекта недвижимости - "Жилой дом, состоящий из 3-х квартир" и исключении из реестра федерльного имущества, реестровый номер В12400002026, при этом одновременно направив в территориальный орган письмо N И-3510/16 от 12.10.2016 (вх. 13.10.2016) с просьбой повторно рассмотреть документы о списании спорного объекта.
Согласно представленным в материалы дела скриншотам электронного запроса N N 174340 от 13.10.2016 года его рассмотрение было приостановлено (т.1 л.д.16-21), университет письмом от 11.05.2017 N И-1959/17 вновь обратился в территориальной орган с просьбой рассмотреть электронные документы (запрос N 174340) в установленном порядке (т.1 л.д.15). На что, 21.05.2017 в электронной системе ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" был получен отказ в исключении объекта из реестра федерального имущества без указания причин (т.1 л.д. 22-25).
Территориальный орган письмом от 08.04.2016 N ШЕА-38/5200 разъяснил, что списание объекта недвижимого имущества - жилого дома по адресу: г. Иркутск, ул. Полины Осипенко, 11 возможно при представлении документов, подтверждающих списание объекта недвижимости в соответствии с действующим законодательством, которых последним предоставлено не было.
Вопреки утверждению апеллянта, факт направления университетом в порядке пункта 21 положения N 447 всего пакета документов необходимого для внесения достоверных и актуальных сведений в реестр федерального имущества в отношении объекта - "Жилой дом, состоящий из 3 -х квартир" по адресу: г. Иркутск, ул. Полины Осипенко, 11 подтверждается представленным в материалы дела письмом от 26.11.2007 N 32-2468-09 (т.1 л.д.42) и повторно письмом от 24.02.2016 N 32419-09 (т.1 л.д.44).
Кроме того, факт отсутствия спорного объекта - "Жилого дома, состоящего из 3-х квартир" подтверждён представленными в материалы дела документами, в том числе актом осмотра здания, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Полины Осипенко, д. 11 от 02.02.2018.
Поскольку в положении N 447 закреплен критерий достоверности и актуальности, содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе, в данном случае при получении от университета соответствующего запроса территориальный орган должен был совершить действия, предусмотренные пунктом 27 положения N 447, чего сделано не было.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что вынесенный территориальным органом отказ не соответствует требованиям положения N 447, в частности закрепленным в нем критериям полноты, достоверности и актуальности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе, в связи с чем, действия территориального органа по отказу во внесении в реестр федерального имущества сведений о спорном объекте и правомерно признан незаконным.
Наличие в реестре федерального имущества сведений в отношении спорного объекта о закреплении его за ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" на праве оперативного управления нарушает права университета по достоверному учету находящихся в его оперативном управлении объектов недвижимого имущества, возлагает на университет обязанность по регистрации соответствующего права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2018 года по делу N А19-13301/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.