г.Москва |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А40-207294/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Пронниковой Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "БК "Олимп"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.12.2017, принятое в порядке упрощенного производства судьей Девицкой Н.Е. (122-1825)
по делу N А40-207294/17
по заявлению ООО "БК "Олимп"
к МИФНС России N 49 по г.Москве
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "БК "Олимп" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления МИФНС России N 49 по г.Москве (далее также - ответчик, административный орган, Инспекция) от 25.10.2017 N 15-07/05ЮЛ о привлечении ООО "БК "Олимп" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
Решением суда от 27.12.2017, принятым по настоящему делу в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование данного решения суд первой инстанции указал на наличие в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения, а также пришел к выводу о соблюдении установленных процедуры и срока привлечения заявителя к административной ответственности.
ООО "БК "Олимп" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой указывает неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. Ссылается на отсутствие в действиях Общества события вмененного административного правонарушения, поскольку, как полагает заявитель, отсутствие личного кабинета на сайте Росфинмониторинга не препятствовало ООО "БК "Олимп" использовать Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности в экстремисткой деятельности или терроризму.
В отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, Инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч.6 ст.121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч.1 ст.272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, ООО "БК "ОЛИМП" является организацией, содержащей тотализаторы и букмекерские конторы и осуществляющей деятельность по организации и проведению лотерей, тотализаторов (взаимное пари) и иных основанных на риске игр.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ООО "БК "ОЛИМП" относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По результатам анализа полученной из Росфинмониторинга информации Инспекцией установлено, что Общество 23.03.2017, 21.04.2017, 25.06.2017 в нарушение требований п.2 ст.6, ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 804 "Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей" (далее также - Правила определения перечня организаций) не использовало личный кабинет для работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
30.08.2017 Инспекцией вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО "БК "ОЛИМП" по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
В ходе административного расследования Инспекцией установлено, что ООО "БК "ОЛИМП" не исполнило требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
13.10.2017 Инспекцией в отношении Общества составлен протокол N 15-07/05 об административном правонарушении.
20.10.2017 Инспекцией вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 15-07/05ЮЛ, согласно которому ООО "БК "ОЛИМП" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с указанными выше требованиями.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч.7 ст.210 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого постановления Инспекции.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как установлено пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, деятельность ООО "БК "ОЛИМП", а именно получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх, по своему характеру относится к операциям с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю.
Согласно ч.1 п.1 ст.6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в целях выявления противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований обязаны принимать ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования и выплачивать соответствующие выигрыши, суммы которых превышают размер дохода, не подлежащего налогообложению в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации, при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применении иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры.
В силу ч.2 ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
В соответствии с подп.4 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Согласно п.20 Правил определения перечня организаций информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 15 и пунктами 16 и 17 настоящих Правил, размещается на официальном сайте.
На основании п.21 Правил определения перечня организаций доведение информации, предусмотренной п.20 настоящих Правил, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.
Через личные кабинеты на официальном сайте информация, предусмотренная п.20 настоящих Правил, доводится также до адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
Юридическим и физическим лицам, не указанным в абзацах первом и втором настоящего пункта, обеспечивается ограниченный доступ к информации об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, посредством размещения такой информации в соответствующем разделе официального сайта.
Таким образом, порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном интернет-сайте Росфинмониторинга по адресу www.fedsfm.ru.
29.06.2017 Росфинмониторинг опубликовало Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Из материалов дела усматривается, что 23.03.2017, 21.04.217, 25.06.2017 Обществом приняты ставки на спортивные мероприятия, что подтверждается копиями кассовой книги организации и реестром интерактивных ставок, представленным КИВИ Банк (АО) по адресу пункта приема ставок: г.Москва, ул.Чертановская, д.32, стр.2.
Подтверждением приема денежных средств 29.06.2017 ООО "БК "ОЛИМП" является реестр ставок за период с 29.06.2017 по 01.07.2017, представленный в приложении к письму Общества от 08.09.2017 N 69/17.
С учетом того, что 23.03.2017, 21.04.217 и 25.06.2017 Общество не использовало актуальный Перечень, размещенный в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга, у Общества отсутствовала возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в п.2 ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ и последующих мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и приостановлению таких операции в случаях, указанных в ст.7 указанного Федерального закона.
В соответствии с нормами частей 1-2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 13.10.2017 N 15-07/05.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
Доводы Общества о том, что оно не обязано иметь личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга, также изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судом первой инстанции и им дана правильная оценка.
Общество полагает, что отсутствие личного кабинета на сайте Росфинмониторинга никак не препятствовало использовать сведения, размещенные в свободном доступе для неопределенного круга лиц, независимо от наличия или отсутствия личного кабинета.
Между тем, общедоступные сведения, размещенные на сайте Росфинмониторинга, являются ограниченными и не содержат информации о документах, удостоверяющих личность, сведения о которых необходимы для проведения идентификации до приема на обслуживание, как указано в подп.1 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Таким образом, ООО "БК "ОЛИМП" до приема на обслуживание физических лиц не имело возможности сравнить сведения о них с информацией о лицах, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, размещенной в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.
В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства. Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, отсутствуют законные основания для признания оспариваемого постановления ответчика незаконным.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановлении вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа с соблюдением требований КоАП РФ. Срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено Обществу в минимальном размере санкции, установленной ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований является обоснованным.
Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе связанные с иным толкованием норм права, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. Выражая несогласие с решением суда, Общество не представило доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность заявленных им требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ч.5.1 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.12.2017 по делу N А40-207294/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.