г. Челябинск |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А47-13003/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Баканова В.В., Карпусенко С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Камалтдиновой А.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис-ТСЖ" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.12.2017 по делу N А47-13003/2017 (судья Емельянова О.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "Октябрьский Жилкомсервис N 6" (далее - ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 6", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис - ТСЖ" (далее - ООО "ЖилКомСервис - ТСЖ", ответчик) об обязании передать техническую документацию и картотеку по учету регистрации граждан на МКД N 17"А" по ул. Пацаева в г. Орске.
Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по уплате государственной пошлины - 6 000 руб. (л.д. 4-8).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.12.2017 исковые требования ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 6" удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины - 6 000 руб. (л.д. 107-114).
В апелляционной жалобе ООО "ЖилКомСервис - ТСЖ" просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (л.д. 119-120).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО"ЖилКомСервис - ТСЖ" ссылалось на то, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле прежную управляющую компанию ООО"ЖилКомСервис - ТСЖ" (ИНН 5614052987), которой по материалам дела передавалась техническая документация и которая согласно нормам действующего законодательства должна была передать техническую документацию истцу. Кроме того указывает, что договор управления N 18/6 от 31.05.2017 расторгнут сособственниками на основании решения, отраженного в протоколе N 1 от 07.06.2017, данным решением собственники заключили новый договор управления с организацией ответчика.
03.04.2018 в суд апелляционной инстанции поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя ответчика с дополнительными доводами апелляционной жалобы. Между тем, поскольку доказательств ознакомления истца с новыми доводами апелляционной жалобы не представлено, суд апелляционной инстанции не принимает их к рассмотрению.
ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 6" представило дополнение к отзыв на апелляционную жалобу, однако доказательств направления указанного отзыва ответчику не представлено. С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции указанный дополнительный отзыв приобщен в качестве письменных пояснений в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.05.2016 дом N 17 А по ул. Пацаева в г. Орске по результатам открытого конкурса перешел в управление ООО "ЖилКомСервис-ТСЖ".
ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 6" передало в УЖКХ администрации г. Орска согласно акту приема - передачи от 26.05.2016 техническую документацию на вышеуказанный многоквартирный дом и картотеку учета регистрации граждан.
В период с 27.12.2016 по 10.05.2017 года собственниками помещений в МКД N 17 А по ул. Пацаева города Орска, на общем собрании были приняты решения о выборе в качестве управляющей организации ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 6", а также о заключении договора управления, и об утверждении условий договора управления многоквартирным домом. В целях реализации решений, оформленных протоколом общего собрания собственников помещений от 10.05.2017 N 1, с ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 6" заключен договор на управление многоквартирным домом N 18/6 от 31.05.2017.
На основании заявления ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 6" 03.07.2017 Государственной жилищной инспекцией было принято решение о внесении в реестр лицензий сведений об управлении ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 6" многоквартирным домом N 17 А по ул. Пацаева города Орска.
17.07.2017 в Государственную жилищную инспекцию поступило заявление ООО "ЖилКомСервис-ТСЖ" (ИНН5614076642) о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 17А по ул. Пацаева г. Орска, по результатам рассмотрения которого инспекцией 28.07.2017 года принято решение N 1658 о приостановлении рассмотрения указанного заявления и направлены запросы ООО "ЖилКомСервис-ТСЖ" (ИНН5614076642) и в ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 6" (ИНН 5614023785) о предоставлении дополнительной информации по вопросу управления данным многоквартирным домом.
28.08.2017 года Государственной жилищной инспекцией было принято решение N 1840 об отказе ООО "ЖилКомСервис-ТСЖ" (ИНН5614076642) во внесении изменений в реестр лицензий в связи с наличием в Октябрьском районном суде г. Орска судебного спора по определению лица, правомочного осуществлять управление данным домом (дело N 2- 1579/2017).
Таким образом, в реестре лицензий Оренбургской области в период с 20.05.2016 до 03.07.2017 имеется запись об управлении многоквартирным домом N 17А по ул. Пацаева в г. Орска ООО "ЖилКомСервис-ТСЖ" (ИНН 5614052987), с 03.07.2017 и по настоящее время об управлении ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 6" (ИНН 5614023785).
Испрашиваемая истцом документация ответчиком не была передана, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что с 03.07.2017 и по настоящее время управлением многоквартирным домом N 17А по ул. Пацаева в г. Орска осуществляет ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 6", таким образом, у ответчика имеется обязанность по передаче истцу технической документации и картотеки по учету регистрации граждан.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, и выбор способа управления многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников (статьи 209, 291 ГК РФ, пункт 2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с положениями части 9 статьи 161 ЖК РФ, многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
По смыслу части 9 статьи 161 ЖК РФ, создание либо избрание новой управляющей организации, а соответственно, и наделение ее всеми правами означает прекращение всех прав у управляющей организации либо иного управляющего, осуществлявшего функции управления ранее.
Таким образом, договор с прежней управляющей организацией действует до тех пор, пока собственники помещений не изберут новый способ управления и другую управляющую организацию (даты изменения способа управления домом).
Согласно частям 1 и 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В силу статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельности по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра, установлены в статье 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации. Эти сведения лицензиат также обязан направить в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 198 ЖК РФ). При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 названного Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4 статьи 198 ЖК РФ). Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания (часть 7 статьи 162 ЖК РФ). Таким образом, возникновение у лицензиата права осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом обусловлено обязательным выполнением требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, товариществу собственников жилья. В соответствии с пунктами 2, 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме; управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе, следующих стандартов: прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости). Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами N 491 (пункт 20 Правил N 416). Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил N 491). Перечень документов, входящих в состав технической и иной документации на многоквартирной дом, установлен пунктами 24, 26 Правил N 491. При этом исчерпывающий перечень документации, связанной с управлением многоквартирными домом, указанными пунктами не определен. Также передаче подлежат документы долговременного хранения, предусмотренные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (пункт 1.5). Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица. Как следует из материалов дела, в реестре лицензий Оренбургской области имеется запись, что с 03.07.2017 и по настоящее время управление многоквартирным домом N17А по ул. Пацаева города Орска осуществляет ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 6". Таким образом, истец, приняв на себя осуществление функций по управлению спорным многоквартирным домом, действуя разумно и добросовестно, должен располагать всей необходимой документацией, предусмотренной действующим законодательством в качестве необходимой для управления многоквартирным домом, истребовав ее от предыдущей управляющей организации. Помимо технической документации, отсутствие которой делает невозможным управление многоквартирным домом, ответчик также обязан передать и учетно-регистрационные документы.
Управляющая компания, утратив полномочия по управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по упомянутому дому, обязана с переходом этих обязанностей к товариществу передать по его требованию все документы по ведению регистрационного учета для последующего исполнения им возложенных на него законом функций.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно названной норме граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном тем же Постановлением Правительства Российской Федерации (в редакции от 28.03.2008), к таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Таким образом, товарищество собственников жилья наряду с другими лицами, поименованными в указанном Перечне, выполняющими функции управления многоквартирным домом, в соответствии с приведенными нормами права осуществляет полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.
Аналогичные положения предусмотрены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208, который осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации определяет как государственную услугу.
Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.
Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.
Поскольку регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил регистрации), невозможность выполнения указанных функций товариществом, осуществляющим полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию, в отсутствие истребуемых документов не только нарушает права граждан - собственников помещений многоквартирного дома, которым товарищество не вправе отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета, но и создает условия для нарушения публичного порядка совершения данных процедур, а следовательно, и требований закона.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку согласно письменному пояснению (Вх.N 14779 от 03.04.2018), представленному истцом, 22.03.2018, 23.03.2018 по актам приема-передачи ООО"ЖилКомСервис - ТСЖ" передало ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 6" техническую документацию и картотеку по учету регистрации граждан о МКД N 17 по ул.Пацаева в г.Орске, исполнив тем самым обжалуемое решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.12.2017 по делу N А47-13003/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис-ТСЖ" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис-ТСЖ" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Махрова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.