г. Чита |
|
09 апреля 2017 г. |
Дело N А19-20540/2017 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каскад-СВ" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 декабря 2017 года, принятое путем подписания резолютивной части решения, по делу N А19-20540/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каскад-СВ" (ОГРН 1033802256058, ИНН 3821008975) о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Шелеховского района от 28.09.2017 N 09-17/6 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30.12.2014 N 173-оз "Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области",
(суд первой инстанции: судья Зволейко О.Л.),
без вызова сторон,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Каскад-СВ" (далее - заявитель, общество или ООО "Каскад-СВ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Шелеховского района (далее - Административная комиссия) от 28.09.2017 N 09-17/6 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30.12.2014 N 173-ОЗ "Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области от 30.12.2014 N 173-оз).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 декабря 2017 года, принятым путем подписания резолютивной части решения, в удовлетворении заявления отказано.
Общество, не согласившись с данным решением, обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного.
Административная комиссия представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразила согласие с решением суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В данном случае судом апелляционной инстанции не установлена необходимость вызова сторон в судебное заседание.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в Администрацию Баклашинского сельского поселения поступило заявление об обнаружении несанкционированной свалки в районе строительного магазина между с. Введенщина и п. Чистые ключи с приложением фото свалки и обнаруженных среди мусора кассовых чеков магазина ООО "Каскад-СВ" и накладной N 767 от 12.05.2017 на алкогольную продукцию, полученную ООО "Каскад-СВ".
В целях проверки заявления 21.08.2017 специалистами Администрации Баклашинского сельского поселения был произведен осмотр территории, где была обнаружена несанкционированная свалка в указанном заявителем месте - по адресу: с. Введенщина, урочище Изосимов, чертеж ул. Успешная 7 и ул. Успешная 39.
На момент осмотра установлено, что несанкционированная свалка частично ликвидирована.
20.09.2017 в отношении ООО "Каскад-СВ" должностным лицом Администрации Баклашинского сельского поселения в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в несоблюдение правил благоустройства территории поселения, утвержденных органами местного самоуправления, выразившемся в несоблюдении предусмотренных данными правилами мероприятий по содержанию территории, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30.12.2014 N 173-оз.
28.09.2017 Административной комиссией вынесено постановление о привлечении ООО "Каскад-СВ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30.12.2014 N 173-оз, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Считая постановление Административной комиссии от 28.09.2017 незаконным, ООО "Каскад-СВ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
У суда апелляционной инстанции нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Пунктом 4 части 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Административную ответственность за нарушение муниципальных правовых актов в области благоустройства территорий поселений (городских округов) устанавливает Закон Иркутской области от 30.12.2014 N 173-оз (статья 1).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 30.12.2014 N 173-оз протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляют должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Иркутской области от 30.12.2014 N 173-оз к должностным лицам органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, относятся:
1) руководители местных администраций, их заместители;
2) руководители органов местных администраций, их заместители в соответствии с задачами и функциями, определенными муниципальными нормативными правовыми актами;
3) иные должностные лица органов местных администраций, осуществляющие контрольные функции в соответствии с задачами и функциями этих органов, определенными муниципальными нормативными правовыми актами.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматриваются в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, административными комиссиями, создаваемыми в порядке, предусмотренном Законом Иркутской области от 29 декабря 2008 года N 145-оз "Об административных комиссиях в Иркутской области".
Правительством Иркутской области Распоряжением от 5 августа 2009 года N 236/44-рп образована Административная комиссия в Шелеховском районе, осуществляющая деятельность на территории Шелеховского района и в ней определена одна штатная единица муниципального служащего, исполняющего областные государственные полномочия по обеспечению деятельности данной административной комиссии - ответственный секретарь.
Постановлением Администрации Шелеховского муниципального района от 20.03.2013 N 488-па "Об определении персонального состава Административной комиссии Шелеховского района" (в ред. от 28.09.2017) определен численный и персональный состав Административной комиссии Шелеховского района.
Следовательно, протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом и административным органом.
Частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30.12.2014 N 173-оз установлена административная ответственность за несоблюдение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных органами местного самоуправления, выразившееся в несоблюдении предусмотренных данными правилами мероприятий по содержанию территории, а также по размещению объектов благоустройства, не повлекшее нарушения правил и норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.3 Правил содержания и благоустройства территории Баклашинского сельского поселения, утвержденных решением Думы Баклашинского сельского поселения от 25.04.2012 N 14-рд, на территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.
Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.
Как следует из материалов дела, факт размещения отходов производства и потребления, образовавшихся от торговой деятельности ООО "Каскад-СВ", подтверждается:
- заявлением жителей с. Введеищина от 02.08.2017 с приложенными фото несанкционированной свалки, кассовыми чеками магазина ООО "Каскад-СВ" и накладной на алкогольную продукцию, полученную ООО "Каскад-СВ";
- актом осмотра от 21.08.2017 земельных участков по адресу: с. Введеищина, урочище Изосимов чертеж, ул. Успешная, 7, ул. Успешная, 39, на которых обнаружены ТКО с обозначением сведений о принадлежности ООО "Каскад-СВ", фото к акту осмотра.
В ходе заседания Административной комиссии 22.09.2017 при принятии решения об отложении рассмотрения дела было также приято решение об истребования у должностных лиц Администрации Баклашииского сельского поселения дополнительного акта осмотра земельных участков по адресу: с. Введенщииа, урочище Изосимов чертеж, ул. Успешная, 7, ул. Успешная, 39 в целях проверки факта ликвидации (либо не ликвидации) несанкционированной свалки.
Согласно представленному акту дополнительного осмотра от 26.09.2017 несанкционированная свалка не ликвидирована. В ходе дополнительного осмотра несанкционированной свалки также были обнаружены документы: кассовые чеки, накладные магазина ООО "Каскад-СВ".
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Доказательства по делу об административном правонарушении в понимании части 1 статьи 26.2 КоАП РФ - это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные на основании части 2 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии события вмененного ООО "Каскад-СВ" административного правонарушения и правильной его квалификации по части 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30.12.2014 N 173-оз.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности для соблюдения нарушенных таможенных правил и норм обществом не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что материалами дела подтверждено наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30.12.2014 N 173-оз.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами, при надлежащем извещении общества, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Мера наказания (административный штраф) Администратиной комиссией назначена в размере санкции части 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30.12.2014 N 173-оз - 10 000 рублей с учетом повторности совершения однородного правонарушения.
Оценив характер правонарушения, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств совершения, позволяющих квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.
Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ) суд не находит.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для замены административного наказания в виде штрафа предупреждением.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 229 АПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 данного Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 декабря 2017 года, принятое путем подписания резолютивной части решения, по делу N А19-20450/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.