г. Челябинск |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А76-7810/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗБЗ Гранит" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.01.2018 по делу N А76-7810/2017 (судья Командирова А.В.).
В судебном заседании приняли участие представители: от общества с ограниченной ответственностью "ЗБЗ Гранит" - Азиев Ю.Н. (доверенность от 29.03.2018), от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области - Байбатырова А.М. (доверенность от 10.08.2017), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Крестьянников А.С. (доверенность от 25.01.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "ЗБЗ Гранит" (далее - ООО "ЗБЗ Гранит", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - Кадастровая палата, заинтересованное лицо 1) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо 2), в котором потребовало:
-признать незаконным бездействие заинтересованных лиц, выразившееся во невнесении в государственный кадастр недвижимости (ГКН) в период с 31.03.2015 до 01.01.2017 и единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в период с 01.01.2017 сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0421003:209,
-возложить на заинтересованные лица обязанность внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0421003:209 в срок не позднее 30-ти календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (заявление - л.д. 4-5; уточненное заявление - л.д. 103-104; определение от 01.06.2017 о привлечении Управления Росреестра к участию в деле в качестве заинтересованного лица - л.д. 39-40).
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет, третье лицо) (определение от 07.08.2017 - л.д. 64-65).
Решением суда первой инстанции от 24.01.2018 (резолютивная часть объявлена 17.01.2018) в удовлетворении заявления ООО "ЗБЗ Гранит" отказано (л.д. 134-138).
Не согласившись с таким решением, ООО "ЗБЗ Гранит" (далее также - податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить по основаниям, предусмотренным в части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (л.д. 147-149).
Доводы апелляционной жалобы Общества сводятся, по существу, к следующему.
Податель жалобы настаивает на то, что длящееся по состоянию на настоящее время бездействие Кадастровой палаты и Управления Росреестра, связанное с невнесением в ЕГРН (до 01.01.2017 - ГКН) сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0421003:209 нарушает права и законные интересы ООО "ЗБЗ Гранит" как собственника недвижимого имущества, находящегося на данном земельном участке, на выкуп участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с невозможностью в такой ситуации определить размер выкупной цены, устанавливаемой в процентом отношении от кадастровой стоимости участка. С выводом суда первой инстанции о пропуске установленного в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуального срока на обжалование бездействия заинтересованных лиц податель жалобы не согласен, поскольку данное бездействие носит длящийся характер. Указывает, что внесение сведений о кадастровой стоимости недвижимого имущества в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (по состоянию на настоящее время - Федеральный закон "О кадастровой деятельности") и Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является обязательным.
По мнению подателя жалобы, заявленные им требования судом первой инстанции по существу не рассмотрены, неопределенность в спорных правоотношениях не устранена, соответственно, установленная в статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации цель судопроизводства не достигнута.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд принял апелляционную жалобу ООО "ЗБЗ Гранит" к производству, назначил дело к судебному разбирательству в судебном заседании 02.04.2018 (16 час. 00 мин.) (определение от 07.03.2018 - л.д. 145-146).
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не поступили.
Явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции обеспечили только стороны спора - ООО "ЗБЗ Гранит", Кадастровая палата и Управление Росреестра.
Комитет явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей третьего лица.
Представитель ООО "ЗБЗ Гранит" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивал на отмене решения суда от 24.01.2018.
Представители Кадастровой палаты и Управления Росреестра в судебном заседании возражали по существу доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на их несостоятельность.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
ООО "ЗБЗ Гранит" является собственником недвижимого имущества - нежилого здания (административно-бытовой корпус), расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Карусельная, 1А, кадастровый номер 74:36:0421003:208 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.12.2015 - л.д. 12).
Данное здание расположено на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:36:0421003:209, находящемся у ООО "ЗБЗ Гранит" в аренде по договору долгосрочной аренды от 17.08.2016 N УЗ 014972-Д-2016 (кадастровый паспорт земельного участка от 27.07.2015 - л.д. 13; выписки из ЕГРН от 21.08.2017, от 19.09.2017 - л.д. 69-70, 78-80).
Земельный участок с кадастровым номером 74:36:0421003:209 поставлен на государственный кадастровый учет 31.03.2015, в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка отсутствуют (кадастровый паспорт земельного участка от 27.07.2015 - л.д. 13; выписки из ЕГРН от 21.08.2017, от 19.09.2017 - л.д. 69-70, 78-80).
В ответ на запрос ООО "ЗБЗ Гранит" от 19.10.2016 (вх. N 20.10.2016 - л.д. 14) Кадастровая палата письмом от 07.11.2016 N 17113 уведомила Общество о невозможности определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0421003:209, поставленного на кадастровый учет 31.03.2015 (то есть, после проведения массовой кадастровой оценки земельных участков из земель населенных пунктов на территории Челябинской области в 2015 г. по состоянию на 01.10.2014), в порядке предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, поскольку значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале 74:36:0421003, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 74:36:0421003:209, не было утверждено (л.д. 15-16).
Управление письмом от 19.09.2016 N 74-2016/15875 уведомило ООО "ЗБЗ Гранит" об отклонении его заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0421003:209 ввиду отсутствия в ЕГРН сведений о такой стоимости (л.д. 97).
Кадастровая палата письмом от 23.08.2017 N 12456 уведомила Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области о необходимости определения значений удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах, для которых такие показатели не были утверждены приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 10.11.2015 N 263-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" (л.д. 105-107).
Ссылаясь на наличие препятствий в реализации права на выкуп земельного участка с кадастровым номером 74:36:0421003:209 в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду невозможности установления выкупной цены земельного участка (письмо Комитета от 08.12.2017 N 39560 об отказе в предоставлении муниципальной услуги - л.д. 95-96), ООО "ЗБЗ Гранит" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Мотивируя решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на пропуск заявителем установленного в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуального срока на обжалование бездействия заинтересованных лиц, а также на невозможность установить, каким именно образом в рамках административной процедуры, связанной с реализацией заявителем права на приобретение земельного участка в собственность в порядке статьи 39.20 земельного кодекса Российской Федерации, нарушаются права заявителя оспариваемым бездействием заинтересованных лиц.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
В силу положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Как указано выше, в рамках настоящего дела ООО "ЗБЗ Гранит" в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспаривает как незаконное бездействие заинтересованных лиц - Кадастровой палаты и Управления Росреестра по невнесению в ГКН (до 01.01.2017) и в ЕГРН (после 01.01.2017) сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0421003:209.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, положениями абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации законодатель обязывает органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждать средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно положениям Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, государственная кадастровая оценка земель - это совокупность определенных действий, последовательно сменяющих друг друга.
Результатом государственной кадастровой оценки земель являются утвержденные органом исполнительной власти субъекта конкретные экономические характеристики земельных участков, к которым относятся утвержденные в установленном порядке показатели кадастровой стоимости конкретных земельных участков, а также средние удельные показатели.
Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.05.2015 N П/210 Кадастровая палата наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний сфера их действия распространяется на случаи образования нового земельного участка, изменения площади земельного участка при упорядочении его границы, изменения вида разрешенного использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель, выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Названными Методическими указаниями установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района (пункт 1.3. Методических указаний).
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок 74:36:0421003:209 был поставлен на государственный кадастровый учет 31.03.2015, соответственно, не вошел в состав объектов кадастровой оценки, проводимой в Челябинской области в спорный период времени. Следовательно, кадастровая стоимость этого земельного участка подлежала расчету в соответствии с Методическими указаниями.
Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Иного порядка определения кадастровой стоимости земель промышленности для вновь образованных земельных участков действующими нормативными актами не предусмотрено.
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 следует, что в полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
В настоящее время на территории Челябинской области применяются результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 10.11.2015 N 263-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области".
Указанный документ не содержит среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале 74:36:0421003, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 74:36:0421003:209.
Таким образом, определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0421003:209 в порядке, предусмотренном Методическими указаниями, не представляется возможным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заинтересованные лица обязаны внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка, рассчитав её каким-либо иным способом (без указания каким конкретно), основаны на неправильном толковании изложенных выше норм права.
С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание отсутствие нормативно установленного среднего удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка, правовые основания для определения среднего удельного показателя кадастровой стоимости и производства расчета кадастровой стоимости названного земельного участка у заинтересованных лиц отсутствуют.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных ООО "ЗБЗ Гранит" требований не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть учтены судом первой инстанции в качестве оснований для отмены принятого по делу решения по указанным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В отсутствие в материалах дела доказательств уплаты ООО "ЗБЗ Гранит" государственной пошлины по апелляционной жалобе в установленном размере, с данного лица следует взыскать в доход федерального бюджета 1 500 руб. (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.01.2018 по делу N А76-7810/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗБЗ Гранит" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЗБЗ Гранит" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-7810/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 сентября 2018 г. N Ф09-4644/18 настоящее постановление изменено
Истец: ООО "ЗБЗ Гранит"
Ответчик: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области"
Третье лицо: КУИИЗО г.Челябинска