г. Владивосток |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А51-26218/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Эталон", Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока,
апелляционные производства N 05АП-1316/2018, N 05АП-1284/2018
на решение от 23.01.2018
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-26218/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эталон" (ИНН
2536248222, ОГРН 1112536019254)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
(ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица: Управление градостроительства и архитектуры администрации
г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812), Краевое
государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом
на территории Приморского края" (ИНН 2502045418, ОГРН 1122502002105),
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного
хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704761773, ОГРН 1107746633521), Министерство
обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284),
о признании незаконным решения, оформленного письмом N 20/03/02-
06/31164 от 31.07.2017 об отказе в предоставлении в аренду земельного
участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694,
при участии:
от ООО "Эталон": представитель Боков А.Д. (по доверенности от 30.10.2017, сроком действия на 1 год, паспорт);
от Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока: Грачева А.Ю. (по доверенности от 27.12.2017, сроком действия по 31.12.2018, служебное удостоверение);
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: Присяжнюк С.В. (по доверенности от 13.12.2017, сроком действия по 31.12.2018, служебное удостоверение) - до перерыва; Охапкина Н.В. (по доверенности от 13.12.2017, сроком действия по 31.12.2018, служебное удостоверение) - после перерыва;
от КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края": Кривецкая В.В. (по доверенности от 09.01.2018, сроком действия по 31.12.2018, паспорт) - до перерыва;
от ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ: Дымченко О.И. (по доверенности от 16.11.2017, сроком действия до 31.12.2018, служебное удостоверение);
от Министерства обороны РФ: Селезнев Г.А. (по доверенности от 07.02.2018, сроком действия до 07.12.2018, паспорт);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эталон" (далее по текст - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - Департамент) от 31.07.2017 N 20/03/02-06/31164 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694, площадью 6000 кв.м., местоположение участка: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул.Выселковая, д. 49, в целях строительства склада.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 01.11.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - Управление), Краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" (далее по тексту - Учреждение), Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что испрашиваемый обществом земельный участок расположен в границах земельного участка 25:28:000000:65188 Владивостокского лесничества Минобороны России, является лесным участком, относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности, в связи с чем Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края не является органом, уполномоченным на его распоряжение.
.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Эталон", Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В обоснование своей апелляционной жалобы, общество указывает, нахождение спорного земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694 в границах лесного фонда не подтверждается материалами дела, определить налагается ли земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:5694 на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188 невозможно. Помимо прочего, утверждает, что факт нахождения на территории земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694 военного объекта не подтверждается фактическими данными, так согласно фотосъемке, проведенной в ходе заключения кадастрового инженера, в непосредственной близости находятся объекты гражданской инфраструктуры. Вместе с тем, обращает внимание, что судом первой инстанции не была дана правовая оценка выводов, полученных в рамках заключения кадастрового инженера ООО "Землемеръ". В связи с изложенным, ООО "Эталон" считает, что оспариваемое решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока просит в апелляционной жалобе изменить мотивировочную часть оспариваемого решения Арбитражного суда Приморского края, исключив из него выводы о том, что испрашиваемый обществом земельный участок находится в границах объекта Министерства обороны РФ (Владивостокское лесничество), следовательно, данный земельный участок находится в федеральной собственности и о том, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188 является лесным участком и соответствует участку лесного фонда.
Определениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018, 12.03.2018 апелляционные жалобы приняты к производству, дело назначено к судебному разбирательству.
Через канцелярию суда от департамента и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ поступили письменные отзывы на апелляционные жалобы, представитель КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" в судебном заседании передал суду письменные возражения на апелляционные жалобы. Указанные документы приобщены судом к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
В судебном заседании представители общества и Управления поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края заявил возражения на мотивировочную часть судебного акта, изложенную в абзацах 3-5 страницы 9 обжалуемого решения, относительно отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности.
Представители КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ на доводы апелляционных жалоб возражали, поддерживали доводы своих отзывов.
Судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв в судебном заседании, во время перерыва через канцелярию суда от департамента поступил дополнительный отзыв на апелляционные жалобы, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 19.08.2014 N 2209-рз обществу предварительно согласовано место размещения склада на земельном участке площадью 6000 кв.м по адресу: ул. Выселковая, д. 49 в г. Владивостоке.
19.07.2017 ООО "Эталон" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694, площадью 6000 кв.м., расположенного в районе ул. Выселковая, д. 49 в г. Владивостоке.
Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края письмом от 31.07.2017 N 20/03/02-06/31164 на основании п.1 ст.4 Закона Приморского края от 03.06.2015 N 638-КЗ (в ред. от 28.07.2015) "О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края или органами местного самоуправления Приморского края, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности" обществу отказано в предоставлении земельного участка в аренду для строительства склада, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, в границах которой запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность, в связи с чем нахождение испрашиваемого земельного участка в запретной зоне военного объекта препятствует строительству склада на ее территории и препятствует использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.
Общество, не согласившись с отказом Департамента, изложенного в письме от 31.07.2017 N 20/03/02-06/31164, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188, который является лесным участком, входит в границы Владивостокского лесничества Минобороны России, находится в федеральной собственности, в связи с чем Департамент не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком, соответственно оспариваемый отказ Департамента соответствует закону.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.1 ст.4 Закона Приморского края от 03.06.2015 N 638-КЗ (в ред. от 28.07.2015) "О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края или органами местного самоуправления Приморского края, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности" уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а также в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, а также при наличии на земельном участке обременений (ограничений), предусмотренных действующим законодательством и (или) не позволяющих его использовать в соответствии с целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.
В обоснование принятия оспариваемого отказа Департамент указал, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, испрашиваемый земельный участок в силу наложенных обременений (ограничений), предусмотренных действующим законодательством, не может быть использован в соответствии с его целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.
Апелляционный суд признает обоснованным отказ Департамента в предоставлении спорного земельного участка в аренду для строительства склада, со ссылкой на факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах запретной зоны военного объекта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регулируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (далее - Постановление N 405).
В названном Положении определены назначение и порядок установления запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
Согласно п. 2 Постановления N 405 "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; "военные объекты" - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Постановление N 405 содержит открытый перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона, а значит, к данным объектам следует также отнести и земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты в пределах границ земель обороны.
В силу п. 12 Постановления N 405 на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в целях строительства склада.
Согласно сведениям ИСОГД и Государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:5694 расположен в границах запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 611 ГК РФ, арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Пунктом 1 статьи 612 ГК РФ предусмотрено, что арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.
Учитывая наличие особых условий использования земельного участка, а также согласно сведениям, указанным в ЕГРН о нахождении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694 в границах запретной зоны военного объекта, предоставление Департаментом спорного земельного участка в аренду в целях освоения территории для строительства объектов согласно виду разрешенного использования земельного участка, было невозможно без согласования с Министерством обороны РФ.
Следовательно, для получения заявителем спорного земельного участка на праве аренды для целей строительства склада ему необходимо обратиться в Минобороны России за согласованием деятельности по строительству объекта складского назначения на территории запретной зоны военного объекта.
Оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов общества.
Коллегия признает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:5694 налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188, который в свою очередь является лесным участком, входит в границы Владивостокского лесничества Минобороны России, является федеральной собственностью и, как следствие, - вывод о том, что Департамент не имеет полномочий по распоряжению указанным земельным участком.
Из материалов дела, а также из пояснений сторон, коллегией установлено, что Распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс на Минсельхоз СССР возложена обязанность по закреплению за Военно-Морскими силами Министерства обороны СССР лесов на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, Министерству обороны СССР предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров СССР от 19.04.1948 N 1264-478.
Согласно архивной выписке из Приложения к указанному распоряжению, в Приморском крае за Военно-морскими силами Минобороны СССР закрепляются леса общей площадью 50,87 тыс. гектар.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 135 утвержден Порядок закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны
В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 135, согласно акту по Владивостоку от 22.12.1998, Военному лесничеству N 247 ТОФ при 1976 ОМИС ТОФ от ГО Владивостокский лесхоз Приморского управления лесами переданы леса общей площадью 16 194 га, расположенные на землях обороны.
На основании сводного акта по Приморью от 26.01.1999, Военному лесничеству N 247 от Владивостокского лесхоза переданы леса общей площадью 16 194 га, расположенные в г. Владивостоке, с указанием в качестве обосновывающего документа на распоряжение Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс.
В соответствии с Приказом Минобороны РФ, Минприроды РФ от 15.12.2000 N 555/592, утвержден акт о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях Министерства обороны РФ, в частности в Приморском крае - 248 483 гектара.
Впоследствии, с учетом результатов заседания рабочей группы ФГБУ "ФКП Росреестра" по вопросам взаимодействия с Минобороны РФ, оформленного протоколом от 01.07.2015 N 1/2015, на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188, площадью 161 940 000 кв.м., адрес Приморский край, Владивостокский городской округ, разрешенное использование - земельные участки, отведенные воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил.
Согласно сведениям кадастрового паспорта данного земельного участка от 16.02.2016 N 25/00-16-56728, датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости указано 12.03.1955, особыми отметками указано, что категория земель не установлена, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения об объекте имеют статус ранее учтенные.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от 16.09.2015 земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188 площадью 161 940 000 кв.м., адрес Приморский край, Владивостокский городской округ, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30.08.2017 N 25/000/004/2017-67531 на земельный участок с кадастровым номером N 25:28:000000:65188, площадью 161940000 кв.м., 21.02.2017 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Действительно, в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
При этом, в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ) в редакции, действовавшей на момент принятия и исполнения Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 135, все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
При этом, согласно статье 10 ЛК РФ, в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны, землях городских поселений - городские леса.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
При этом, согласно статье 23 Лесного кодекса РФ, основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: 1) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса; 3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
При этом, оценивая обстоятельство фактического наложения спорного земельного участка на территорию военного лесничества, а также подтверждение действительного отнесения данной территории к землям обороны, коллегия отмечает, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188, категория земель в отношении данного участка не установлена.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:5694 располагается на землях населенных пунктов.
Приведенные в совокупности нормы права и обстоятельства дела позволяют сделать вывод, что спорные территории не являются землями лесного фонда.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 135 о закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, отмеченное закрепление лесов осуществляется на основе данных государственного земельного кадастра, государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда об участках земель обороны, о расположенных на них лесах и об использующих эти земли и леса организациях федерального органа исполнительной власти по вопросам обороны.
Согласно пункту 4 данного Постановления Правительства РФ N 135, закреплению подлежат леса, расположенные на земельных участках, предоставленных для нужд обороны, в отношении которых имеются установленные законодательством документы, удостоверяющие их принадлежность к землям обороны. По земельным участкам, в отношении которых документы об их принадлежности к землям обороны отсутствуют, вопрос о закреплении расположенных на них лесов не рассматривается.
Приведенные положения свидетельствуют о действии принципа "закреплению подлежат леса, расположенные на землях, отнесение которых к землям обороны документально подтверждено", но не принципа "земли, на которых расположены закрепляемые леса, являются землями обороны в силу такого закрепления".
Так, на оборотной странице акта на передачу лесов от 22.12.1998 непосредственно указано: "настоящий акт составляется в пяти экземплярах, из которых первый экземпляр хранится в лесхозе Рослесхоза, второй в военном лесхозе (лесничестве)_К первому экземпляру прилагаются перечень документов (с номерами и датами), удостоверяющих принадлежность земельных участков, на которых расположены подлежащие закреплению леса, к землям обороны. Ко второму экземпляру акта прилагаются по описи, в том числе материалы землеустройства".
Обстоятельство отведения Военному лесничеству N 247 по акту от 22.12.1998 лесов общей площадью 16 194 га из числа лесов, закрепленных распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс, не исключает споров о наложении либо отсутствии наложения конкретных земельных участков на территорию отмеченных лесов, подлежащую установлению в соответствии с документами об изначальном отнесении земель под этими лесами к землям обороны (отведенных вооруженным силам), а также обстоятельствами описания их границ, согласно требованиям статьи 65 АПК РФ.
Апелляционный суд приходит к выводу о неподтвержденности материалами дела фактического наложения спорного земельного участка на территорию земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188.
Граница земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается отметками в кадастровом паспорте земельного участка от 31 августа 2015 года N 25/00-15-256981, то есть в ГКН (ЕГРН) отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188.
В представленном в материалы дела заключении кадастрового инженера от 15.01.2018 сделан вывод о том, что определить налагается ли земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:5694 на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188 с точностью соответствующей законодательству невозможно.
Оценивая вышеуказанное заключение, апелляционный суд приходит к выводу о его достоверности и допустимости.
Названное заключение достаточно мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами. Основания полагать, что выводы являются недостоверными, либо, что исследование проведено с нарушением норм действующего законодательства, у суда отсутствуют.
Сведений об осуществлении деятельности военного лесничества на спорной территории, в том числе о наличии внешних признаков закрепления границ территории лесничества (опознавательные знаки, визирные столбы, иное) материалы дела не содержат.
В Актах на передачу (приёмку) лесов, расположенных на землях обороны, от 22.12.1998, отсутствует какой-либо план (чертёж, схема) границ, а так же описание местоположения границ земельного участка (лесов) площадью 16 194 га, переданных Военному лесничеству N 247 ТОФ при 1976 ОМИС ТОФ (описание местоположения и/или координат характерных (поворотных) точек), в связи с чем установить состав и местоположение границ переданных лесов площадью 16 194 га в г.Владивостоке, по данному акту не представляется возможным.
В сводном акте о передаче (приёмке) лесов, расположенных на землях обороны в Приморском крае, от 26.01.1999, отсутствует какой-либо план (чертёж, схема) границ и описание местоположения границ земельного участка (лесов) площадью 16 194 га в г.Владивостоке (описание местоположения и/или координат характерных (поворотных) точек), переданного Владивостокским лесхозом Военному лесничеству, в связи, с чем установить местоположение границ переданных лесов площадью 16 194 га в г.Владивостоке по данным Сводного акта не представляется возможным.
Реквизиты адреса (описание местоположения) земельного участка с КН 25:28:000000:65188, который указан как: Приморский край, г.Владивосток (Владивостокский городской округ), не позволяют определить точное или ориентировочное местоположение земельного участка с КН 25:28:000000:65188, так как адрес включает в себя наименование субъекта РФ, наименование населённого пункта (городского округа), адрес не содержит привязки к какому-либо ориентиру указаний на элементы планировочной структуры и/или элемента улично-дорожной сети, который позволили бы идентифицирован земельный участок в границах города Владивостока.
При этом коллегия принимает во внимание разночтения в номерах кадастрового квартала, к которым относятся исследуемые земельные участки (25:28:040014 и 25:28:000000).
Выявленное судебной коллегией отсутствие документального подтверждения расположения земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694 в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188, позволяет прийти к выводу об ошибочности отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности.
Вместе с тем, учитывая установленные выше обстоятельства, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отказ Департамента в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694, площадью 6000 кв.м., местоположение участка: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул.Выселковая, д.49, в целях строительства склада, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, однако указывает, что Департамент является уполномоченным органом по распоряжению указанным земельным участком при предварительном согласовании с Министерством обороны Российской Федерации возможности использования земельного участка для целей строительства склада.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия признает обоснованными доводы апелляционной жалобы Управления о необходимости исключения из мотивировочной части решения суда выводов о том, что испрашиваемый обществом земельный участок находится в границах объекта Министерства обороны РФ (Владивостокское лесничество), следовательно, данный земельный участок находится в федеральной собственности и о том, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188 является лесным участком и соответствует участку лесного фонда.
Руководствуясь абз. 3 пункта 35 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", считает необходимым указать на изменение мотивировочной части судебного акта в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе ООО "Эталон" относится на ее заявителя, сумма излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на управление судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.01.2018 по делу N А51-26218/2017 изменить в мотивировочной части, исключив вывод суда о том, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:5694 в районе ул.Выселковой, д.49 в г.Владивостоке входит в границы Владивостокского лесничества Минобороны России, расположен в границах земельного участка 25:28:000000:65188, является лесным участком, относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности.
В остальной части решение Арбитражного суда Приморского края от 23.01.2018 по делу N А51-26218/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эталон" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Эталон" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 13 от 20.02.2018 через "Азиатско-Тихоокеанский банк" (ПАО), г. Благовещенск.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.