г. Челябинск |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А76-17502/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Баканова В.В., Карпусенко С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Камалтдиновой А.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.01.2018 по делу N А76-17502/2017 (судья Аникин И.А.).
В заседании приняли участие представители:
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет" - Федоров Дмитрий Александрович (доверенность N 16-19-37 от 18.07.2017),
Муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети" - Реннер Елена Вольдемаровна (доверенность N 3 от 01.01.2018).
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет" (далее - ФГБОУ ВО "ЮУРГГПУ", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Челябинские коммунальные тепловые сети" (далее - МУП "ЧКТС", ответчик) о взыскании 8 156 898 руб. 25 коп. неосновательного обогащения (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ, (т.3, л.д. 47-49).
Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по уплате государственной пошлины - 72 466 руб. 68 коп.
Определением суда первой инстанции от 09.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - МТРИЭ, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.01.2018 исковые требования МУП "ЧКТС" удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины - 63 784 руб. (т.3, л.д. 84-89).
В апелляционной жалобе МУП "ЧКТС" просило решение суда отменить в части взыскания суммы неосновательного обогащения по теплотрассам, идущим к зданиям общежитий (т.3, л.д. 95-96).
В обоснование доводов апелляционной жалобы МУП "ЧКТС" ссылалось на то, что основания для применения тарифа "население" при определении количества и стоимости тепловой энергии по теплотрассам (тепловые потери) до прибора учета, установленных в зданиях общежития, отсутствуют.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третье лицо не явилось. С учетом мнения сторон в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель истца просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на правильность выводов суда и необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ответчиком (теплоснабжающая организация) и истцом (потребитель) подписан государственный контракт на теплоснабжение N ТСН-868 от 07.02.2014 (т.1 л.д. 22-34), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть энергию, а потребитель обязуется соблюдать предусмотренный государственным контрактом режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, оплатить отпущенную тепловую энергию в порядке и сроки, предусмотренные настоящим государственным контрактом, а также обеспечить учет потребления тепловой энергии.
Ориентировочный договорной годовой объем отпуска тепловой энергии и теплоносителя (ХОВ) определен пунктом 2.1.1 договора.
Согласно п.п.7.1, 7.2 договора за расчетный период принимается один календарный месяц. Оплата фактически потребленной энергии производится самостоятельно платежным поручением до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
В соответствии с п. 11.1 договора контракт заключен на срок пo 31.12.2014, вступает в силу с 01.01.2014.
В приложении N 1 к договору (т.1, л.д.33-34) стороны определили объекты теплоснабжения, а также согласовали тепловые нагрузки, в том числе в отношении зданий общежитий по ул. Энгельса, 103, ул. Энтузиастов, 13 и ул. Бажова, 46.
Расчеты за поставляемую тепловую энергию, в том числе по объекту "общежитие", производились МУП "ЧКТС" по тарифу, утвержденному постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 19.12.2013 N 58/82 для прочих потребителей за период с 01.01.2014 по 30.06.2014 в размере 1 323 руб. 10 коп., а с 01.07.2014 по 31.12.2014 в размере 1 452 руб. 30 коп.
Между тем, в соответствии с постановлениями Государственного Комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" N 21/187 от 28.06.2013 и N 57/50 от 18.12.2013 тариф для населения, который должен быть применен для общежитий университета, установлен в следующих размерах: с 01.01.2014 по 30.06.2014 в размере 934 руб. 43 коп., а с 01.07.2014 по 31.12.2014 в соответствии с постановлением Государственного Комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" N27/139 от 27.06.2014 в размере 990 руб. 50 коп.
Таким образом, переплата истца за тепловую энергию по объекту "общежития" в 2014 году по расчету истца составила 3 243 079 руб. 96 коп.
Между ответчиком (теплоснабжающая организация) и истцом (потребитель) подписан государственный контракт на теплоснабжение N ТСН-868 от 26.02.2015 (т.1 л.д. 35-51), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть энергию, а потребитель обязуется соблюдать предусмотренный государственным контрактом режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, оплатить отпущенную тепловую энергию в порядке и сроки, предусмотренные настоящим государственным контрактом, а также обеспечить учет потребления тепловой энергии.
Ориентировочный договорной годовой объем отпуска тепловой энергии и теплоносителя (ХОВ) определен пунктом 2.1.1 договора.
В соответствии с п.п. 7.1, 7.2 договора за расчетный период принимается один календарный месяц. Оплата фактически потребленной энергии производится самостоятельно платежным поручением до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно п. 11.1 договора контракт заключен на срок пo 31.12.2015, вступает в силу с 01.01.2015.
В приложении N 1 к договору (т.1, л.д.48-49) стороны определили объекты теплоснабжения, а также согласовали тепловые нагрузки, в том числе в отношении зданий общежитий по ул. Энгельса, 103, ул. Энтузиастов, 13 и ул. Бажова, 46.
Расчеты за поставляемую энергию по данному договору по общежитиям производились по тарифу, утвержденному постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 18.12.2014 N 58/10 как для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме теплоснабжения (без учета НДС) за период с 01.01.2015 по 30.06.2015 в размере 1452 руб. 30 коп., а с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 1577 руб. 86 коп.
Тарифы для населения были установлены в соответствии с постановлениями Государственного Комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" N 27/138 от 27.06.2014 и N 60/8 от 23.12.2014 в размере 990 руб. 50 коп. (с учетом НДС) на период с 01.01.2015 по 30.06.2015 и в размере 1 170 руб. 57 коп. (с учетом НДС) в соответствии с постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 29/1 от 30.06.2015 на период с 30.06.2015 по 31.12.2015.
Таким образом, переплата за тепловую энергию в 2015 году по объекту "общежития" по расчету истца составила 3 301 173 руб. 49 коп.
Между ответчиком (теплоснабжающая организация) и истцом (потребитель) подписан государственный контракт на теплоснабжение N ТСН-868 от 09.03.2016 (т.1 л.д. 52-71), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть энергию, а потребитель обязуется соблюдать предусмотренный государственным контрактом режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, оплатить отпущенную тепловую энергию в порядке и сроки, предусмотренные настоящим государственным контрактом, а также обеспечить учет потребления тепловой энергии.
Ориентировочный договорной годовой объем отпуска тепловой энергии и теплоносителя (ХОВ) определен пунктом 2.1.1 договора.
В соответствии с п. 7.1, 7.2 договора за расчетный период принимается один календарный месяц.
Оплата фактически потребленной энергии производится самостоятельно платежным поручением до 15 числа месяца, следующего за расчетным (п. 7.2 договора).
Контракт заключен на срок пo 31.12.2016, вступает в силу с 01.01.2016 (п. 12.1 договора).
В приложении N 1 к договору (т.1, л.д.63-64) стороны определили объекты теплоснабжения, а также согласовали тепловые нагрузки, в том числе в отношении зданий общежитий по ул. Энгельса, 103, ул. Энтузиастов, 13 и ул. Бажова, 46.
Расчеты за поставляемую энергию по данному договору по общежитиям производились по тарифу, утвержденному постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17.12.2015 N 62/51 как для "потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме теплоснабжения (без учета НДС)" за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 в размере 1577 руб. 86 коп., а с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 1677 руб. 28 коп.
Тарифы для населения на данный период были установлены в соответствии с постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 63/11 от 18.12.2015 и N29/1 от 30.06.2016 и составили 1170 руб. 57 коп. (с учетом НДС) за период с 01.01.2016 по 30.06.2016, и 1 197 руб. 50 коп., в соответствии с Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N28\1 от 28.06.2016 г. за период с 01.07.2016 по 31.12.2016.
Переплата за тепловую энергию в 2016 году по расчету истца по объекту "общежития" составила 3 349 083 руб. 73 коп.
В период 2014-2016 года ответчик (теплоснабжающая организация) выставил истцу на оплату счета- фактуры (т.2, л.д.24-84), определив стоимость тепловой энергии, поставленной в отношении общежитий по адресам: ул. Энгельса, 103, ул. Энтузиастов, 13 и ул. Бажова, 46, исходя из тарифов для потребителей.
Спора по количеству выставленного к оплате ресурса не имеется.
При расчете стоимости поставленного ресурса ответчик исходил из тарифа для прочих потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии.
Фактически тепловая энергия на здание общежития начислена в сумме 24 931 478 руб. 81 коп.
Тепловая энергия за спорный период оплачена истцом в полном объеме, что подтверждается представленными в дело платежными поручениями (т.2, л.д.85-152). Обстоятельство оплаты истцом тепловой энергии с учетом тарифа "прочие потребители" ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, ФГБОУ ВО "ЮУРГГПУ" полагает, что в спорный период подлежал применению в расчетах между ним и ответчиком льготный тариф на тепловую энергию, поставляемую населению с 01.01.2014 по 30.06.2014 в размере 934 руб. 43 коп, в соответствии с постановлениями Государственного Комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" N 21/187 от 28.06.2013, с 01.07.2014 по 31.12.2014 в размере 990 руб. 50 коп., в соответствии с постановлением Государственного Комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" N27/139 от 27.06.2014 (продлен до 30.06.2015 постановлениями Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 23.12.2014 N 60/8 и N 60/9), с 30.06.2015 по 31.12.2015, а позже с 01.01.2016 по 30.06.2016 в размере 1 170 руб. 57 коп. в соответствии с постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 29/1 от 30.06.2015 с изменениями от 18.12.2015 N 63/11, с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 1 197 руб. 50 коп., в соответствии с Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N28\1 от 28.06.2016; ввиду того, что конечными потребителями тепловой энергии являлись жильцы общежития.
Полагая, что начисление стоимости тепловой энергии с применением тарифа для прочих потребителей является неправомерным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском с учетом последующего изменения предмета требований.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик необоснованно производил начисление платы за тепловую энергию в период 2014-2016 года по тарифу для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, поскольку конечными потребителями ресурса являются население - жильцы спорного жилого дома.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Согласно материалам дела истец на праве оперативного управления использует здания общежитий по адресам: г. Челябинска, ул. Энгельса, 103, ул. Энтузиастов, 13 и ул. Бажова, 46.
Сведений об изменении (оспаривании) статуса данных объектов как общежитий либо доказательств того, что имеющиеся в зданиях помещения не используются в качестве жилых, суду не представлено.
В силу ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Общежитие по своему назначению относится к жилым зданиям, общежитие используется для проживания населения (работников, студентов).
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поскольку тепловая энергия поставлялась ответчику для предоставления гражданам - непосредственным потребителям коммунальных услуг - не в целях перепродажи, с учетом п. 4 ст. 426 ГК РФ в данном случае к отношениям сторон подлежит применению Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
В соответствии с пунктом 52 указанных Правил, расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях квартирного типа, производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме.
Таким образом, факт отнесения зданий общежитий по адресу: г. Челябинск, ул. Энгельса, 103, ул. Энтузиастов, 13 и ул. Бажова, 46 по назначению к жилым, равно как и факт того, что общежитие фактически используется для проживания населения, суд правомерно посчитал установленным.
В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования, могут быть дифференцированы в соответствии с Методическими указаниями по такому параметру, как категории (группы) потребителей (покупателей).
Пунктом 27 Методических указаний установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): 1 группа - базовые потребители; 2 группа - население; 3 группа - прочие потребители.
К тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
При отнесении к тарифной группе "население" основополагающим признаком является факт использования тепловой (электрической) энергии для бытовых нужд в жилых помещениях. При этом судом первой инстанции правомерно указано, что какая-либо дифференциация населения в зависимости от того обстоятельства, используются ли в качестве жилых помещений объекты государственного (муниципального) специализированного жилищного фонда либо частного жилищного фонда, применительно к вопросу об оплате коммунальных услуг, отсутствует. Часть 13 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) предусматривает возможность установления для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, регулирование которых осуществляется в соответствии с данным Законом. Согласно пункту 52 Правил регулирования тарифов наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные регулируемые тарифы устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Частью 15 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что перечень потребителей или категорий потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Правительством Российской Федерации. В соответствии с Законом Челябинской области "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области" от 27.06.2013 N 1499 право на льготный тариф имеют физические лица, проживающие на территории Челябинской области. Основанием для предоставления льгот являются принятие Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области решения о льготных тарифах.
Поскольку тепловая энергия приобреталась истцом в заявленный период для предоставления гражданам - непосредственным потребителям коммунальных услуг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нужд жителей, проживающих в спорном общежитии, подлежал применению тариф, установленный для группы "население".
Поскольку выставленные ответчиком счета-фактуры за поставленный ресурс в спорный период в зданиях общежитий по адресам: г. Челябинск, ул. Энгельса, 103, ул. Энтузиастов, 13 и ул. Бажова, 46 были рассчитаны с применением тарифа для потребителей и оплачены ответчиком в полном объеме, переплата в сумме 9 893 337 руб. 18 коп., с учетом применения срока исковой давности в размере 8 156 898 руб. 25 коп. является неосновательным обогащением ответчика за счет истца и в силу ст. 1102 ГК РФ подлежит возврату истцу.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца о взыскании 8 156 898 руб. 25 коп. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
Указание на то, что оснований для применения тарифа "население" при определении количества и стоимости тепловой энергии по теплотрассам (тепловые потери) до прибора учета, установленных в зданиях общежития, отсутствуют, подлежит отклонению, поскольку расчет размера неосновательного обогащения рассчитан как разница начисленной суммы за фактическое потребление по тарифам для юридических лиц и суммы, исчисленной за потребленную тепловую энергию по тарифам для населения. Договорами, заключенными между сторонами, начисления по теплотрассам к зданиям общежитий не предусмотрены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.01.2018 по делу N А76-17502/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Махрова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.