г. Чита |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А78-17591/2017 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 февраля 2018 года по делу N А78-17591/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097530000589, ИНН 7530012861, место нахождения: 674674, Забайкальский край, г.Краснокаменск, мкр.5-й, д.505) к Администрации сельского поселения "Билитуйское" муниципального района "Забайкальский район" Забайкальского края (ОГРН 1057505009352, ИНН 7505004320, место нахождения: 674658, Забайкальский край, Забайкальский район, п. и (при) Станция(и) Билитуй) о взыскании финансовых санкций за представление неполных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за апрель 2017 года в размере 500 руб.
(суд первой инстанции - Б.В. Цыцыков),
без вызова сторон в судебное заседание
установил:
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (далее - заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Администрации сельского поселения "Билитуйское" муниципального района "Забайкальский район" Забайкальского края (далее - заинтересованное лицо, страхователь, администрация) о взыскании финансовых санкций за представление неполных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за апрель 2017 года в размере 500 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обосновании суд первой инстанции указал, что поскольку администрация самостоятельно выявила и устранила допущенные ошибки, то оснований для привлечения ее к ответственности не имеется.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24.01.2018 по делу N А78-17591/2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) требований.
Полагает, что сведения на одно застрахованное лицо отсутствовали в исходной форме сведений о застрахованных лицах за апрель 2017 г., а также, поскольку данные сведения представлены за пределами сроков отчетной компании, поэтому состав правонарушения, выраженного в представлении Администрацией сельского поселения "Билитуйское" Муниципального района "Забайкальский район" Забайкальского края неполных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2017 г. нашел свое подтверждение.
Дело рассматривается без проведения судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 02.05.2017 администрация представила в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за апрель 2017 года (л.д. 16-17), 15.06.2017 - дополняющую форму на одно застрахованное лицо, ранее не указанное в исходной форме (л.д. 19-20).
Пенсионным фондом 22.06.2017 был составлен акт N 207S18170004199 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Указанным актом установлено представление страхователем неполных сведений СЗВ-М в отношении одного застрахованного лица. Акт с приложением направлены пенсионным фондом администрации, что подтверждается реестром на отправку заказных писем (л.д. 24).
Решением от 01.08.2017 N 207S19170004831 администрация привлечена к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление страхователем неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М за апрель 2017 года в виде штрафа в размере 500 руб. (500 руб.*1) (л.д. 25). Решение N207S19170004831 от 01.08.2017 направлено в адрес администрации, что подтверждается реестром почтовых отправлений (л.д. 26).
Требованием N 207S19170480510 от 25.08.2017 об уплате финансовой санкции за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, администрации предложено в срок до 15.09.2017 уплатить сумму финансовой санкции в размере 500 руб. Указанное требование об уплате финансовой санкции направлено страхователю, что подтверждается списком почтовых отправлений с почтовой отметкой (л.д. 28).
В связи с неисполнением требования, пенсионный фонд обратился за взысканием в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с ч.1 ст.213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с ч.2 ст.213 АПК РФ заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В соответствии с ч.4 ст.215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с ч.6 ст.215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно абз.17 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также закон N 27-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, пенсионный фонд требование администрации направил, то есть, досудебный порядок взыскания задолженности соблюден, а право на взыскание в судебном порядке установлено ст.17 закона N 27-ФЗ.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N27-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Администрация сельского поселения "Билитуйское" муниципального района "Забайкальский район" Забайкальского края является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со статей 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца (в редакции, действовавшей в спорный период), следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, перечисленные в данном пункте, а именно:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45549) (действующей в спорный период), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 года N 2п.
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Соответственно, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в исходной форме СЗВ-М за апрель 2017 года, направленной по электронным каналам в пенсионный фонд 02.05.2017, то есть в установленный законом срок (до 15.05.2017), были представлены сведения на 5 застрахованных лиц. В последующем администрация, выявив факт неуказания в составе представленных сведений на 1 застрахованное лицо (Николаеву Ю.Л.), инициировала представление сведений на это лицо за указанный период по типу формы "дополняющая" 15.06.2017.
На основании изложенного пенсионный фонд сделал вывод о представлении администрацией неполных сведений за апрель 2017 года.
Оценивая выводы пенсионного фонда, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Федерального закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с пенсионным фондом.
В разделе 2 сведений формы СЗВ-М указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Согласно пункту 37 Инструкции от 21.12.2016 N 766н о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, вступившей в силу 08.02.2017, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Согласно пункту 39 вышеуказанной Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом следует отметить, что указанный пункт Инструкции не разграничивает составы правонарушения на неполное и недостоверное представление сведений о застрахованных лицах, вместе с тем предусматривает основания неприменения финансовых санкций для обеих ситуаций.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в рассматриваемом случае, администрацией самостоятельно до момента обнаружения пенсионным фондом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки и, соответственно, до вынесения оспариваемого решения были переданы необходимые корректирующие сведения на 1 застрахованное лицо, в связи с чем, у пенсионного фонда отсутствовали основания для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, квалифицированных как представление неполных сведений, поскольку фактически имело место непредставление сведений о застрахованном лице в установленный срок при самостоятельном устранении ошибок (уточнении), за которое финансовые санкции не применяются.
Кроме того, согласно требованиям к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N1058п, акт не составляется в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
Доказательств того, что именно пенсионный фонд уведомил страхователя о выявленной ошибке и предложил представить уточненные данные, заявителем в суд не представлено. Об указанном свидетельствует и составление пенсионным фондом 22.06.2017 акта о выявленном правонарушении, то есть, уже после того как 15.06.2017 был получен от страхователя отчет по форме СЗВ-М.
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 11, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, и установив, что исходные сведения о застрахованных лицах персонифицированного учета за апрель 2017 года направлены администрацией в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального Закона N27-ФЗ срок, недочеты изначально направленных сведений самостоятельно выявлены и устранены страхователем путем направления дополнительных сведений в отношении одного застрахованного лица, пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за представление неполных сведений.
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из того, что согласно ст.15 закона N 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей. Соответственно, в рассматриваемой ситуации дополненные сведения не могут быть признаны как поданные с нарушением срока (аналогичный подход закреплен в ст.81 НК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 февраля 2018 года по делу N А78-17591/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.