г. Хабаровск |
|
09 апреля 2018 г. |
А73-19203/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Золото "Керби": Кучеренко В.А. по доверенности от 20.11.2017;
от управления лесами Правительства Хабаровского края: Жбанова Н.В. по доверенности от 09.09.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управление лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 02.02.2018
по делу N А73-19203/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Маскаевой А.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Золото "Керби"
к управлению лесами Правительства Хабаровского края
о признании незаконным решения об отказе в утверждении проектной документации, изложенного в письме от 30.10.2017 N 02-19/14192, обязании управления лесами Правительства Хабаровского края утвердить проектную документацию лесного участка площадью 113,4872 гектаров Кербинского лесничества в кварталах N 222 (части выделов 8, 17, 20, 21, 90, 91, 123, 124, 129, 181, 182, 183; выделы 9, 10, 11, 12, 18, 19, 99, 100, 101, 102), 223 (части выделов 34, 35, 40, 41, 51, 54, 55, 58, 63, 65, 66, 83, 110, 117, 120, 127, 164, 183; выделы 52,53, 56, 57, 64, 70, 71, 80, 81, 82, 84, 85, 86, 87, 112, 121, 124, 125, 126, 128, 129), необходимую для заключения договора аренды,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс"
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Золото "Керби" (далее - ООО "Золото "Керби", заявитель), владеющее действующей лицензией на пользование недрами ХАБ 02782 БЭ с целевым назначением и видами работ по разведке и добыче россыпного золота на месторождении реки Керби (участок Оргачен - ГЭС-2), подготовило проектную документацию лесного участка, обратилось для её утверждения в управление лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление) с целью предоставления лесного участка в аренду для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Выполнение указанных видов работ затрагивает, в том числе и условия лесопользования лесными участками на территории Кербинского лесничества в квартале N 222, находящемся в пользовании общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" по договору аренды от 10.12.2008 N 0109/2008.
Письмом от 30.10.2017 N 02-20/14192 Управление возвратило ООО "Золото "Керби" проектную документацию для использования его в целях недропользования с предложением получить согласие ООО "Ресурс", на территории которого располагается испрашиваемый заявителем участок.
Полагая, что Управление незаконно отказало в утверждении проектной документации, чем нарушило его права и законные интересы, ООО "Золото "Керби" обратилось с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения об отказе в утверждении проектной документации, изложенного в письме от 30.10.2017 N 02-19/14192, обязании Управления утвердить проектную документацию лесного участка площадью 113,4872 гектаров Кербинского лесничества в кварталах N 222 (части выделов 8, 17, 20, 21, 90, 91, 123, 124, 129, 181, 182, 183; выделы 9, 10, 11, 12, 18, 19, 99, 100, 101, 102), 223 (части выделов 34, 35, 40, 41, 51, 54, 55, 58, 63, 65, 66, 83, 110, 117, 120, 127, 164, 183; выделы 52,53, 56, 57, 64, 70, 71, 80, 81, 82, 84, 85, 86, 87, 112, 121, 124, 125, 126, 128, 129), необходимую для заключения договора аренды.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-19203/2017, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО "Ресурс".
Решением от 02.02.2018 (резолютивная часть от 26.01.2018) по делу N А73-19203/2017 суд первой инстанции удовлетворил требования ООО "Золото "Керби":
- признал недействительным решение Управления лесами Правительства Хабаровского края о возврате проектной документации, изложенное в письме от 30.10.2017 N 02-20/14192;
- обязал Управление лесами Правительства Хабаровского края устранить нарушение прав заявителя путем рассмотрения проектной документации лесного участка площадью 113,4872 гектаров Кербинского лесничества в кварталах N 222 (части выделов 8, 17, 20, 21, 90, 91, 123, 124, 129, 181, 182, 183; выделы 9, 10, 11, 12, 18, 19, 99, 100, 101, 102), 223 (части выделов 34, 35, 40, 41, 51, 54, 55, 58, 63, 65, 66, 83, 110, 117, 120, 127, 164, 183; выделы 52,53, 56, 57, 64, 70, 71, 80, 81, 82, 84, 85, 86, 87, 112, 121, 124, 125, 126, 128, 129).
Не согласившись с решением от 02.02.2018 по делу N А73-19203/2017, Управление подало на этот судебный акт апелляционную жалобу, содержащую требование - решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Золото "Керби".
В обоснование апелляционной жалобы Управление сослалось на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, принятие судом решения без учета того, что Управление не отказывало заявителю в утверждении проектной документации, а предложило предварительно согласовать и решить вопрос совместного пользования участком с третьим лицом, что не препятствовало повторному обращению ООО "Золото "Керби" с заявлением об утверждении проектной документации. По мнению Управления, суд в нарушение требований процессуального права самостоятельно изменил исковые требования.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 13.03.2018 Шестого арбитражного апелляционного суда, возбуждено апелляционное производство N 06АП-1296/2018.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал апелляционную жалобу.
Представитель ООО "Золото "Керби" в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, просил оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, что не препятствовало рассмотрению дела по существу согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В обжалуемом решении суд первой инстанции правильно установил нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение.
В соответствии со статьей 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В силу пункта 4 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Частью 2 статьи 43 ЛК РФ установлено, что для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
В пункте 1 статьи 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, в том числе заготовка древесины, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 той же статьи ЛК РФ).
Общие требования к составу и содержанию проектной документации определены статьей 70.1 ЛК РФ. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70.1 ЛК РФ в проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.
Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков (пункт 3 статьи 70.1 ЛК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 70.1 ЛК РФ проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются:
1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 настоящей статьи;
2) несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка.
Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 утверждены Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок её подготовки (далее - Требования N 54).
В соответствии с пунктом 2 Требований N 54 подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Согласно пункту 7 Требований N 54 лесные участки проектируются для осуществления на них видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса и статьей 10.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3599; 2016, N 27, ст. 4294).
Допускается проектирование одного и того же лесного участка для нескольких видов использования лесов.
Пунктом 11 статьи 70.1 ЛК РФ, пунктом 18 Требований N 54 установлено, что не допускается требовать от заявителя согласования проектной документации лесного участка, не предусмотренного ЛК РФ.
Как следует из письма от 30.10.2017 N 02-20/14192, основанием возврата проектной документации Обществу послужил вывод Управления о необходимости заявителю получить согласие ООО "Ресурс", являющегося арендатором лесного участка по договору аренды от 10.12.2008 г. N 0109/2008 на территории которого, заявителем планируется проведение геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лицензией на пользование недрами ХАБ 02782 БЭ.
Вместе с тем, нормы Лесного кодекса Российской Федерации, не содержат требований о необходимости получения такого согласования.
Таким образом, оспариваемое решение о возврате проектной документации, изложенное в письме от 30.10.2017 N 02-20/14192 противоречит пункту 11 статьи 70.1 ЛК РФ, пункту 18 Требований N 54.
Суд пришел к правомерном и обоснованному выводу о том, что возврат проектной документации нарушает права заявителя, препятствуя ему в осуществлении во исполнение выданной лицензии на пользование недрами предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на ООО "Золото "Керби" непредусмотренные законодательством обязанности.
Признав незаконным возврат проектной документации без рассмотрения, суд правильно указал на обязанность Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, при этом суд не нарушил нормы АПК РФ, не вышел за пределы заявления, заявленное в настоящем деле требование не изменял, действовал в рамках своей компетенции, принял меры к восстановлению нарушенного права с учетом того, что суд не вправе принимать на себя функции органа, уполномоченного на решение вопросов о наличии или отсутствии оснований для утверждения проектной документации, поскольку данный вопрос не является предметом материальных отношений между заявителем и уполномоченным органом.
Судебные расходы распределены судом по правилам статьи 110 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Таким образом, решение от 02.02.2018 по делу N А73-19203/2017 Арбитражного суда Хабаровского края подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 02.02.2018 по делу N А73-19203/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.