г. Самара |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А55-21268/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Пышкиной Н.Ю., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лариной Ю.Н.,
при участии:
от заявителя апелляционной жалобы - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - представитель Перегудова В.С. (доверенность от 19.12.2017 N 13911),
от истца - публичного акционерного общества "КуйбышевАзот" - представитель Кирсанов А.А. (доверенность от 15.01.2018 N 56),
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 апреля 2018 года в зале N 6 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2017 года, по делу N А55-21268/2017 (судья Шабанов А.Н.)
по иску публичного акционерного общества "КуйбышевАзот", г. Тольятти, Самарская область, (ОГРН 1036300992793, ИНН 6320005915)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460),
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
на стороне истца - Администрации муниципального района Сызранский Самарской области,
на стороне ответчика - ФГБУ Национальный парк "Самарская лука",
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
о признании зарегистрированного права отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "КуйбышевАзот" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:33:0905012:9503 площадью 66541кв.м расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, пионерский лагерь "Алые паруса" п.о. "Куйбышевазот".
Определением арбитражного суда от 27.10.2017 принят отказ истца от иска в части предъявленных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, производство по делу к управлению прекращено, также Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2017 года, по делу N А55-21268/2017 признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:33:0905012:9503 площадью 66541 кв.м расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, пионерский лагерь "Алые паруса" п.о. "Куйбышевазот".
С Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, в пользу публичного акционерного общества "КуйбышевАзот" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель публичного акционерного общества "КуйбышевАзот" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей сторон, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, распоряжением Совмина РСФСР от 06.08.1970 N 1564-р "Об изъятии земельных участков" было принято решение об изъятии из земель гослесфонда (Новодевический мехлесхоз) земельного участка площадью 11 га и отводе его Куйбышевскому азотнотуковому заводу под строительство пионерского лагеря, с правом рубки леса под габариты зданий и сооружений.
07.01.1988 Исполнительным комитетом Сызранского районного (городского) Совета народных депутатов за п/о "КуйбышевАзот" (в последующем преобразовано в ПАО "КуйбышевАзот") закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 11 га земли в границах согласно плану землепользования.
Земля предоставлялась для строительства лагеря-базы отдыха, о чем представлен государственный акт на право пользования землей серия A-I N 530151 от 07.01.1998.
На земельном участке по адресу: Самарская область, Сызранский район, пос. Образцовый, п/л "Алый парус", расположены объекты недвижимости принадлежащие истцу на праве собственности согласно свидетельств о государственной регистрации права на объекты недвижимости: серия 63АА N 153200, серия 63-АА N 153201, серия 63-АА N 153002, серия 63-АА N 153202, серия 63-АА N 153203, серия 63-АА N 153204, серия 63-АА N 153003, серия 63-АА N 153004, серия 63-АА N 153005, серия 63-АА N 153006, серия 63-АА N 153007, серия 63-АА N 153198, серия 63-АА N 153199, серия 63-АА N 1531933, серия 63-АА N 153194, серия 63-АА N 153195, серия 63-АА N 153196. Объекты расположены в границах вышеуказанного земельного участка.
Спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:33:0905012:9503 с фактической площадью 66541кв.м.
Границы земельного участка были установлены на основании вступившего в силу решения Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-11551/2016.
ПАО "КуйбышевАзот" обратилось в администрацию Сызранского района Самарской области о предоставлении в собственность земельного участка (пионерский лагерь "Алые паруса") КН 63:33:0905012:9503, предоставленного п/о "Куйбышевазот" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта на право пользования землей от 07.01.1988 Серия A-I N 530151 для строительства лагеря-базы отдыха на 360 мест.
Однако письмом Администрации Сызранского района Самарской области N 349 от 20.07.2017 ПАО "КуйбышевАзот" был получен отказ в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка по причине регистрации 26.05.2017 права федеральной собственности.
Считая, что запись в ЕГРН о праве собственности за Российской Федерацией проведена с нарушением действующего Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", истец обратился с настоящим иском в суд.
Ответчик, возражая против иска указал, что земельный участок с кадастровым номером 63:33:0905012:9503 находится в границах Национального парка "Самарская лука", является федеральной собственностью, ограничен в обороте, отчуждению не подлежит.
Суд первой инстанции, со ссылкой на нормы статей 8, 214, 12, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 69, 6, 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 удовлетворил исковые требования, поскольку земельный участок площадью 11 га в установленном земельным законодательством порядке на основании распоряжения Совмина РСФСР от 06.08.1970 N 1564-р изъят из земель гослесфонда (Новодевический мехлесхоз) и отведен Куйбышевскому азотнотуковому заводу под строительство пионерского лагеря, с правом рубки леса под габариты зданий и сооружений, данный земельный участок с кадастровым номером 63:33:0905012:9503 на момент создания национального парка имел определенного землепользователя.
При этом, общество продолжает владеть земельным участком с кадастровым номером 63:33:0905012:9503, на котором расположен лагерь-отдыха "Алые паруса", состоящий из объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности.
Право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "КуйбышевАзот" на земельный участок площадью 110000кв.м, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, в установленном законом порядке не оспорено, государственный акт на право пользования землей от 07.01.1998 серии А-I N 530151 недействительным не признан.
Решения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 63:33:0905012:9503 к собственности Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" не принималось и в отношении него не принимались соответствующие федеральные законы, в собственность Российской Федерации не приобретался. Доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации, равно как и иных доказательств, позволяющих отнеси спорный земельный участок к собственности Российской Федерации, не представлено.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно п. 52 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что в случаях, когда запись в едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились) оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Следовательно, необходимо учитывать, что в Постановлении Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" имеется ввиду, что защита права путем предъявления требований о признании права отсутствующим возможно лишь в случаях, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами.
Кроме того, в постановлении Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" говорится о возможности признания права отсутствующим при наличии конкурирующего права другого лица на этот же объект недвижимого имущества.
Таким образом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств того, что на один и тот же объект, право собственности зарегистрировано за несколькими лица в материалах дела отсутствуют.
Также, в обоснование исковых требований не приведено доказательств нарушения законных прав и интересов истца, в связи с чем отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
При этом Государственный природный национальный парк "Самарская Лука" был образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 г. N 161.
Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 г. N 990 государственный национальный природный парк "Самарская Лука" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк "Самарская Лука".
Созданному государственному природному национальному парку "Самарская Лука" на базе Жигулевского и Рождественского лесхозов, которому было предоставлено в пользование 69 тыс. га земельного государственного лесного фонда, а также были включены в состав государственного природного национального парка "Самарская Лука" 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей, расположенных на территории Самарской Луки (границы национального парка, в соответствии с решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 10.08.1984 г. N 333, должны соответствовать естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, востока и юга по берегам Куйбышевского и
Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг) без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
В соответствии с п. 4.2 разд. 4 Положения о Национальном парке, утвержденного Приказом Министра природных ресурсов РФ от 09.03.2004 г. N 259, национальный парк образован на площади 134 тыс. га, из которых национальному парку в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земли площадью 69 тыс. га.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Пунктом 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.
На основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Подпунктом 9 пункта 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, кроме прочих, является наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Право собственности Российской Федерации на территорию Национального парка "Самарская Лука" возникло на основании закона.
Земельный участок с кадастровым номером 63:33:0905012:9503 находится в границах Национального парка "Самарская Лука" и является федеральной собственностью, о чем свидетельствует запись в ЕГРН (N 63:33:0905012:9503-63/008/2017-1 от 26.05.2017)
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Земельный участок, расположенный в границах национального парка, может выступать в качестве объекта договора аренды только в случае его расположения в границах рекреационной зоны или зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и исключительно для осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404 Минприроды России осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, в том числе утверждает положения о национальных парках. Функциональное зонирование национальных парков отражается как непосредственно в положении о национальных парках, так и в схемах функционального зонирования национальных парков, являющихся приложением к утверждаемым Минприроды России положениям о национальных парках.
В свою очередь действующим законодательством установлена обязанность территориального органа Росимущества согласования проекта договора аренды земельного участка, расположенного в границах национального парка, с Минприроды России.
Согласно ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии с пп.1 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками, являются изъятыми из оборота (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из норм земельного законодательства, следует, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из подп. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что ограничиваются в обороте земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4.
Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
На основании изложенного земельные участки, расположенные на территории НП "Самарская лука" отчуждению в частную собственность не подлежат.
На основании изложенного, требование о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты и применяется в случаях, когда невозможно защитить право путем предъявления других исков.
Следовательно исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Таким образом, с учетом представленных в дело доказательств апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2017 года, по делу N А55-21268/2017 подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в иске.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии распределены со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2017 года, по делу N А55-21268/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований публичного акционерного общества "КуйбышевАзот" отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества "КуйбышевАзот" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.