г. Самара |
|
09 апреля 2018 г. |
дело N А55-18056/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгановой К.А.,
с участием:
от истца акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" - представитель Родомакина Н.В., доверенность N 1694 от 10.11.2017,
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" - представитель Бодунова И.Р., доверенность от 09.01.2018,
от третьего лица Государственной жилищной инспекции Самарской области представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.11.2017 по делу N А55-18056/2017 (судья Ануфриева А.Э.)
по иску акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" (ОГРН 1026300955284, ИНН 6315530348) к обществу с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" (ОГРН 1126315002109, ИНН 6315642838), третье лицо Государственная жилищная инспекция Самарской области, о понуждении заключить договор
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Предприятие тепловых сетей" (далее - истец, АО "ПТС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" (далее - ответчик, ООО "Газэнергомонтаж") о понуждении заключить договор теплоснабжения для поставки горячей воды на содержание общего имущества многоквартирного дома в редакции оферты истца.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная жилищная инспекция Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.11.2017 исковые требования удовлетворены, суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" заключить с акционерным обществом " Предприятие тепловых сетей) договор теплоснабжения для поставки горячей воды на содержание общего имущества МКД в редакции истца, кроме абзаца 2 пункта 7.1 договора, который исключен из текста договора. Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить решение как необоснованное.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в многоквартирных жилых домах, находящихся на управлении ООО "Газэнергомонтаж", собственниками (потребителями) заключены прямые договоры жителей с ОАО "Предприятие тепловых сетей" на основании решения общего собрания собственников в многоквартирном доме.
Собственники жилых и нежилых помещений фонда ООО "Газэнергомонтаж" платят за теплоснабжение и горячую воду ОАО "Предприятие тепловых сетей", что истец подтвердил в своем исковом заявлении.
Поскольку согласно пункту 21.1 постановления Правительства N 124 от 14.02.2012 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок объемов коммунального ресурса определяется по договору ресурсоснабжения, заключенного исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
В связи с тем, что договором управления между собственниками (потребителями) и ООО "Газэнергомонтаж" обязанность по предоставлению коммунальных услуг возложена на ОАО "ПТС" (на основании решении общего собрания собственников), исполнителем коммунальных услуг является ОАО "ПТС", в связи с чем, оно обязано обеспечить потребителей ресурсом в том числе, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома и заключить с ними соответствующие договоры.
Кроме того, поскольку ОАО "ПТС" пытается ООО "Газэнергомонтаж" понудить заключить договор с целью приобретения ресурса для обеспечения жителей горячей водой, потребляемой при содержании общего имущества дома с 01.01.2017 ОАО "ПТС" обязано доказать, тот факт что с 01.01.2017 по настоящий момент ОАО "ПТС" обеспечило 19 многоквартирных домов горячей водой, которую жители (потребители) получили.
В настоящий момент ни один многоквартирный дом из 19, обслуживаемых ООО "Газэнергомонтаж", не оборудован дополнительными выводами, куда должен подаваться ресурс (горячая вода) с целью содержания общего имущества, за который жители должны будут производить оплату.
Истец не предоставил документы в материалы дела и информацию на каких домах установлены приборы учета, на каких не установлены, и доказательства того, что они предприняли все меры по установки приборов учета.
По информации, имеющейся в ООО "Газэнергомонтаж", из всех 19 домов только один дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 153 А оснащен общедомовым (коллективным) прибором учета.
Ответчик считает пункты 3.1 и 3.2 раздела 3 договора от 01.01.2017, который истец пытается обязать заключить ответчика, незаконными и кабальными. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель истца отклонил жалобу, представил письменные объяснения.
Представитель третьего лица надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. С учетом мнения представителей сторон и в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив материалы дела, ознакомившись с письменными пояснениями истца, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
В соответствии с частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при принятии собственниками помещений в МКД решений о выборе управляющей организации - ООО "Газэнергомонтаж" общими собраниями собственников помещений было принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации - о сохранении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Жители указанных выше домов имеют прямые договоры по поставке коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения с истцом АО "ПТС". Ответчик ООО "Газэнергомонтаж" осуществляет управление данными домами и отвечает за содержание общедомового имущества этих домов на основании решений собраний собственников домов.
Истец неоднократно направлял в адрес ответчика проект договора теплоснабжения и поставки горячей воды N 55002о (снабжение тепловой энергией и горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД) от 01.01.2017, ответчик договор не подписал, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 421, 422, 426, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее- ЖК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее- Правила N 354), Постановлением Правительства Российской Федерации N124 от 14.02.2012 " О Правилах обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными услугами" (далее- Правила N 124).
Истец, владеющий тепловыми сетями, имеет утвержденные в установленном законом порядке тарифы на тепловую энергию, является теплоснабжающей организацией и осуществляет теплоснабжение потребителей.
В соответствии с частями 2, 3, 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения является для теплоснабжающей организации публичным, единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения.
В соответствии с части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Согласно пункту 3 Правил N 124 договор ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных Правилами N 124 особенностей
В соответствии с пунктом 12 Правил N 124 исполнитель (лицо, осуществляющее исполнение коммунальных услуг в многоквартирном доме, то есть ТСЖ, или управляющая компания) вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Возражая против удовлетворения заявленного требования ответчик указал, что он не является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем, истец должен поставлять энергоресурс напрямую жителям домов, в том числе на общедомовые нужды.
Кроме того, истец факт подачи коммунальной услуги на общедомовые нужды не доказал, поскольку спорные дома не оборудованы дополнительными выводами, куда может подаваться ресурс на общедомовые нужды. Также ответчик считает условия договора кабальными.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ в редакции Федерального закона N 176-ФЗ от 29.06.2015, вступившего в силу с 01.01.2017, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" измены положения частей 2 и 4 статьи 154 ЖК РФ таким образом, что с момента вступления данного закона в силу (с 01.01.2017) плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится не в составе платы за коммунальные услуги, а в составе платы за содержание жилого помещения (пункт 1 часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Коммунальные услуги потребителям поставляет исполнитель коммунальных услуг, которым в определенных случаях может быть ресурсоснабжающая организация. Плату за содержание жилого помещения, в состав которой Жилищный кодекс РФ включает плату за ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, собирает лицо, осуществляющее управление МКД и ответственное за содержание общего имущества МКД. То есть по общему правилу ресурсоснабжающая организация плату за ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД с собственников помещений не взимает.
В соответствии с пунктом 5 статьи 154 ЖК РФ в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, пункт 5 статьи 154 ЖК РФ устанавливает три исключения, когда плата за ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, собирается ресурсоснабжающей организацией с владельцев помещений в МКД в составе платы за коммунальные услуги: в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован.
Из представленных в материалы дела решений общих собраний собственников помещений МКД следует, что в домах не осуществляется непосредственное управление (согласно пункту 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ непосредственное управление собственниками помещений может быть избрано в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать. Во всех домах более 30 квартир); соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в этих МКД выбрали один из способов управления многоквартирным домом: управление управляющей организацией; выбранный способ управления реализован путем избрания ответчика управляющей организацией.
Минстрой России письмом от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" разъяснил, что Правила N 124 дополнены новым основанием заключения договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, не являющимися исполнителями коммунальных услуг. Такое основание указано в пункте 21.1 Правил N 124, в соответствии с которым управляющие организации, товарищества, кооперативы, которые: не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки холодной воды, горячей воды, электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В указанных целях внесены изменения в понятие "исполнитель", приведенное в пункте 2 Правил N 124, а также в пункт 4 Правил N 124. Соответственно, управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21.1 Правил N 124 случаях, именуются для целей Правил N 124 исполнителями.
В соответствии с частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (часть 18 статьи 12).
Как следует из протоколов общих собраний собственников помещений МКД, находящихся в ответчика, участники общих собраний решили сохранить порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, в том числе, по водоснабжению, теплоснабжению, напрямую ресурсоснабжающим организациям.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно указал, что отношения сторон подпадают под действие пункта 21.1 Правил N 124, в соответствии с которым ответчик, являющийся управляющей организацией ряда МКД, но не принявший на себя обязанности по предоставлению коммунальных услуг, поскольку собственники воспользовались своим правом сохранить порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, существовавший у них ранее, как это предусмотрено частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ, обязан заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки холодной воды, горячей воды, электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Довод ответчика о том, что истцом не доказан факт подачи энергоресурса на содержание общедомового имущества, и о том, что дома не оборудованы дополнительными выводами, куда должен подаваться ресурс (горячая вода) с целью содержания общедомового имущества, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Письмом Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 разъяснено следующее: в соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
В пункте 1 письма Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 разъяснено: частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в пункте 4 Правил N 354, в соответствии с которым потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
При этом в указанном письме Минстроя России обращено внимание на порядок внесения платы тепловой энергии, используемой в многоквартирном доме в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 вне зависимости от способа управления многоквартирным домом, весь объем тепловой энергии, используемой в многоквартирном доме в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, оплачивается потребителями в составе платы за коммунальную услугу по отоплению. Потребители вносят плату за коммунальную услугу по отоплению совокупно без разделения на плату за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества, в том числе после 1 января 2017 года.
Судом установлено, что в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, потребителям предоставляется услуга по горячему водоснабжению, следовательно, она поставляется и на общедомовые нужды. Объем энергоресурса, поставленный на общедомовые нужды, исчисляется по установленным Правилами N 124 и Правилами N 354 формулам исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов. Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" ( далее - Правила N 306).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 306 "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Согласно пункту 29 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с указанными законодательными актами Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 121 "Об установлении нормативов потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, о внесении изменений в отдельные приказы министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и признании утратившими силу отдельных приказов министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области" указанные нормативы установлены на территории Самарской области в том числе для того типа МКД, что и управляемые ответчиком (с централизованным горячим водоснабжением).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно указал, что сам по себе факт отсутствия в многоквартирном доме водоразборных устройств, позволяющих предоставлять услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, не свидетельствует об одновременном отсутствии нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов в этом же многоквартирном доме. Потому нет оснований для освобождения управляющей организации в многоквартирном доме от заключения договора и последующей оплаты энергоресурса по снабжению горячей водой для целей содержания общедомового имущества.
В 2017 году истец, не имеющий договорных отношений с ответчиком как управляющей организацией, не начисляет и не имеет правовых оснований начислять и предъявлять к оплате гражданам - собственникам помещений в МКД энергоресурсы, поставляемые на общедомовые нужды по основаниям, указанным выше.
Доводы ответчика о том, что в норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды в жилых помещениях уже включен расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды суд первой инстанции обоснованно отклонил как ошибочные.
Так, в соответствии с пунктом 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, и формулой 6 приложения N 1, в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг.
Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее -норматив потребления горячей воды) определяется путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг.
Также ответчик не согласен с пунктами 3.1, 3.2 проекта договора, предусматривающими обязанность исполнителя установить приборы учета.
Согласно пункту 3.1 точки поставки исполнителя должны быть оборудованы приборами учета энергетических ресурсов (далее - приборы учета), допущенными к эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 3.2 исполнитель обеспечивает в течение срока действия настоящего договора сохранность, своевременную поверку средств измерений, надлежащее техническое состояние и работоспособность установленных на объектах исполнителя коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах.
Оснащение приборами учета объектов исполнителя, ремонт и замена приборов учета осуществляются за счет исполнителя и производятся в присутствии представителя теплоснабжающей организации.
Работоспособность оборудования информационно-измерительных систем учета ресурсов в течение действия настоящего договора, в случае установки такого оборудования на узлах учета тепловой энергии и теплоносителя объектов исполнителя, обеспечивается теплоснабжающей организацией.
Действующее законодательство (пункты 1, 2, 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса, пункт 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006) обязывает потребителей энергоресурсов вести учет потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета. Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. В случае невыполнения данных требований Закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения
Общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении.
Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (пункт 6, подпункт "ж" пункта 10, подпункт "к" пункта 11, подпункт "а" пункта 28 Правил N 491).
Как следует из статей 161, 162 ЖК РФ, пунктов 16, 24, 26 Правил N 491, пункта 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию. При этом управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями.
Из системного толкования указанных норм следует, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
На основании изложенного, суд первой инстанции признал редакцию данных пунктов соответствующим положениям частей 9 и 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и обоснованно указал, данные пункты договора не препятствуют собственникам помещений в многоквартирных домах обратиться к ресурсоснабжающей организации, или к иному подрядчику с целью оснастить их дом ПУ, в порядке части 5 и части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении.
С учетом изложенного, исковые требования о понуждении ответчика к заключению договора теплоснабжения для поставки горячей воды на содержание общего имущества МКД, судом первой инстанции правомерно признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также ответчик возражал против распространения действия договора на предшествующий заключению договора период времени с 01.01.2017.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 4408/11, договор считается заключенным с даты вступления в законную силу решения суда, которым определены условия этого договора.
В связи с этим абзац 2 пункта 7.1 договора о распространении действия договора на отношения сторон, возникшие с 01.01.2017, судом первой инстанции исключен. Иных возражений ответчиком не заявлено.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.11.2017 по делу N А55-18056/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.