город Ростов-на-Дону |
|
09 апреля 2018 г. |
дело N А32-47243/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лазаревском внутригородском районе г. Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2018 по делу N А32-47243/2017 (судья Нигоев Р.А.),
по иску заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лазаревском внутригородском районе г. Сочи
к обществу с ограниченной ответственностью "Пансионат "ШЕКСНА"
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе в Лазаревском внутригородском районе г. Сочи Краснодарского края, обратилось в Арбитражный суда Краснодарского края с заявлением к ООО "Пансионат "ШЕКСНА" о взыскании штрафа в размере 19500 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лазаревском внутригородском районе г.Сочи обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в данном случае представление сведений о 39 сотрудниках, сведения о которых не были указаны в отчете 10.05.2016, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям ст.ст. 8.1, 15, 17 Закона N 27-ФЗ и Инструкции, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 39 застрахованных лиц впервые и с нарушением срока. Факт непредставления сведений о 39 застрахованных лицах в установленный срок обществом не отрицается. Сведения в отношении 39 застрахованных лиц (252 (дополняющая) - 213 (исходная)=39 застрахованных лиц) были представлены ООО "Пансионат "ШЕКСНА" 28.06.2016 года впервые и не были отражены в сведениях по форме СЗВ-М за апрель 2016 года (с типом формы "исходная") представленных в Управление ПФР 10.05.2016 г. Направлением дополняющих форм отчетности общество не вносило изменения в индивидуальные данные по указанным лицам, а первоначально представило сведения в отношении данных застрахованных лиц. Таким образом, вследствие ненадлежащего исполнения обязательных требований законодательства обществом допущено непредставление в установленный срок в УПФР сведений о 39 сотрудниках.
В судебное заседание участвующие в деле лица явку представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Пансионат "ШЕКСНА" имеет статус юридического лица и состоит на учете в ПФР в качестве страхователя.
В ходе проверки Пенсионным фондом установлено, что дополняющие сведения по форме СЗВ-М за апрель 2016 года представлены обществом по телекоммуникационным каналам связи с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в отношении 39 застрахованных лиц.
По результатам проверки контролирующим органом составлен акт от 15.12.2016 N 033S18160027301 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и вынесено решение от 30.01.2017 N 033S19170003600 о применении финансовых санкций к страхователю в размере 19500 рублей.
Требованием от 21.02.2017 N 136 ответчику предложено добровольно уплатить штраф в срок до 14.03.2017.
Однако требование Пенсионного фонда в добровольном порядке в полном объеме не исполнено, что послужило основанием для обращения ПФР в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной суммы в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований управления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" ответчик является страхователем.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (редакция, действующая до 28.12.2016) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Из материалов дела следует, что сведения по форме СЗВ-М за апрель 2016 года направлены обществом в Пенсионный фонд 10.05.2016, то есть в пределах срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Указанные сведения обработаны и приняты Пенсионным фондом без каких-либо замечаний.
Вместе с тем 28.06.2016 ответчиком самостоятельно обнаружена ошибка, выразившаяся в не представлении сведений на 39 застрахованных лиц в ранее представленных сведениях за апрель 2016 года, ввиду чего обществом в адрес заявителя направлена дополняющая форма СЗВ-М за апрель 2016 года.
Указанные сведения обработаны и приняты Пенсионным фондом без каких-либо замечаний.
Однако Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сочи Краснодарского края сделан вывод о том, страхователем представлены не полные сведения на 39 застрахованных лиц.
Статья 15 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предоставляет страхователю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утв. приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция), территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов Федерального казначейства.
По запросу территориального органа страхователь представляет дополнительные сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
Согласно п. 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, Инструкция прямо предусматривает необходимость проведения органом пенсионного фонда проверки представленных индивидуальных сведений о застрахованных лицах, на основании которых страхователями производится исчисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, статьей 16 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" пенсионному органу предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. (Данное положение подтверждается судебной практикой: Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 1153-0: "на органы Пенсионного фонда Российской Федерации прямо возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным").
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Как установлено судом и не оспаривается заявителем, фактически обществом 28.06.2016 представлена дополняющая форма СЗВ-М, поданная с целью устранения ранее принятых без замечаний управлением сведений о застрахованных лицах за апрель 2016 года.
В соответствии с Письмом Пенсионного Фонда Российской Федерации от 14.12.2004 г. N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ": "Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Наличие ошибки формально образует состав нарушения Постановления Правления ПФР от 01.06.2016 г. N 473п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению". Однако, формальный подход к наложению штрафа недопустим, необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства дела, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей. Если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные статью 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ".
Кроме того, акт и решение о привлечении к ответственности должны содержать указания на то, какие сведения и по каким конкретно лицам неполно представлены, в чем заключается недостоверность представленных сведений, а ст. 17 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает ответственность за представление скорректированных данных о застрахованных лицах.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган Пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2018 по делу N А32-47243/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.