г. Москва |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А41-39617/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Коновалова С.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от истца - Щербакова М.И. по доверенности N 1.1-32/166 от 29.12.2017,
от ответчика - Козлова С.А. по доверенности от 07.04.2017,
от 3-го лица - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Щелковского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 18 января 2018 года по делу N А41-39617/17, принятое судьей Борсовой Ж.П., по исковому заявлению Администрации Щелковского муниципального района к ООО "ОСТ-МАРКЕТ" третье лицо: ИП Махмудова Н.Н., об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Щелковского муниципального района обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "ОСТ-МАРКЕТ"(ИНН 5050044203, ОГРН 1035010217220):
- об обязании ООО "ОСТ-МАРКЕТ" в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать нестационарный торговый объект - павильон (шириной 5,7 м, глубиной 3,7 м, площадью 21,1 кв. м, выполненный из металлической конструкции), расположенный по адресу: Московская область, г.п. Щелково, Пролетарский проспект, в составе остановочного модуля "Троицкий собор", возле дома N 8.
- в случае неисполнения решения суда в срок предоставить Администрации Щелковского муниципального района право демонтировать нестационарный торговый объект - павильон (шириной 5,7 м, глубиной 3,7 м, площадью 21,1 кв. м, выполненный из металлической конструкции), расположенный по адресу: Московская область, г.п. Щелково, Пролетарский проспект, в составе в составе остановочного модуля "Троицкий собор", возле дома N 8.
Определением суда от 03 июля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Индивидуальный предприниматель Махмудов Н.Н.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 января 2018 года по делу N А41-39617/17 в удовлетворении исковых требований Администрации Щелковского муниципального района отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация Щелковского муниципального района обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель Администрации Щелковского муниципального района поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ООО "ОСТ-МАРКЕТ" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.01.2017 комиссией по выявлению и демонтажу торговых объектов на территории города Щелково составлен акт обследования земельного участка N 210 об установлении факта незаконного размещения нестационарного торгового объекта, изготовленного из металлической конструкции с фасадом из рамы со стеклопакетами, слева на фасаде имеется дверь из стеклопакета белого цвета с окном для торговли, общей площадью 21,1 кв. м (ширина 5,7 кв. м, глубина 3.7 кв. м), расположенный по адресу: Московская область, г.п. Щелково, Пролетарский проспект, на остановочном модуле "Троицкий Собор", со стороны Троицкого собора.
Обращаясь с иском в суд, истец указал, что земельный участок под возведенный ответчиком объект в порядке, установленном действующем законодательством Российской Федерации для установки нестационарного объекта, не предоставлялся, предписание о демонтаже самовольно установленного объекта от 17.04.2017 N 16.1-18/83 было направлено ООО "ОСТ-МАРКЕТ" по почте заказным письмом (л.д. 22).
Как указывает истец, спорный нестационарный торговый объект - павильон (шириной 5,7 м, глубиной 3,7 м, площадью 21,1 кв. м, выполненный из металлической конструкции), расположенный по адресу: Московская область, г.п. Щелково, Пролетарский проспект, в составе остановочного модуля "Троицкий собор", возле дома N 8 в схему размещения НТО на территории г.п. Щелково не включен, схема размещения НТО не оспорена.
Также истец указывает, что паспорт НТО в соответствии с утвержденным Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково ответчику не выдавался, иных законных оснований для размещения спорного объекта у ответчика не имеется.
Указанные обстоятельства, а также уклонение ответчика от самостоятельного демонтажа торгового объекта на основании предписания от 17.04.2017 N 16.1-18/83 послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для обязания ответчика демонтировать спорный павильон, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-73526/14 удовлетворено заявление ООО "ОСТ-МАРКЕТ" о признании незаконным отказа Администрации городского поселения Щелково Московской области во включении объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов, выраженный в письме от 05.09.2014 г. N 2208/11-26; суд также обязал Администрацию Щелковского муниципального района Московской области включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково нестационарных торговых объектов - павильонов, принадлежащих ООО "ОСТ-МАРКЕТ", в том числе, расположенный по адресу: Московская область, г. Щелково, Пролетарский проспект, автобусная остановка "Троицкий Собор". Судом первой инстанции также учтены следующие установленные судом в рамках вышеуказанного дела обстоятельства : посадочные павильоны, совмещенные с торговыми точками, принадлежащие ООО "ОСТ- МАРКЕТ", размещены на территории городского поселения Щелково на основании решения межведомственной комиссии по градостроительному регулированию и земельным отношениям при администрации Щелковского муниципального района от 17 сентября 2003 г. ; ООО "ОСТ-МАРКЕТ" 16 октября 2003 г. заключило с Управлением автомобильных дорог Московской области договор о сотрудничестве и взаимных обязательствах. С главным архитектором г. Щелково согласован внешний вид торговых павильонов, торговые павильоны подключены к коммуникациям.
Апелляционный суд не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
На основании ч. 3 указанной статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2.7 распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-Р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов" не допускается размещение нестационарных торговых объектов в местах, не включенных в Схему.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ).
Во исполнение указанных норм закона, постановлением Администрации Щёлковского муниципального района от 11.12.2015 N 3623 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково (далее - Порядок размещения).
Согласно п. 2.1 ч. 2 указанного Порядка, основанием для размещения НТО на территории городского поселения Щёлково является Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково и договор на право размещения НТО, заключенный между Администрацией Щёлковского муниципального района и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения НТО в соответствии со схемой размещения НТО.
Из буквального токования приведенной нормы Порядка размещения следует, что помимо схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково основанием для размещения НТО также является и договор на право размещения НТО, заключенный между Администрацией Щёлковского муниципального района и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения НТО в соответствии со схемой размещения НТО.
В соответствии с п. 3.1. ч. 3 Порядка, договор на право размещения НТО заключается между Администрацией Щёлковского муниципального района и хозяйствующим субъектом сроком на 5 (пять) лет. После заключения Договора хозяйствующему субъекту выдается паспорт НТО (далее - Паспорт), оформленный Администрацией Щёлковского муниципального района, по форме, утверждаемой Администрацией Щёлковского муниципального района.
Судом первой инстанции установлено, что на основании решения суда по делу N А41- 73526/14 в схему размещения НТО включен объект - павильон, принадлежащий ООО "ОСТ-МАРКЕТ", в том числе, расположенный по адресу: Московская область, г. Щелково, Пролетарский проспект, автобусная остановка "Троицкий Собор".
Однако, каких- либо договоров на право размещения данного объекта Администрацией Щёлковского муниципального района не заключалось, земельный участок под объектом ответчику не предоставлялся, не сформирован и на кадастровый учет не поставлен, что подтверждается перечнем земельных участков, предоставленных хозяйствующим субъектам под размещение торговых объектов (л.д.39-46).
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у ответчика возможности заключить с Администрацией договор в установленном порядке в связи с не проведением конкурса на право заключения указанного договора, сделан при неправильном применении норм материального права.
Согласно п. 4.2, 4.3 Порядка размещения, Договор с владельцами НТО, включенных в Схему размещения НТО не по результатам аукционных процедур, заключается по начальной (минимальной) цене договора, рассчитанной по формуле, предусмотренной Методикой определения начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково, утвержденной в установленном порядке представительным органом местного самоуправления городского поселения Щёлково, с учетом базовой цены кв.м. за месяц, установленной в соответствии с ассортиментным перечнем; коэффициентом, учитывающим место расположения НТО на территории городского поселения Щёлково, количества месяцев, на которое предоставляется право размещения НТО; общей площади НТО и коэффициента, учитывающего тип НТО.
Указанными нормами предусмотрена возможность заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта без проведения конкурсных процедур, в случае если указанный объект включен в схему размещения нестационарных торговых объектов по иным основаниям.
Таким образом, для нестационарных торговых объектов, возведенных до момента принятия схемы размещения и включенных в нее без проведения аукциона, предусмотрен иной порядок заключения договора.
Поскольку ответчиком с Администрацией не заключен договор на размещение спорного нестационарного торгового объекта, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ООО "Ост-маркет" самовольно занимает земельный участок под размещенным на нем НТО.
Постановлением Администрации Щёлковского муниципального района от 27.11.2015 N 3340 утвержден Порядок демонтажа нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково (далее -Порядок демонтажа).
Согласно п. 1.1 ч. 1 Порядка демонтажа, к незаконно размещенным нестационарным торговым объектам относятся, в том числе, нестационарный торговый объект, установленный самовольно - без предусмотренных законодательством и/или нормативными правовыми актами городского поселения Щёлково и/или Щёлковского муниципального района правовых оснований (в том числе, отсутствие места размещения в схеме размещения нестационарных торговых объектов и/или отсутствие договора на право размещения нестационарного торгового объекта).
Учет выявленных незаконно размещенных нестационарных торговых объектов осуществляется Администрацией Щёлковского муниципального района посредством ведения Реестра незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково (п. 2.4 ч. 2 Порядка демонтажа).
При выявлении незаконно размещенных на территории городского поселения Щёлково нестационарных торговых объектов Администрация Щёлковского муниципального района в течение 10 дней со дня выявления выдает собственнику нестационарного торгового объекта предписание о демонтаже нестационарного торгового объекта и освобождении занимаемого им земельного участка (далее - предписание) в срок, определенный предписанием, но не более 1 месяца со дня выдачи предписания (п. 3.2. ч. 3 Порядка демонтажа).
В случае невыполнения собственником нестационарного торгового объекта демонтажа в указанный в предписании срок Администрация Щёлковского муниципального района обращается в суд с требованием обязать собственника демонтировать нестационарный торговый объект (освободить земельный участок от находящегося на нем нестационарного торгового объекта) (п. 3.7 ч. 3 Порядка демонтажа).
Во исполнение указанных положений муниципального правового акта, после выявления незаконно размещенного нестационарного объекта и составления акта обследования, до сведения владельца спорного объекта было доведено предписание о добровольном демонтаже торгового объекта и освобождении земельного участка от 17.04.2017 N 16.1-18/84 (вручено представителю организации), в соответствии с которым, владельцу НТО было предложено представить в Администрацию Щёлковского муниципального района правоустанавливающие документы в отношении данного объекта, а в случае отсутствия таковых, самостоятельно произвести демонтаж в срок до 24.04.2017.
В случае невыполнения собственником нестационарного торгового объекта демонтажа в указанный в предписании срок органы местного самоуправления обращаются с требованиями в суд об обязании путем демонтажа освободить земельный участок от находящегося на нем нестационарного торгового объекта, а в случае неисполнения решения суда в течение установленного срока предоставить органу местного самоуправления право демонтировать нестационарный торговый объект самостоятельно или с привлечением третьих лиц с последующим взысканием с ответчика понесенных расходов (иными требованиями).
Согласно нормам статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 "131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из статей 60 и 76 ЗК РФ следует, что освобождение земельного участка от расположенных на нем объектов, при самовольном занятии земельного участка и возврат земельного участка осуществляется виновными в таких правонарушениях лицами.
Учитывая, что ответчик каких-либо правоустанавливающих документов на земельный участок и (или) НТО не представил; земельный участок, на котором расположен спорный НТО, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, исковые требования Администрации подлежат удовлетворению.
Апелляционным судом отклоняется довод ответчика о законном размещении спорного НТО на основании заключенного с Управлением автомобильных дорог Московской области договора о сотрудничестве и взаимных обязательствах от 16.10.2003, целью которого является организация и эксплуатация посадочных павильонов, совмещенных с торговыми точками в Щелковском районе МО и для достижения которой Управление предоставляет Обществу земельные участки для размещения посадочных павильонов, совещенных с торговыми точками в местах, согласованных Протоколом N 14 от 17.09.2003 Межведомственной комиссии по градостроительному регулированию и земельным отношениям при Администрации Щелковского района МО, поскольку данный договор свидетельствует о наличии правоотношений между ответчиком и Управлением автомобильных дорог, а не Администрацией Щелковского муниципального района. Поэтому наличие данного договора не может являться основанием для признания за ответчиком права на размещение НТО.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и с нарушением норм материального права.
Поскольку Администрация в силу НК РФ освобождена от уплаты госпошлины, судебные расходы за подачу апелляционной жалобы подлежат взысканию с ответчика в доход Федерального бюджета в порядке ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1, 4 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18.01.2018 по делу N А41-39617/17 отменить.
Исковые требования Администрации Щелковского муниципального района удовлетворить.
Обязать ООО "ОСТ-МАРКЕТ" в течение 10 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу демонтировать нестационарный торговый объект - павильон (шириной 5,7 м., глубиной 3,7 м., площадью 21,1 кв.м., выполненный из металлической конструкции), расположенный по адресу: Московская область, г.п. Щёлково, Пролетарский проспект, в составе остановочного модуля "Троицкий собор", возле дома N 8.
В случае неисполнения настоящего судебного акта предоставить Администрации Щёлковского муниципального района право демонтировать нестационарный торговый объект - павильон (шириной 5,7 м., глубиной 3,7 м., площадью 21,1 кв.м., выполненный из металлической конструкции), расположенный по адресу: Московская область, г.п. Щёлково, Пролетарский проспект, в составе в составе остановочного модуля "Троицкий собор", возле дома N 8, в самостоятельном порядке с отнесением расходов за счет ООО "ОСТ-МАРКЕТ".
Взыскать с ООО "ОСТ-МАРКЕТ" в доход федерального бюджета 3 000 руб. - государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.