город Воронеж |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А64-7374/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 апреля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шевелюхиной М.Д.,
при участии:
от Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области: Леонова С.В. - представитель по доверенности N 8 от 05.02.2018;
от Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Агро-Востокстрой": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Фаритовой Татьяны Петровны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.01.2018 по делу N А64-7374/2016 (судья Малина Е.В.) по заявлению Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова (ОГРН 1076829007970, ИНН 6829036401) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N4 по Тамбовской области (ОГРН 1116829009494, ИНН 6829079500) о признании незаконными действий по внесению записи о ликвидации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агро-Востокстрой" (ОГРН 102680122945, ИНН 6832036257) в Едином государственной реестре юридических лиц и обязании аннулировать запись о ликвидации,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Фаритовой Татьяны Петровны,
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании незаконными действий МРИ ФНС России N 4 по Тамбовской области по внесению записи о ликвидации ООО "Агро-Востокстрой" (ОГРН 102680122945, ИНН 6832036257) в ЕГРЮЛ от 27.07.2016., и обязании МРИ ФНС России N 4 по Тамбовской области аннулировать запись о ликвидации ООО "Агро-Востокстрой" (ОГРН 102680122945, ИНН 6832036257) от 27.07.2016 г. (с учетом уточнений от 01.03.2017 г.).
Определением суда от 30.03.2017 года производство по настоящему делу было приостановлено на основании ч. 1 п. 1 ст. 143 АПК РФ до разрешения судом кассационной инстанции дела N А64-5800/2016. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, производство было возобновлено.
Определением от 25.10.2017 в порядке ст. 51 АПК РФ привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Фаритова Татьяна Петровна (далее - Фаритова Т.П.).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.01.2018 по делу N А64-7374/2016 действия Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области по внесению записи о ликвидации ООО "Агро-Востокстрой" (ОГРН 102680122945, ИНН 6832036257) в ЕГРЮЛ от 27.07.2016 признаны незаконными. Суд обязал Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области аннулировать запись о ликвидации ООО "Агро-Востокстрой" (ОГРН 102680122945, ИНН 6832036257) от 27.07.2016 г.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция указывает, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что ликвидатор Фаритова Т.П. располагала сведениями о наличии у ликвидируемого ООО "Агро-Востокстрой" кредиторской задолженности перед истцом, также, по мнению Инспекции, не представлены доказательства направления ликвидатору требования кредитора - истца в письменной форме с целью включения задолженности в промежуточный ликвидационный баланс для последующего погашения в ходе ликвидационных мероприятий.
Представители Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова, ООО "Агро-Востокстрой", Фаритовой Т.П. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены в установленном законом порядке.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя налогового органа явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции изменению либо отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "Агро-Востокстрой", ОГРН 102680122945, ИНН 6832036257, 23.11.2000 зарегистрировано в качестве юридического лица, юридический адрес: г. Тамбов, ул. Бастионная, 22А.
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области осуществляет с 01.12.2015 функции регистрирующего органа на основании Приказа УФНС России по Тамбовской области от 12.11.2015 N 01.1-05/208@ "О передаче функций по государственной регистрации юридических лиц. физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в Единый регистрационный центр".
05.04.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесена запись за N 2166820119937 о принятии решения о ликвидации ООО "Агро-Востокстрой" и назначении ликвидатора Фаритову Т.П. (один из учредителей общества, генеральный директор).
Сведения о ликвидации ООО "Агро-Востокстрой" опубликованы в Вестнике государственной регистрации N 14 (577) от 13.04.2016/1036.
30.06.2016 регистрирующим органом принято решение N 393А о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "Агро-Востокстрой" на основании заявления от 23.06.2016 Фаритовой Т.П.
13.07.2016 протоколом N 2 собранием участников ООО "Агро-Востокстрой" утвержден ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс не содержал сведений о наличии задолженности перед Комитетом.
20.07.2016 Фаритовой Т.П. подано в регистрирующий орган заявление по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области принято решение от 27.01.2016 N 4541А о государственной регистрации в связи с ликвидацией ООО "Агро-Востокстрой".
27.07.2016 в ЕГРЮЛ внесены сведения о ликвидации ООО "Агро-Востокстрой" за номером 2166820209928 23.11.2015 Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова направил в адрес ООО "Агро-Востокстрой" претензию о наличии задолженности по оплате за землю в сумме 649 969,84 руб. за пользование земельным участком площадью 1451 кв. м под здание склада ГСМ литер Е, здания мойки литер Д по ул. Бастионной, 22А и земельным участком под здания легкового бокса, склада литер Б по ул. Бастионной, 22А.
06.07.2016 Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к ООО "Агро-Востокстрой" о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 703642,99 руб., дело N А64-4339/2016 и принято судом к производству 07.07.2016.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.11.2016 по делу N А64-4339/2016 производство по данному иску прекращено в связи с ликвидацией юридического лица.
Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова, посчитав, что ликвидация ООО "Агро-Востокстрой" произведена незаконно на основании недостоверных сведений, что нарушает права и законные интересы Комитета, обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные налоговым органом требования, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 Кодекса).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 ГК РФ).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Согласно статье 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами (пункт 2 статьи 62 ГК РФ).
Порядок ликвидации юридического лица определен статьей 63 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В силу пункта 2 статьи 63 ГК РФ по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Как следует из пункта 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, лишь после завершения расчетов с кредиторами.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (пункт 8 статьи 63 ГК РФ).
Требования кредиторов при ликвидации юридического лица удовлетворяются в очередности, предусмотренной статьей 64 ГК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 64 ГК РФ кредитор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании долга при ликвидации юридического лица в случае отказа ликвидационной комиссией в удовлетворении требований кредитора либо уклонении от их рассмотрения.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (пункт 5 статьи 64 ГГК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией может быть оспорена в судебном порядке в случае нарушения процедуры ликвидации юридических лиц, установленного гражданским законодательством. Требование может быть удовлетворено при наличии существенных нарушений гражданского законодательства и с учетом конкретных обстоятельств дела, допускающих возможность защиты интересов участвующих в деле лиц путем восстановления в реестре ликвидированного юридического лица.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на момент осуществления ликвидационных мероприятий Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова имеет претензии к ООО "Агро-Востокстрой" в сумме 649 969,84 руб., которые составляют плату за пользование земельным участком площадью 1451 кв. м под здание склада ГСМ литер Е, здания мойки литер Д по ул. Бастионной, 22А и земельным участком под здания легкового бокса, склада литер Б по ул. Бастионной, 22А. До 01.09.2015 г. здание мойки литер Д по ул. Бастионной, 22А находилось в собственности ООО "Агро-Востокстрой".
ООО "Агро-Востокстрой" фактически использовал данные земельные участки для осуществления своей деятельности и Фаритова Т.П. как один из учредителей общества, генеральный директор и ликвидатор не могла не знать о данных фактах.
До составления ликвидационного баланса ООО "Агро-Востокстрой" 18.11.2015 Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова направил в адрес ООО "Агро-Востокстрой" претензию о наличии задолженности по оплате за землю в сумме 649 969,84 руб. за пользование земельным участком площадью 1451 кв. м под здание склада ГСМ литер Е, здания мойки литер Д по ул. Бастионной, 22А и земельным участком под здания легкового бокса, склада литер Б по ул. Бастионной, 22А. Данная претензия не была получена ООО "АГРО-ВОСТОКСТРОЙ" по причине отсутствия адресата.
06.07.2016 Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к ООО "Агро-Востокстрой" о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 703642,99 руб., дело N А64-4339/2016 и принято судом к производству 07.07.2016. Копия искового заявления была направлена ООО "Агро-Востокстрой" заказным письмом 29.06.2016 г. по адресу государственной регистрации: Тамбов, ул. Бастионная, 22А, однако также не была получена по данному адресу по причине того, что адресат не значится.
При этом в своем заявлении Комитет указал, что факт ликвидации ООО "АГРО-ВОСТОКСТРОЙ" стал известен не при обращении в арбитражный суд, а непосредственно в судебном разбирательстве по делу А64-4339/2016, производство по которому было прекращено и в связи с тем, что организация, являющая стороной по делу ликвидирована.
Являясь пользователем земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, учитывая, что согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской федерации является платным, ООО "Агро-Востокстрой" должно быть осведомлено о наличии задолженности в виде платы за пользование земельным участком. Кроме того, в момент утверждения ликвидационного баланса имелся спор в Арбитражном суде Тамбовской области.
В связи с чем, по состоянию на дату утверждения ликвидационного баланса ООО "Агро-Востокстрой" располагало сведениями о наличии спора в Арбитражном суде (дело N А64-4339/2016) по вопросу взыскания в пользу Комитета.
При этом, в нарушение положений п. 1 ст. 63 ГК РФ руководитель ликвидационной комиссии не принял мер к выявлению кредиторов, а также письменно не уведомил Комитет о ликвидации ООО "Агро-Востокстрой". Доказательств осуществления расчетов не представлено.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что довод Фаритовой Т.П. об отсутствии претензий со стороны кредиторов не подтвержден документально. Доказательств составления каких-либо актов сверки с комитетом об отсутствии задолженности по арендной плате не представлено. При этом как указывает сам ликвидатор, она являлась в Комитете для разрешения вопроса по наличию или отсутствию задолженности по арендной плате за фактическое пользование нежилым помещением за 2015 г.
Однако при отсутствии в ликвидационном балансе сведений о задолженности ООО "Агро-Востокстрой" перед Комитетом, а также сведений об урегулировании спора с Комитетом, ликвидационный баланс был утвержден и представлен ликвидатором в регистрирующий орган.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ликвидационный баланс ООО "Агро-Востокстрой" содержал недостоверные сведения, которые не соответствовали требованиям, предусмотренным статьей 63 ГК РФ, статьей 21 Федерального Закона N 129-ФЗ, предъявляемым к данному документу. В нарушение пункта 1 статьи 63 ГК РФ ликвидатор не принял мер к выявлению кредиторов, а также письменно не уведомил Комитет о ликвидации ООО "Агро-Востокстрой", не произвел расчеты с Комитетом.
С учетом представленного ликвидационного баланса налоговым органом 27.07.2016 в ЕГРЮЛ внесены сведения о ликвидации ООО "Агро-Востокстрой" за номером 2166820209928.
Вместе с тем, поскольку представленные ликвидатором в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, то у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности ООО "Агро-Востокстрой".
Поскольку запись в ЕГРЮЛ за ГРН 2166820209928 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Агро-Востокстрой" в связи с его ликвидацией внесена налоговым органом на основании решения, принятого с нарушением положений Федерального закона N 129-ФЗ, и нарушает права и законные интересы Комитета, заявление Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции противоречат установленным судом фактическим обстоятельствам дела и выводов суда первой инстанции не опровергают, ввиду чего подлежат отклонению.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение указанных норм Инспекцией не представлено достоверных и достаточных доказательств законности принятого ненормативного акта.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.01.2018 по делу N А64-7374/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Инспекции, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.01.2018 по делу N А64-7374/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N4 по Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.