город Москва |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А40-215809/17 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Д.В.Пирожков,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 февраля 2018 года, по делу N А40-215809/17, принятое судьей Е.А. Хайло, по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) к Обществу с ограниченной ответственностью "Рапида" (ОГРН 1124025009250) о взыскании по оплате за предоставление железнодорожных путей общего пользования в размере 90 480 руб. 04 коп., без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "Рапида" (далее - ответчик, ООО "Рапида") о взыскании по оплате за предоставление железнодорожных путей общего пользования в размере 90 480 руб. 04 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 февраля 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик не представил отзыв на апелляционную жалобу.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда ввиду следующего.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что в период с 29.03.17 г. по 29.04.17г. на станции Вязьма-Новоторжская Московской железной дороги, принадлежащей ОАО "РЖД" находились 7 порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику-истцу, по причинам, зависящим от грузоотправителя-ответчика, в связи с чем истцом насчитана плата за простой вагонов в размере 90 480 руб. 04 коп.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении первоначального иска, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о том, что вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от ответчика, вина которого в простое вагонов не доказана.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии договорных отношений между сторонами подлежат отклонению, поскольку между 17 февраля 2017 года между сторонами было заключено соглашение N 153/13-17-С, которое регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого Лицевого Счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов.
По указанному соглашению ООО "Рапида" был присвоен код плательщика 1005577476. Осуществление расчетов в рамках указанного соглашения подтверждается прилагаемыми платежными поручениями.
Как установлено судом, 20 февраля 2017 года между ОАО "РЖД", в лице начальника Смоленского агентства фирменного транспортного обслуживания Московского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" Калиниченко В.Е. и ООО "Рапида" был заключен договор N 6-17, по условиям которого ОАО "РЖД" приняло на себя обязательства по оказанию услуг, связанных с перевозкой грузов.
Более того, между сторонами спора имеется заключенный 03.10.2016 г. договор N Д-711ДМ, в соответствии с которым ОАО "РЖД" приняло на себя обязательства оказывать ООО "РАПИДА" услуги по погрузке - выгрузке, хранению и размещению грузов и контейнеров.
В целях осуществления взаимодействия с работниками ОАО "РЖД" Смоленского агентства сотрудник ООО "РАПИДА" Кузьмиди П.Ю. 28.02.2017 г. прошел соответствующую аттестацию по проверке знаний нормативных документов при погрузке, размещении, креплении в вагонах и контейнерах и выгрузке грузов в объеме, соответствующем должностным обязанностям. Также сотруднику ООО "Рапида" Кузьмиди П.Ю. была выдана доверенность на совершение операций, с получением и отправлением вагонов ООО "Рапида" на станции Вязьма-Московской ж.д.
По условиям вышеуказанного договора и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской для осуществления перевозки грузов железнодорожным грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель указан срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.
Согласно статьям 307, 309, 310 и 314 Гражданского кодекса РФ обязательства возникают из договора, иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 503-ФЗ), вступившей в силу с 01.04.2015, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 Устава в редакции Закона N 503-ФЗ).
Как правильно установлено судом первой инстанции, на основании заявок ООО "Рапида" на станцию Вязьма-Новоторжская железной дороги для дальнейшей погрузки и отправки прибыли следующие вагоны, а именно: вагон N 61109641 прибыл на станцию 26.02.2017 в 05:24; вагон N 67202267 прибыл на станцию 26.02.2017 в 05:24; вагон N 61289526 прибыл на станцию 26.02.2017 в 05:24; вагон N 65032773 прибыл на станцию 26.02.2017 в 18:20; вагон N 54487517 прибыл на станцию 03.03.2017 в 11:13; вагон N 61761755 прибыл на станцию 03.03.2017 в 11:13; вагон N 59399584 прибыл на станцию 03.03.2017 в 11:13.
В ходе определения общих сроков исполнения сторонами обязательств по договорам принимается во внимание время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования.
Как указано в ст. 61 Устава, учет времени нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется номерным способом, т.е. времени нахождения каждого вагона по его номеру. Вопросам порядка исчисления данного времени посвящен раздел 4 "Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования" Правил эксплуатации, утвержденных приказом МПС от 18.06.2003 N 26.
Согласно п. 4.1 Правил эксплуатации время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической передачи вагонов к месту погрузки или выгрузки груза на основании памятки датчика до момента получения перевозчиком уведомления от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке. Основанием для уведомления служат книга регистрации уведомлений и памятка приемосдатчика.
Из памяток приемосдатчика на подачу вагона N 1, N 2 и N 3 следует, что указанные вагоны были поданы локомотивом ОАО "РЖД" на ж/д путь N 19 для дальнейшей погрузки силами перевозчика, а именно: вагон N 61109641 был направлен под погрузку 26.02.2017 в 13:50; вагон N 67202267 был направлен под погрузку 26.02.2017 в 13:50; вагон N 61289526 был направлен под погрузку 26.02.2017 в 13:50; вагон N 65032773 был направлен под погрузку 27.02.2017 в 13:00; вагон N 54487517 был направлен под погрузку 04.03.2017 в 15:45; вагон N 61761755 был направлен под погрузку 04.03.2017 в 15:45; вагон N 59399584 был направлен под погрузку 04.03.2017 в 15:45. Из памятки приемосдатчика на уборку вагонов N 5 следует, что вышеперечисленные вагоны были убраны из под погрузки 29.04.2017 в 16:00. Факт окончания погрузки 29.04.2017 также подтверждается вагонными листами, купленными по каждому вагону в отдельности, с отметками ж/д станции Вязьма-Новоторжская.
Более того, факт нахождения каждого из указанных вагонов на погрузке указанное время подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов N 046001, составленной по форме ГУ-46 ВЦ, которая содержит даты и время подачи вагонов под погрузку, даты и время окончание погрузки, а также общее количество часов нахождения вагонов под погрузкой.
Таким образом, в течение времени, заявленного истцом в качестве простоя по вине ООО "Рапида", вагоны находились под погрузкой, которую осуществлял истец своими силами.
Данное обстоятельство также подтверждается накопительной ведомостью М0554, которая была составлена и передана ООО "Рапида" для оплаты оказанных услуг.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что все вышеперечисленные факты и документы свидетельствуют об отсутствии вины ООО "Рапида" в нахождении вышеперечисленных вагонов на путях общего пользования, в связи с чем отклоняется довод истца о наличии вины ответчика в простое вагонов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отзыв представлен за пределами срока, установленными судом первой инстанции, подлежат отклонению, поскольку данные обстоятельства не привели к принятию неправильного решения и не являются основанием для его отмены либо изменения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, ранее заявленные в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных по нему доказательств, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 февраля 2018 года, по делу N А40-215809/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В.Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.