г. Киров |
|
10 апреля 2018 г. |
Дело N А29-12642/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей Дьяконовой Т.М., Шаклеиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Клименко Ю.И.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.12.2017 по делу N А29-12642/2017, принятое судом в составе судьи Скрипиной Е.С.,
по иску индивидуального предпринимателя Бовкуна Сергея Валериевича (ОГРН 304110107800070, ИНН 110113689655)
к Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (ОГРН 1021100528140, ИНН 1101482754)
с участием в деле третьих лиц: общество с ограниченной ответственностью "Коми Автолайн"; Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
о признании незаконным решения и действий конкурсной комиссии, об отмене итогов конкурса,
установил:
индивидуальный предприниматель Бовкун Сергей Валериевич (далее - истец, ИП Бовкун С.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее - ответчик, министерство, заявитель жалобы) о признании незаконным решения и действий конкурсной комиссии при подведении итогов открытого конкурса как не соответствующего закону и отмене итогов открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Коми по лоту N 10.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.12.2017 признано незаконным решение Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, оформленное протоколом N 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Коми от 26.07.2017, по лоту N 10.
Министерство с принятым решением суда несогласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, ни в исковом заявлении, ни в ходе судебного заседания истец не конкретизирует, какие именно его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены и подлежат восстановлению или защите иным способом. В решении суда также не содержится информации о конкретном праве истца, которое было нарушено протоколом N 3 от 26.07.2017 и которое после признания указанного протокола незаконным должно быть восстановлено или защищено иным способом. Резолютивная часть решения не содержит положений о том, какие нарушения прав ИП Бовкуна С.В., допущенные в результате принятия конкурсной комиссией протокола N 3 от 26.07.2017, должно устранить министерство. Более того, решение суда не содержит и положений об обязании министерства устранить какие-либо нарушения. Анализируя положения статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, очевидно, что признание решением протокола N 3 от 26.07.2017 незаконным, не может служить основанием для министерства прекратить действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 525 "Сыктывкар-Айкино-Микунь", выданного ООО "Коми Автолайн". А наличие выданного (действующего) ООО "Коми Автолайн" свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 525 "Сыктывкар-Айкино-Микунь" не позволит министерству провести повторный открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 525 "Сыктывкар-Айкино-Микунь". Кроме того, в нарушение нормы пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ резолютивная часть решения от 14.12.2017 не содержит обязанности министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Коми в отзыве на апелляционную жалобу указало, что оно согласно с выводами суда первой инстанции.
Истец, ответчик, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ли, участвующих в деле по имеющимся материалам дела.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, министерство явилось организатором конкурса, предметом которого по лоту N 10 являлось право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, маршрут N 525 "Сыктывкар-Айкино-Микунь".
Победителем данного конкурса по лоту N 10 признано ООО "Коми Автолайн".
Истцом оспорена процедура оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по лоту N 10. Заявитель указал, что ему неправомерно не начислили баллы по следующим критериям: количество дорожно-транспортных происшествий, наличие действующего договора с лицом, оказывающим услуги в сфере навигационной деятельности автомобильных дорог, максимальный срок эксплуатации транспортных средств. Истец указал, что баллы по указанным критериям ему не были начислены в связи с тем, что им не были представлены подтверждающие документы. Однако в составе своей заявки на участие в конкурсе представил все необходимые документы в соответствии с требованиями конкурсной документации.
Предприниматель, посчитав, что в решении от 26.07.2017 и действиями конкурсной комиссии при подведении итогов открытого конкурса по лоту N 10 нарушены его права, обратился в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В силу частей 1, 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты. Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс).
Согласно частям 1, 2 статьи 21 Закона N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (далее - организатор открытого конкурса).
Приказом министерства от 20.06.2017 N 1282 "Об утверждении порядка организации открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Коми" утверждены: 1) Порядок проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Коми (далее - Порядок); 2) Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Коми (далее - конкурсная документация); а также 3) состав конкурсной комиссии и положение о конкурсной комиссии.
Частью 1 статьи 22 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном организатором открытого конкурса. Извещение о проведении конкурса, конкурсная документация размещены на официальном сайте министерства http://minprom.rkomi.ru/ в сети "Интернет" 21.06.2017.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы в решении от 10.08.2017 установлено, что в нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 22 Закона об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, пункта 2.4.5 Порядка в извещении о проведении конкурса не были указаны место и дата рассмотрения заявок на участие в конкурсе и подведения итогов конкурса. В конкурсной документации, размещенной с извещением о проведении конкурса на сайте министерства http://minprom.rkomi.ru/ в сети "Интернет", также не содержались данные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
По пункту 4.1 Порядка для участия в конкурсе участнику конкурса необходимо в сроки, указанные в извещении и конкурсной документации, подать организатору конкурса заявку на участие в конкурсе, соответствующую по форме и содержанию требованиям конкурсной документации и оформленную в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 4.1 раздела 5 конкурсной документации для участия в конкурсе участнику конкурса необходимо в сроки, указанные в извещении и конкурсной документации, подать организатору конкурса заявку на участие в конкурсе, соответствующую по форме и содержанию требованиям конкурсной документации и оформленную в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Порядка.
Требования к форме, составу и оформлению заявки на участие в конкурсе установлены организатором в разделе 2 конкурсной документации и приложениях 2-7 к конкурсной документации.
В разделе 2 конкурсной документации и приложениях 2-7 установлено, что заявка подается по форме, установленной в приложении 3, с описью документов по приложению 2, с анкетой по приложению 4 и заполненными формами согласно приложениям 5-7.
В силу части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией;
3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;
4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;
5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).
Аналогичные положения содержатся в пункте 3.1 Порядка, пункте 3.1 конкурсной документации.
Порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и порядок рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе Законом об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом не установлен.
Первоначально процедура заявителем оспорена подачей жалобы на действия конкурсной комиссии в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - УФАС), по результатам рассмотрения которой 10.08.2017 УФАС вынесено решение N 01-109/7760 (Т.1, л.д.-66-76).
Как следует из решения УФАС от 10.08.2017, порядок вскрытия конвертов установлен организатором конкурса: пункты 4.9.1-4.9.3., 4.9 раздела 5, 4.10, 4.11, 4.12, 4.13, 4.14, 4.16 Порядка.
Согласно протоколу N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 17.07.2017, размещенном 17.07.2017 на сайте министерства http://minprom.rkomi.ru/ в сети "Интернет", по лоту N 10 поданы 2 заявки - от ИП Бовкуна С.В.и ООО "Коми Автолайн" (Т.1, л.д.-148).
Пунктом 4.16 Порядка предусмотрено, что основанием для отказа в допуске участника конкурса к участию в конкурсе является несоответствие участника конкурса требованиям, установленным разделом III Порядка (требования, перечисленные в части 1 статьи 23 Закона об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом). Аналогичный порядок рассмотрения заявок установлен в конкурсной документации - пункт 4.13 раздела 5.
Из протокола N 2 (Т.2, л.д.-232-237) усматривается, что в ходе рассмотрения заявок 21.07.2017 предприниматель и ООО "Коми Автолайн" допущены к участию в конкурсе по лоту N 10.
В силу части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Согласно части 4 статьи 23 Закона N 220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Такая шкала утверждена Постановлением Правительства Республики Коми от 31.05.2017 N 273 "Об утверждении шкалы для оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Коми и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Коми" (далее - Постановление N 273).
Частью 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ и шкалой для оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе организатором в приложении N 1 к конкурсной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (определенные частью 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ); количество баллов по каждому критерию.
Предприниматель, обращаясь с жалобой в УФАС оспорил начисление баллов по критериям, указанным в пунктах 1, 3 (в части наличия действующего договора с лицом, оказывающим услуги в сфере навигационной деятельности автомобильных дорог), 4 приложения 1 к конкурсной документации.
В силу части 5 статьи 24 Закона N 220-ФЗ каждой заявке на участие в открытом конкурсе присваивается порядковый номер в порядке уменьшения ее оценки. Заявке на участие в конкурсе, получившей высшую оценку, присваивается первый номер.
По пункту 4.19 Порядка на третьем этапе конкурсной комиссией по балльной системе оцениваются и сопоставляются заявки на участие в конкурсе в соответствии со шкалой для оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Коми. По пункту 4.21 Порядка оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе производятся по балльной системе. На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения набранных баллов присваивается порядковый номер. Победителем конкурса признается участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Аналогичные положения установлены в пунктах 4.19, 4.21 конкурсной документации.
Согласно пункту 4.23 Порядка протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе подписывается всеми членами конкурсной комиссии, присутствующими на заседании. Протокол публикуется не позднее одного рабочего дня со дня подписания на официальном сайте организатора конкурса (www.minprom.rkomi.ru).
Из протокола N 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 26.07.2017, размещенном на сайте министерства http://minprom.rkomi.ru/ в сети "Интернет", усматривается, что заявке индивидуального предпринимателя по критериям "количество дорожно-транспортных происшествий _", "наличие действующего договора с лицом, оказывающим услуги в сфере навигационной деятельности автомобильных дорог", "максимальный срок эксплуатации транспортных средств_" присвоено - 0 баллов.
Министерство в связи с этим пояснило, что по данным критериям присвоено 0 баллов по причине непредоставления истцом подтверждающих документов, в отличие от других участников, которыми такие документы в составе своих заявок были предоставлены.
Данный довод министерства не был принят комиссией УФАС и не может быть принят в настоящем деле в связи с отсутствием таких требований в Порядке и конкурсной документации.
Предприниматель в своей заявке на участие в конкурсе представил анкету установленной в приложении 4 к конкурсной документации формы, где отразил отсутствие дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса; указал, что у него имеется действующий договор с лицом, оказывающим услуги в сфере навигационной деятельности автомобильных дорог. Отражено в анкете количество транспортных средств со сроком эксплуатации от 1 до 3 лет - 7, от 4 до 7 лет - 1, от 8 до 10 лет - 2. В составе заявки истцом были представлены сведения о заявляемых характеристиках подвижного состава для обслуживания межмуниципального маршрута регулярных перевозок по лоту 10 по установленной в приложении N 5 к конкурсной документации форме, где указывались все транспортные средства для обслуживания маршрута, год выпуска таких транспортных средств.
В решении УФАС от 10.08.2017 указано, что по рассматриваемым критериям конкурсной комиссией надлежало начислить соответствующее количество баллов заявке индивидуального предпринимателя. Неначисление таких баллов по рассматриваемым критериям заявке индивидуального предпринимателя указывает на нарушение конкурсной комиссией пункта 4.19 Порядка, пункта 4.19 конкурсной документации.
Конкурсная комиссия оценила заявку индивидуального предпринимателя на участие в конкурсе по критериям, указанным в пунктах 1, 3 (в части подкритерия "наличие действующего договора с лицом, оказывающим услуги в сфере навигационной деятельности автомобильных дорог"), 4 приложения 1 к конкурсной документации, с нарушением требований шкалы для оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе. При этом комиссией при изучении представленной копии заявки второго участника по лоту N 10 установлено, что им в составе заявки не представлены документы, например, для подтверждения оснащения транспортных средств устройствами для автоматического объявления информации о каждом остановочном пункте общественного транспорта, о наличии информационного табло с отображением информации для пассажиров.
Министерство ни при рассмотрении жалобы, ни при рассмотрении настоящего дела не подтвердило наличие таких документов в составе заявки ООО "Коми Автолайн".
При этом по указанным критериям заявке ООО "Коми Автолайн" начислены баллы в соответствии со шкалой для оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе.
То есть, несмотря на отсутствие подтверждающих документов в составе заявки ООО "Коми Автолайн" по некоторым критериям конкурсная комиссия министерства произвела начисление баллов по таким критериям в соответствии со шкалой для оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе.
Факты, установленные в решении УФАС, заявителем жалобы не оспариваются.
Предписание УФАС выдано не было, поскольку согласно протоколу N 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 26.07.2017 заявке ООО "Коми Автолайн" присвоен первый номер, ООО "Коми Автолайн" признано победителем конкурса. По пункту 5.1 Порядка по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течении 10 дней со дня проведения открытого конкурса на срок не менее чем пять лет. По результатам конкурса ООО "Коми Автолайн" выдано свидетельство от 01.08.2017 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, то есть в течение срока, установленного в пункте 5.1 Порядка, до поступления жалобы в УФАС.
УФАС указывает, что согласно части 1 статьи 29 Закона об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство;
2) вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства;
3) обращение юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства;
4) окончание срока действия данного свидетельства в случае, если оно выдано на срок, предусмотренный частью 6 статьи 19 настоящего Федерального закона;
5) вступление в силу решения об отмене маршрута регулярных перевозок;
6) вступление в силу предусмотренного статьей 18 настоящего Федерального закона решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Таким образом, прекращение действия свидетельства возможно по решению суда.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия УФАС признала жалобу истца обоснованной, министерство - нарушившим пункт 5 части 2 статьи 22 Закона об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, пункт 2.4.5 Порядка в части неуказания в извещении о проведении конкурса места и даты рассмотрения заявок на участие в конкурсе и подведения итогов конкурса. Конкурсная комиссия министерства признана УФАС нарушившей пункты 1, 3 (в части подкритерия "наличие действующего договора с лицом, оказывающим услуги в сфере навигационной деятельности автомобильных дорог"), 4 шкалы для оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе, утвержденной Постановлением Правительства Республики Коми от 31.05.2017 N 273, пункт 4.19 Порядка, пункт 4.19 конкурсной документации в части осуществления оценки заявки индивидуального предпринимателя по критериям, указанным в пунктах 1, 3 (в части подкритерия "наличие действующего договора с лицом, оказывающим услуги в сфере навигационной деятельности автомобильных дорог"), 4 приложения 1 к конкурсной документации, с нарушением требований шкалы для оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе.
Данное решение не было признано недействительным в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу требований статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать нарушение порядка проведения конкурса, наступление или возможность наступления последствий в виде неправильного определения победителя конкурса, а также наличие защищаемого права или законного интереса истца.
При этом нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки (пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
В силу пунктов 1, 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Так, в определении Конституционного суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 948-О-О указывается, что положение пункта 1 статьи 449 ГК РФ, во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 ГК РФ и частью 4 статьи 4 АПК РФ направлено на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов. Таким образом, Конституционный суд отмечает, что положения статьи 449 ГК РФ направлены на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Под существенными нарушениями правил организации и проведения торгов (конкурса, аукциона) понимается необоснованное исключение лиц, подавших заявку на участие в торгах (конкурсе, аукционе), из числа участников конкурса (аукциона), а также такие нарушения порядка проведения конкурса (аукциона), которые могли привести к неправильному определению победителя торгов. Тем самым основанием для признания торгов недействительными выступают такие нарушения правил проведения торгов, которые привели бы к иным результатам в случае совершения действий в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом имеет значение не любое нарушение, а лишь имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца.
Решение министерства, оформленное протоколом N 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Коми от 26.07.2017, по лоту N 10 не соответствует действующему законодательству.
При этом данное решение нарушает права и законные интересы ИП Бовкуна С.В. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку он был лишен возможности стать победителем конкурса и заключить с ответчиком договор на осуществление перевозок как участник, предложивший наилучшие условия.
С учетом изложенного, исходя из положений вышеназванных норм права, доводы заявителя жалобы о том, что судом не указано какие нарушения прав истца, допущенные в результате принятия конкурсной комиссией протокола N 3 от 26.07.2017, должно устранить министерство, а также о том, что резолютивная часть решения не содержит обязанности министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, основаны на неверном толковании норм права.
Само по себе заключение ответчиком договора с ООО "Коми Автолайн" и выдача указанному лицу свидетельства об осуществлении перевозок, не является основанием для признания оспариваемого решения министерства законным.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.12.2017 по делу N А29-12642/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.