г. Хабаровск |
|
10 апреля 2018 г. |
А04-10937/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Амурские коммунальные системы": Горелик Н.С. по доверенности от 15.07.2016 N 37;
от управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области: Стовбун Н.А. по доверенности от 10.01.2018 N 01-03-22,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области
на решение от 12.02.2018
по делу N А04-10937/2017
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Котляревским В.И.
по заявлению акционерного общества "Амурские коммунальные системы" (ОГРН 1032800063020, ИНН 2801091892)
к управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН 1082801011457, ИНН 2801138815)
о признании незаконным отказа в установлении норматива отведения сточных вод, выраженного в письме от 13.09.2017 N 01-08-2296,
установил:
акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (далее - АО "АКС", Общество) является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет деятельность по обеспечению потребителей г. Благовещенска коммунальными услугами, в том числе услугой водоотведения, в соответствии с договором N 001-АКС/В аренды недвижимого имущества является арендатором недвижимого имущества, предоставленного для текущей эксплуатации по целевому назначению, а именно: использования в хозяйственной деятельности, связанной с обеспечением потребителей услугами водоснабжения и водоотведения в границах города Благовещенска.
31.08.2017 АО "АКС" обратилось в управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее - Управление) с заявлением об установке норматива на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с 01.06.2017.
Письмом от 13.09.2017 N 01-08-2296 Управление дало Обществу ответ следующего содержания:
- плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- анализ конструктивных и технических параметров многоквартирных домов или жилых домов, расположенных на территории области показал об отсутствии домов, имеющих конструктивные элементы, осуществляющие сбор воды, потраченной на содержание общего имущества;
- нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для потребителей Амурской области (кроме нормативов отведения сточных вод в целях содержания общего имущества) утверждены Правительством области в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в разрезе степеней благоустройства многоквартирных домов и жилых домов (конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома);
- в настоящее время Минстрой России предложил исключить отведение сточных вод из общедомовых расходов, в этой связи разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым из состава нормативов исключается норматив отведения сточных вод;
- установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений;
- в представленном АО "АКС" заявлении отсутствуют документы, подтверждающие наличие в многоквартирных домах технических параметров и конструктивных элементов, осуществляющих сбор воды, потраченной на содержание общего имущества;
- в целях установления нормативов на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме необходимо представить перечень многоквартирных домов с обязательным приложением документов, подтверждающих наличие в многоквартирных и (или) жилых домах технических параметров и конструктивных элементов, осуществляющих сбор воды, потраченной на содержание общего имущества.
Общество обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления в установлении норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, выраженного в письме от 13.09.2017 N 01-08-2296, обязании Управления утвердить норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Решением от 12.02.2018 Арбитражный суд Амурской области признал незаконным как не соответствующий Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отказ управления в установлении норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, выраженный в письме от 13.09.2017 N 01-08-2296, обязал Управление повторно рассмотреть обращение АО "АКС" от 31.08.2017 N 101-19-7252.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела по следующим основаниям:
- полномочия Управления закреплены в постановлении губернатора Амурской области от 22.12.2008 N 491, согласно данному документу Управление является уполномоченным органом, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов, подлежащих государственному регулированию, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг отнесено к компетенции Правительства Амурской области;
- управление осуществляет разработку проекта постановления Правительства области об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по заданию Правительства;
- заявитель не представил ряд документов, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства Амурской области от 16.01.2013 N 17;
- письмо от 13.09.2017 N 01-08-2296 не содержит отказ в установлении норматива, поскольку это не входит в компетенцию Управления, не содержит отказа в рассмотрении документов ввиду необходимости представления сведений, предусмотренных ЖК РФ, Правилами N 306 и Перечнем;
- в решении не указано, каким образом были нарушены права АО "АКС" письмом от 13.09.2017 N 01-08-2296.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 12.03.2018 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В возражениях на апелляционную жалобу АО "АКС" не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 ЖК РФ).
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ).
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с частью 9.3 статьи 156 ЖК РФ определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) коммунальная услуга водоотведения это отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (пункт 40 Правил N 354).
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" было предписано органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Применительно к данному спору возможность потребления услуг по отведению сточных вод возникает в случае наличия в доме канализации, поскольку указанные услуги могут быть потреблены с помощью канализационной сети. Потери коммунального ресурса, на которые ссылается ответчик, например, в случае использования воды для полива на придомовой территории, а также для мытья фасада здания, могут быть учтены путем использования норматива предусматривающего суммирование горячей и холодной воды на нужды содержания общего имущества.
Таким образом, как верно указано первой инстанцией, законодательством установлена обязанность установления спорного норматива, а также возможность его установления, спорный норматив не был установлен ни самостоятельно, ни после обращения ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления Губернатора Амурской области от 22.12.2008 N 491 "Об утверждении Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области" Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию.
Согласно Положению управление, в частности:
3.32.3. Устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
3.45. Разрабатывает проекты постановлений Правительства Амурской области об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
АО "АКС" подавало в Управление заявление не об утверждении норматива на отведение сточных вод (это действительно не входит в компетенцию Управления), а об установлении Управлением такого норматива (подготовки проекта для последующего утверждения Правительством области).
Таким образом, как верно отмечено первой инстанцией, управление обладает полномочиями по рассмотрению обращения АО "АКС" об установке тарифа на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества и подготовке соответствующего проекта постановления Правительства Амурской области.
Требования Управления о предоставлении документов, подтверждающих возможность сбора воды, израсходованной на нужды содержания общего имущества не основаны на нормах закона.
Правомерно отклонен судом первой инстанции и довод Управления об отсутствии в письме категорического отказа в расчете нормативов отведения сточных вод в целях содержания общего имущества, поскольку административный орган фактически отказался рассматривать обращение АО "АКС" без предоставления документов, подтверждающих наличие в многоквартирных и (или) жилых домах технических параметров и конструктивных элементов, осуществляющих сбор воды, потраченной на содержание общего имущества.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, признав незаконным отказ управления в установлении норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД, выраженный в письме от 13.09.2017 N 01-08-2296.
Также в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции с целью устранения допущенного нарушения прав и законных интересов Общества правомерно возложена на Управление обязанность по повторному рассмотрению обращения акционерного общества "Амурские коммунальные системы" об установлении норматива.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, нарушений норм права не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 12.02.2018 по делу N А04-10937/2017 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.