г. Пермь |
|
10 апреля 2018 г. |
Дело N А60-43662/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И. В., Васевой Е. Е.,
при ведении протокола судебного заседания Державиной А.В.,
при участии:
от заявителя публичного акционерного общества "Уральский банк реконструкции и развития" - Берман А.М., предъявлен паспорт, доверенность от 08.12.2017;
в отсутствие иных представителей, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, публичного акционерного общества "Уральский банк реконструкции и развития"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 января 2018 года
по делу N А60-43662/2017
вынесенное судьей Окуловой В.В.,
по заявлению публичного акционерного общества "Уральский банк реконструкции и развития" (ИНН 6608008004, ОГРН 1026600000350)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (ИНН 6608002549, ОГРН 1046603571740) об оспаривании решения N 71 от 07.04.2016,
установил:
Публичное акционерное общество "Уральский банк реконструкции и развития" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение N 71 от 07.04.2016 в виде штрафа в размере 10000 руб. в соответствии с пунктом 2 статьи 126 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2018 года в удовлетворении требований ПАО "Уральский банк реконструкции и развития" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку из требования 20.01.2016 N 343 следует, что налоговая проверка проводилась в отношении ООО "Южуралэнерго", однако истребованные Инспекцией документы и сведения не относились к деятельности проверяемого налогоплательщика, а касались его контрагента ООО "Лескомплект". Поскольку истребуемые налоговым органом документы не содержали каких-либо сведений, касающихся взаимоотношений проверяемого налогоплательщика и его контрагента - клиента Банка, и не могут быть признаны именно теми документами, которые Банк обязан предоставить налоговому органу в целях осуществления налогового контроля в отношении проверяемого налогоплательщика, в связи с чем у заявителя отсутствовали основания для их предоставления.
Налоговым органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
До начала судебного заседания от налогового органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области в порядке исполнения поручения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району города Челябинска от 13.01.2016 N 12/39859 в адрес публичного акционерного общества "Уральский банк реконструкции и развития" направлено требование о представлении документов (информации) N 343 от 20.01.2016 (исх. N 11/2-04/343 от 20.01.2016), касающееся финансово-хозяйственных отношений с обществом "Лескомплект".
Указанным требованием от N 343 от 20.01.2016 инспекцией у ПАО "УБРиР" истребовались следующие документы: сведения о лицах, имеющих доступ к распоряжению счетом ООО "Лескомплект"; информация, в отношении лиц, получавших денежные средства по чекам (Ф.И.О., паспортные данные); информация об основаниях осуществления обслуживания банком организации по системе "Клиент-Банк"/"Интернет-Банк", в том числе: договор на обслуживание клиента с использованием системы "Клиент-Банк"/"Интернет-Банк"; заявление на установку системы "Клиент-Банк"/"Интернет-Банк"; сведения о месте установки автоматизированного рабочего места "Клиент-Банк"/"Интернет-Банк", администраторах системы (Ф.И.О., контактный телефон), о лицах, получивших доступ в систему; о соглашении о признании и использовании электронно-цифровой подписи в системе "Клиент-Банк"/"Интернет-Банк"; о наличии актов приема-передачи ключей, сертификатов ключей; программных средств; сведения о телефонных номерах, которые использовались Клиентом для соединения с системой дистанционного банковского обслуживания (при подключении к посредством телефонной связи); сведения об IP-адресах, с которых осуществляется доступ организацией к системе дистанционного банковского обслуживания, с сопоставлением МАС-адресов, указанием наименования операции и суммы платежа.
В требовании разъяснено, что документы (информация) истребуются о контрагенте проверяемого лица ООО "Южуралэнерго". - ООО "Лескомплект" для правильности определения налоговых обязательств налогоплательщика, к которому прилагались копия поручения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району города Челябинска от 13.01.2016 N 12/39859 об истребовании документов (информации). В поручении указано, что истребуемая информация может свидетельствовать о подконтрольности контрагента ООО "Лескомплект", согласованности действий по получению необоснованной налоговой выгоды, либо подтвердить финансово-хозяйственные взаимоотношения с ООО "Южуралэнерго".
Истребуемые документы (информация) банком налоговой инспекции не представлены.
Поскольку в установленный законом срок требование N 343 от 20.01.2016 не было исполнено, инспекцией составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговых правонарушениях от 19.02.2016 N 11/2-03/66.
Решением N 71 от 07.04.2016 заявитель привлечен к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 19.05.2017 N 696/17 решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 71 от 07.04.2016 оставлено без изменения.
Полагая, что оспариваемое решение вынесено инспекцией с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, ПАО "УБРиР" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что отказ Банка от предоставления истребимых документов не правомерен, следовательно, Банк обоснованно привлечен к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 126 НК РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 указанной статьи лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса (п.6 ст. 93.1 НК РФ ).
Таким образом, налоговый орган вправе истребовать у иных лиц, в том числе у Банка документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика либо информацию о конкретной сделке, при этом направленное требование налогового органа должно быть оформлено в соответствии с действующим законодательством.
При этом налоговый орган, не располагая сведениями о первичных учетных документах, которые относятся к хозяйственной деятельности налогоплательщика, вправе направлять требование об истребовании документов его контрагентам.
Таким образом, в порядке, установленном статьей 93.1 НК РФ, налоговым органом запрашиваются иные необходимые налоговому органу документы, кроме указанных в пункте 2 статьи 86 НК РФ. Банки в данном случае относятся к категории иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), и налоговые органы при истребовании документов (информации) в предусмотренном статьей 93.1 НК РФ порядке вправе истребовать такие документы (информацию).
В порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ, может осуществляться истребование документов, в том числе связанных с открытием и ведением счетов клиентов (договор, карточки образцов подписей), по ведению паспортов сделок, а также иных документов, поскольку, открывая счет в конкретном банке, организация вступает в договорные отношения с этим банком на возмездной основе и, соответственно, является не только клиентом банка, но и контрагентом по расчетно-кассовым операциям.
При этом получение указанных документов (документов об открытии счетов, лицах, уполномоченных подписывать расчетные документы) обусловлено объективной необходимостью, так как указанные документы могут быть использованы в качестве сравнительных образцов подписей уполномоченных лиц контрагента налогоплательщика в случае возникновения в ходе проведения налоговой проверки необходимости назначения почерковедческой экспертизы.
Никаких оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок, у последующих организаций, а также запрета на истребование обстоятельств финансовой деятельности контрагентов и сведений о должностных лицах, контролирующих от имени контрагента финансовые потоки положения статья 93.1 НК РФ не содержат (указанные выводы содержатся в определении Верховного Суда РФ от 20.02.2015 N 305-КГ14-7282).
Согласно пункту 2 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере 10 000 руб.
Процессуальных нарушений, позволяющих прийти к выводу о нарушении прав Банка в ходе производства по делу о совершении налогового правонарушения судом первой инстанции правомерно не установлено.
Требование составлено в соответствии с установленными нормами, содержит ссылку на соответствующее поручение и мероприятия налогового контроля.
Также правомерно со ссылкой на положения ст. 102 НК РФ отклонены доводы заявителя о том, что истребуемые налоговым органом документы и информация составляют банковскую тайну.
При этом, в пункте 7 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что при рассмотрении дел, связанных с оспариванием банками действий налоговых органов по истребованию документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, судам необходимо учитывать, что возложение НК РФ на банки специальных обязанностей в связи с их особым статусом в системе безналичных расчетов не освобождает названные организации от выполнения иных обязанностей, которые предусмотрены НК РФ для всех организаций, в том числе обязанностей, вытекающих из положений ст. 93.1 НК РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что при рассмотрении дела отсутствуют обстоятельства, позволяющие удовлетворить требования заявителя.
При таких обстоятельствах Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области N 71 от 07.04.2016 о привлечении ПАО "УБРиР" к налоговой ответственности по п. 2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 10 000 рублей является закошенным и обоснованным, правовых оснований для признания его недействительным не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе о ссылки на судебную практику не могут быть признаны применимыми, поскольку указанные судебные акты приняты при иных фактических обстоятельствах, тогда как судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения в обжалуемой части.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом, в зависимости от доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2018 года по делу N А60-43662/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.