г. Москва |
|
10 апреля 2018 г. |
Дело N А41-34501/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от истца Товарищества собственников жилья "Дачная, 9" - Макеева С.В. представитель по доверенности от 13 марта 2017 года,
от ответчика Публичного акционерного общества "Красногорская теплосеть" - Тюльканов С.Л. представитель по доверенности от 09 августа 2017 года,
от третьих лиц Комитета по ценам и тарифам Московской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области - представители не явились, надлежащим образом извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Красногорская теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2018 года по делу N А41-34501/17, принятое судьей Мироновой М.А., по иску Товарищества собственников жилья "Дачная, 9" к Публичному акционерному обществу "Красногорская теплосеть" о взыскании денежных средств, третьи лица - Комитет по ценам и тарифам Московской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Дачная, 9" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Публичному акционерному обществу "Красногорская теплосеть" (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 435 728 руб. 36 коп., расходов по оплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по ценам и тарифам Московской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2018 года исковые требования удовлетворены (л.д. 126-129 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 01 мая 2009 года ПАО "Красногорская теплосеть" (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Дачная, 9" (абонент) заключен договор теплоснабжения N 603, предметом которого является подача энергоснабжающей организацией абоненту и потребление им тепловой энергии и теплоносителя на условиях, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством.
Согласно пункту 2.3 договора количество тепловой энергии, подаваемой абоненту на нужды горячего водоснабжения, устанавливается энергоснабжающей организацией исходя из тепловых нагрузок пункта 1.2 настоящего договора, рассчитанных согласно методическим указаниям, действующим нормам и правилам, а также на основании представленных абонентом данных о системе горячего водоснабжения и ежемесячной справки о количестве проживающих жителей.
В соответствии с пунктом 4.1 договора учет тепловой энергии производится по приборам, прошедшим государственную проверку и установленным на границах зон ответственности сторон.
На основании пункта 5.1 договора абонент оплачивает тепловую энергию, подаваемую на цели горячего водоснабжения по одноставочному тарифу, на цели отопления по двухставочному тарифу, указанному в протоколе согласования тарифов.
В обоснование исковых требований истец сослался на необоснованное применения ответчиком в расчете объема тепловой энергии, фактически затраченного на подогрев холодной воды в целях горячего водоснабжения. При этом истец полагает, что ответчик при расчете должен использовать норматив, установленный распоряжением Министерства ЖКХ Московской области N 85 (0,0595 Гкал на 1 куб.м.).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с упомянутым иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу части 2 указанной нормы к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Данные положения установлены пунктом 1 статьи 541 ГК РФ.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
Статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения, поэтому в отличие от пункта 1 статьи 544 ГК РФ, предусматривающего возможность установления расчетного способа объема потребленной энергии в законе, иных правовых актах или соглашении сторон, жилищное законодательство не допускает возможности определения по соглашению сторон способа определения объема энергии (коммунальной услуги), подлежащего оплате абонентами- гражданами, использующими ее для бытового потребления.
В силу пункта 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Для потребителей ответчика, как теплоснабжающей организации на 2014, 2015, 2016 годы были установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду (Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 декабря 2013 года N 151-р, от 19 декабря 2014 года N 149-р, от 18 декабря 2015 года N 164-р.
Отношения в сфере горячего водоснабжения, в частности, осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" а отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В открытой системе горячего водоснабжения осуществляется отбор горячей воды из тепловой сети, в закрытой системе - нагрев воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 19.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении и пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении соответственно).
В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
В соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, холодная вода и тепловая энергия, используемая на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не являются самостоятельными коммунальными ресурсами, а представляют собой компоненты, используемые для приготовления горячей воды в целях предоставления указанными организациями коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 21 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 642 (далее - Правила горячего водоснабжения), которое распространяется, в том числе, на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования. Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов, потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям измерений (приборов учета) за определенный период времени (пункт 22 Правил горячего водоснабжения).
Согласно пункту 88 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Исходя из изложенных норм права, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
В целях учета всего объема (количества) коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, пунктом 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение объем холодной воды, использованной на общедомовые нужды при потреблении коммунальных услуг горячего водоснабжения, распределяется в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354.
Учитывая изложенное, Правилами N 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В связи с соответствующими изменениями, внесенными в Правила N 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Так, согласно пункту 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб.м. холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека; на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В связи с этим, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
В целях исключения превышения предельных индексов изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в Красногорском муниципальном районе Московской области применяется норматив, утвержденный распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 30 декабря 2010 года N 85 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в сфере теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения для населения Красногорского муниципального района Московской области" в размере 0,0595 Гкал/куб.м.
Указанный норматив на подогрев воды установлен в пределах (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Московской области на 2016 год, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 01 декабря 2015 года N 1155/46.
Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 N 124.
Наряду с требованиями Правил N 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 N 253 (далее - Требования).
Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг.
При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил N 124.
На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу. Управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг.
Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Исходя из этого, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.
Учитывая изложенное, стороны настоящего спора обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
По смыслу названной нормы для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: приобретение или сбережение имущества на стороне приобретателя (то есть увеличение стоимости его имущества); приобретение или сбережение произведено за счет другого лица, что, как правило, означает уменьшение стоимости имущества потерпевшего вследствие выбытия из его состава некоторой части имущества; отсутствие правовых оснований, то есть приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке.
При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
Пунктом 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2000 года N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" установлено, что правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного, поскольку оплата была произведена в связи с договором, но не на основании его.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 января 2013 года N 11524/12).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Исходя из расчета размера стоимости ГВС, который произведен истцом по формуле 23 приложения N 2 к Правилам N 354, переплата за ГВС в адрес теплосети за спорный период составила 435 728 руб. 36 коп.
Представленный истцом расчет проверен апелляционным судом и признан корректным, выполненным арифметически правильным.
Контррасчет обосновывающий иной ее размер ответчиком не представлен.
Довод ответчика о том, что он не имел возможности предоставить контррасчет, поскольку суд отказал ему в удовлетворении ходатайства об истребовании квитанций о начислении собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме (МКД) платы за коммунальные услуги, является несостоятельной, поскольку запрошенные документы не являются относимыми к делу доказательствами в силу АПК РФ, так как не затрагивают правоотношения, которые возникли между истцом и ответчиком.
Кроме того, истец произвел расчет неосновательного обогащения в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 354 используя для расчета стоимости коммунального ресурса горячей воды, в части определения стоимости тепловой энергии, затраченной на подогрев потребленной воды, физические показатели потребленной воды в кубических метрах, учтенные общедомовым прибором учета, установленным у истца (ОДПУ), показания которого ежемесячно передаются ответчику.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что правовая позиция ВС РФ, изложенная в определении от 27 ноября 2017 года N 305-ЭС17-10970 не применима к настоящему спору, поскольку его обстоятельства дела иные.
Так предметом рассмотрения вышеуказанного спора были иные основания, а нормы права, на которые сослался Верховный Суд РФ при вынесении вышеуказанного определения, устанавливание порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, как он должен быть отражен в договоре между исполнителем коммунальной услуги и поставщиком ресурса.
При этом, многоквартирный дом истца оснащен общедомовым прибором учета, показания которого предоставляются истцу в установленные сроки.
Расчет стоимости потребленного коммунального ресурса, выполненный истцом с учетом показаний ОДПУ кубических метров потребленной горячей воды и норматива подогрева, в части верности показаний ОПДУ ответчиком не оспаривался, поскольку ответчик оспаривает по факту сам метод такого расчета, считая его незаконным.
Однако правомерность позиции истца и иных исполнителей коммунальных услуг о том, что стоимость потребленного коммунального ресурса "горячая вода" в части определения стоимости тепловой энергии, затраченной на подогрев потребленной воды, должна рассчитываться с применением норматива на подогрев, установленный соответствующим органом исполнительной власти подтверждается в том числе и судебной практикой по делам N N А41-13620/17, А41-58386/17, А41-70341/15 А41-63985/16, А41-18008/16, А41-91220/17.
Также несостоятелен довод апеллянта о том, что в оспариваемом решении содержится информация о том, что сторонами якобы не оспаривается, что готовая коммунальная услуга (горячая вода) приобретается истцом у ответчика, что соответствует действительности.
При этом в обоснование данного довода ответчик ссылается на наличие договора от 01 мая 2009 года N 1601, заключенного между "ТСЖ Дачная, 9" и ПАО "Водоканал", предметом которого является в том числе и поставка воды, как холодной, так и для нужд ГВС, а также услуги по водоотведении.
Однако истец в силу статьи 313 ГК РФ производит оплату ПАО "Водоканал" за ПАО "Красногорская теплосеть", поскольку холодная вода для нужд ГВС истцу не поступает, т.е. в его владение, пользование и распоряжение поставщиком не передается, а также отсутствуют и документы о передаче истцом полученного от ПАО "Водоканал" ресурса в виде воды для нужды ГВС в переработку ответчику с целью получения готового продукта, т.е. никакого факта передачи "давальческого сырья" в данном случае между истцом и ответчиком не возникает.
В ходе судебного разбирательства установлено, что у истца закрытая инженерная система дома и отсутствует оборудование для самостоятельного изготовления горячей воды (бойлер). Несмотря на протоколы разногласий, направленные в его адрес, в нарушением Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 124 не заключил с истцом договор на поставку горячей воды, настаивая и направляя договора "на теплоснабжение", без разделения поставляемых коммунальных ресурсов и предлагая учитывать только тепловую энергию, что противоречит нормам действующего законодательства.
Ссылка на судебные решения, которые были между истцом и ответчиком ранее, также не состоятельны, поскольку истец неоднократно уточнял исковые требования, исключив из периода, за который производится расчет суммы неосновательного обогащения те спорные периоды, расчет стоимости по которым был предметом по делам N А41-79899/14, А41- 77843/16, а также произведенных платежей.
Также ссылка в апелляционной жалобе на правовую позицию, изложенную в определении ВС РФ от 18 августа 2016 года N 305-ЭС16-3833, не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции, так как суд рассматривает дело исходя из заявленных предмета и основания, с учетом конкретных обстоятельств, а также преюдициального значения для настоящего дела указанный судебный акт не имеет.
Между тем, фактические обстоятельства по указанному делу, не идентичны обстоятельствам в настоящем деле, поскольку вышеуказанное определение рассмотрен спор между управляющей компанией и АО "МОЭК", основанием которого послужило обращение управляющей компании с иском о взыскании неосновательного обогащения в связи с отсутствием у управляющей компании установленных общедомовых приборов учета.
Кроме того, в вышеуказанное определении указано, что управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 8 Правил N 307, пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования Правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется".
Апелляционным судом также отклоняются довод ответчика на пункт 44 Правил 354, в редакции, действовавший в период возникновения спорной задолженности, так как данный пункт говорит о распределении между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
При этом, распределению подлежит стоимость коммунальной услуги, коей тепловая энергия не является, а также правоотношения между исполнителем коммунальных услуг и потребителями находятся вне сферы взаимоотношений, возникающих между поставщиком ресурса и тсж.
Апелляционным судом также не принимается довод ответчика о том, что суд, признав часть сделки фактически незаконной не применил положения о недействительности сделки, установленные статьями 166, 167, 168, 431.1 ГК РФ, поскольку с учетом положений статьи 71 АПК РФ суд первой инстанции всесторонне исследовав все материалы дела и предоставленные сторонами доказательства, вынес законное и обоснованное решение, не выходя за пределы исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционные жалобы заявителей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2018 года по делу N А41-34501/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.