г. Вологда |
|
10 апреля 2018 г. |
Дело N А05П-141/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 апреля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре от 28 декабря 2017 года по делу N А05П-141/2017 (судья Скворцов В.В.),
установил:
заместитель прокурора Ненецкого автономного округа (место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. им. В.И. Ленина, д. 40; ОГРН 1038302271920, ИНН 8301040139; далее - Прокурор) обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа (место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. им. В.И. Ленина, дом 27в; ОГРН 1058383006208, ИНН 2983003263; далее - Департамент), индивидуальному предпринимателю Буржинскому Александру Викторовичу (место жительства: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар; ОГРНИП 314838310700011, ИНН 830000707591; далее - Предприниматель) о признании недействительными договоров пользования водными биологическими ресурсами от 12.12.2016 N 83019/1, 83019/2, 83019/3, 83019/4, 83019/5.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре от 28.12.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Департамент с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что отсутствие рыбопромыслового участка не может являться основанием для отказа в заключении договора пользования водными биоресурсами. Также указывает, что с Предпринимателем и ранее заключались аналогичные договоры. Предоставление права Предпринимателю на пользование водными биоресурсами в отсутствие договора о предоставлении рыбопромыслового участка не свидетельствует о создании ему преимущественного положения и об ограничении конкуренции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Управление в отзыве на жалобу поддержало доводы, изложенные в ней.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Управление обратилось в прокуратуру Ненецкого автономного округа с жалобой от 15.03.2017 о незаконности договоров пользования водными биоресурсами, заключенными между юридическими лицами, предпринимателями и Департаментом, а также о признании незаконными и подлежащими аннулированию разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов без предоставления рыбопромыслового участка.
Прокуратурой на основании указанной жалобы проведена проверка деятельности Департамента, в результате которой выявлены нарушения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Проверкой установлено, что Департаментом и Предпринимателем 12.12,2016 заключены договоры пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов по которым не устанавливается, N 83019/1, 83019/2, 83019/3, 83019/4, 83019/5, по условиям которых Департамент предоставляет Предпринимателю право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, в целях осуществления промышленного рыболовства в бассейне реки Печоры в границах Ненецкого автономного округа в следующем объеме:
по договору N 83019/1 - сиг 0,5 тонны;
по договору N 83019/2 - пелядь 0,6 тонны;
по договору N 83019/3 - щука 1 тонна;
по договору N 83019/4 - язь 1 тонна;
по договору N 83019/5 - плотва 1 тонна.
Пунктом 4 договоров стороны определили срок их действия с 01.01.2017 по 31.12.2017.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
На основании пунктов 1, 2 статьи 166 указанного Кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). По общему правилу сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).
Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 18 Закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства.
Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. В соответствии с частью 3.1 статьи 19 Закона N 166-ФЗ для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров, предусмотренных статьями 33.3 и 33.4 названного Закона.
Статья 33.3 Закона N 166-ФЗ регламентирует порядок заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, статья 33.4 - порядок и основания заключения договора пользования водными биоресурсами.
В силу части 1 статьи 33.4 Закона N 166-ФЗ договор пользования водными биоресурсами заключается в целях осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается.
Частью 2.1 названной статьи предусмотрено, что для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании договора пользования водными биоресурсами и договора о предоставлении рыбопромыслового участка, за исключением случаев, если осуществление указанных видов рыболовства допускается без предоставления рыбопромыслового участка.
В части 2 статьи 20 Закона N 166-ФЗ закреплено, что прибрежное рыболовство в определенных Правительством Российской Федерации районах континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации допускается без предоставления рыбопромыслового участка.
Пунктом 1 статьи 33.2 указанного Закона установлен исчерпывающий перечень случаев, когда водные биоресурсы предоставляются на основании решения уполномоченного органа. Промышленное рыболовство, для осуществления которого заключены спорные договоры, к числу указанных изъятий не относится.
Правила подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 643. Данными Правилами предусмотрена обязанность уполномоченного органа при поступлении заявления заинтересованного лица запросить посредством межведомственного запроса сведения о договоре о предоставлении рыбопромыслового участка (подпункт "б" пункта 5).
Предоставление не всех документов, предусмотренных пунктом 5 названных выше Правил, а также наличие в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации является основанием к отказу в заключении договора пользования водными биологическими ресурсами (пункт 7).
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь указанными выше нормами права, правомерно признал, что Департамент в нарушение требований статей 19, 33.3, 33.4 Закона N 166-ФЗ заключил с Предпринимателем спорные договоры пользования водными биологическими ресурсами в отсутствие договора о предоставлении рыбопромыслового участка, который должен быть заключен посредством проведения публичной процедуры конкурса.
Аналогичная правовая позиция отражена в судебных актах по делу N А05П- 136/2017.
Поскольку спорные договоры заключены с нарушением требований, установленных Законом N 166-ФЗ, затрагивают права и интересы третьих лиц, суд правомерно удовлетворил иск Прокурора в полном объеме.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем подлежат отклонению.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре от 28 декабря 2017 года по делу N А05П-141/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.