город Томск |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А45-34021/2017 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего судьи Д.Г. Ярцева
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу АО "Сибпромжелдортранс" (N 07АП-1226/18) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 января 2018 года, по делу N А45-34021/2017 (Судья Ю.М. Апарин) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва (ОГРН 1037739877295), в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога, г. Новосибирск к акционерному обществу "Сибпромжелдортранс", г. Новосибирск (ОГРН 1025402457123) третье лицо: акционерное общество "Сибирская энергетическая компания", г. Новосибирск
о взыскании 18 585 руб. платы
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее по тексту ОАО "Российские железные дороги", истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (далее АО "Сибпромжелдортранс", ответчик) о взыскании 18 585 руб. платы за нахождение в период с 12.05.2017 г. по 31.05.2017 г. железнодорожного подвижного состава в ожидании подачи на железнодорожных путях общего пользования.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено акционерное общество "Сибирская энергетическая компания".
Решением суда от 16.01.2018 г. (резолютивная часть объявлена 29.12.2017 г.) требования истца были удовлетворены в полном объеме, с АО "Сибпромжелдортранс" в пользу ОАО "Российские железные дороги" было взыскано 18 585 руб. основного долга и 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Сибпромжелдортранс" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование своей апелляционной жалобы ее податель указал, что представленные в материалы дела акты общей формы не подтверждают возникновение денежных обязательств, АО "Сибпромжелдортранс" к их составлению не привлекалось; материалами дела не подтверждается причина простоя вагонов и лицо, виновное в причине простоя вагонов; возражения ответчика, по мнению апеллянта, подтверждаются судебной практикой по делам N А45-8862/2017, N А45-15452/2017, N А45-11640/2017 и N А45-34022/2017.
ОАО "Российские железные дороги" в порядке ст. 262 АПК РФ представило письменный отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к нему, в которых с доводами и требованиями апеллянта не согласилось, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
На основании ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, с учетом разъяснений изложенных в п. 47 и п. 49 Постановления N 10 Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" от 18.04.2017 г., дело рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 16.01.2018 г., суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, 05.05.2010 г. между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и АО "Сибпромжелдортранс" (владелец) был заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Октябрьского участка АО "Сибпромжелдортранс" при станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги N 11/Н (в редакции протокола рассмотрения разногласий от 02.12.2010 г. и протокола рассмотрения разногласий от 23.11.2011 г.), по условиям которого владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, прибывающими в адрес владельца и его контрагентов, по ставкам тарифного регулирования N 2 с учетом коэффициентов индексации и повышающих коэффициентов, согласно ст. 39 УЖТ РФ за все время их нахождения на железнодорожном пути необщего пользования, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от владельца и его контрагентов, до момента наступления обстоятельств, предусмотренных ст. 62 УЖТ РФ по взысканию штрафа (п.п. "а" п. 18 договора).
Учет времени нахождения собственных и арендованных вагонов на путях общего пользования станции при задержке их приема по причинам, зависящим от владельца и его контрагентов, осуществляется на основании актов общей формы ГУ23ВЦ с включением их в ведомость подачи и уборки вагонов формы ГУ46ВЦ (п. 11.1 договора).
В период с 12.05.2017 г. по 31.05.2017 г. в адрес владельца вагонов - АО "Сибпромжелдортранс" и его контрагентов поступили порожние вагоны, не принадлежащие ОАО "Российские железные дороги".
В связи с неприемом ответчиком вагонов на железнодорожный путь необщего пользования вагоны находились на выставочном пути истца станции Жеребцово, что подтверждается актами общей формы ГУ-23 ВЦ.
Указанная в актах общей формы причина задержки приема вагонов - неприем вагонов владельцем железнодорожного пути необщего пользования, АО "Сибпромжелдортранс", по истечении 4,76 часа, установленного договором.
За время простоя вагонов на станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги, ОАО "Российские железные дороги" была начислена ответчику плата за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Жеребцово размере 18 585 руб.
Ссылаясь на не исполнение АО "Сибпромжелдортранс" своей обязанности по оплате за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, прибывающих в адрес владельца и его контрагентов, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Российские железные дороги" требования, суд первой инстанции исходил из того, что сумма основного долга в размере 18 585 руб. подтверждена материалами дела.
Апелляционный суд не находит оснований согласиться с выводами суда первой инстанции и при этом исходит из следующего.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, в частности Федеральным законом N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 г. (далее УЖТ РФ).
В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно положениям ст. 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, а так же задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
При этом оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта РФ предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Как следует из п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 45 от 18.06.2003 г., для удостоверения обстоятельств задержки вагонов составляется акт общей формы.
В соответствии с требованиями п. 3.2 Правил N 45 от 18.06.2003 г. акты общей формы предъявляются для подписи уполномоченным представителям грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003 г., при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
С учетом изложенного доказательствами задержки вагонов являются акты общей формы, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства в сфере железнодорожного транспорта.
Пунктом 3.2.4 Правил N 45 от 18.06.2003 г. установлено, что акт общей формы составляется в случаях отказа или уклонения грузоотправителя (грузополучателя) от подписи памяток приемосдатчика и иных документов. Акт общей формы вместе с одним экземпляром неподписанной документации должен быть представлен руководителю предприятия. Почтовая квитанция на отсылку письма вместе с копией письма и актом общей формы подшивается к экземпляру неподписанного документа.
Поскольку имеющиеся в деле акты общей формы ОАО "Российские железные дороги" подписаны в одностороннем порядке, для их составления не привлечено конкретное лицо из числа лиц, указанных в п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, они не направлялись незамедлительно на подпись АО "Сибпромжелдортранс", иные письменные доказательства, подтверждающие доводы истца об указываемых им обстоятельствах, в материалы дела не представлены (ст. 65 АПК РФ), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обстоятельства, предусмотренные ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, истцом не доказаны.
Кроме того, согласно условиям договора N 11/Н от 05.05.2010 г., сдача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца и возврат вагонов с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению о времени передачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца, которое передается приемосдатчиком станции Жеребцово приемщику поездов владельца не позднее, чем за 2 часа до предстоящей сдачи вагонов в круглосуточном режиме по указанному в договоре телефону с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений формы ГУ-2 (ГУ-2 ВЦ).
Между тем, истцом не представлены ведомости подачи и уборки вагонов, книга регистрации уведомлений.
Довод истца о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязательность направления актов общей формы владельцу путей, подлежит отклонению, так как в силу п. 3.2 Правил N 45, п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования акты должны быть предъявлены для подписания владельцу железнодорожного пути необщего пользования. В случае уклонения ветвевладельца от подписания данных актов перевозчик составляет акт общей формы, фиксирующий факт не подписания ветвевладельцем акта общей формы.
При этом в силу п. 3.2.4 Правил N 45 владелец пути необщего пользования вправе изложить свои разногласия или возражения в акте общей формы, то есть данный акт должен быть представлен ему перевозчиком.
Ссылка истца на письмо, в котором руководителю ответчика предлагается ежедневно являться на станцию Жеребцово для подписания актов, не может быть признано надлежащим доказательством того, что ОАО "Российские железные дороги" представляло на подпись ответчику акты общей формы.
Сложившиеся между сторонами отношения свидетельствуют об уклонении как истца, так и ответчика от разрешения правового конфликта относительно порядка фиксации факта простоя вагонов на станции Жеребцово, поскольку ответчик недобросовестно уклоняется от определения уполномоченного лица, объективно имеющего возможность участвовать в составлении актов общей формы, а истец не предпринимает никаких мер для понуждения ответчика к направлению такого уполномоченного лица, составляя акты общей формы в одностороннем порядке.
Между тем, наличие недобросовестного поведения со стороны ответчика не освобождает истца от обязанности составлять акты общей формы в установленном порядке, представлять их для подписания ответчику.
Поскольку надлежащих доказательств в подтверждение обстоятельств, на которых основаны исковые требования, в материалы дела не представлено, иск удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба АО "Сибпромжелдортранс" является обоснованной, а обжалуемое решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.01.2018 г. по делу N А45-34021/2017 подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Государственная пошлина по иску и по апелляционной жалобе, а так же судебные расходы по делу подлежат распределению по правилам ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 110, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271, ст. 272.1 АПК РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.01.2018 г. по делу N А45-34021/2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу АО "Сибпромжелдортранс" 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.Г. Ярцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-34021/2017
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "СИБПРОМЖЕЛДОРТРАНС"
Третье лицо: АО "Сибирская энергетическая компания"