г. Самара |
|
10 апреля 2018 г. |
Дело N А55-24590/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
с участием в судебном заседании:
от ответчика - представители Гери О.Е. по доверенности N 3 от 01.02.2018, Юрина Е.В. по доверенности N 433 от 05.10.2017,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 апреля 2018 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2017 года по делу N А55-24590/2017 (судья Каленникова О.Н.),
по иску Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург,
к Муниципальному бюджетному учреждению культуры г.о. Самара "Централизованная система детских библиотек", г. Самара,
третье лицо - Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ "Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного учреждения культуры г.о. Самара "Централизованная система детских библиотек" в пользу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации 2 118 485 руб. 27 коп., в том числе: 340 230 руб. 39 коп. - задолженность по арендной плате по договору аренды N 1271 от 13.04.1995, 1 778 254 руб. 88 коп. - пени.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2017 г. удовлетворении исковых требований отказано. С Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в сумме 33 592 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представители ответчика в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по изложенным в отзыве основаниям.
Истец и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Из материалов дела следует, 13.04.1995 между Комитетом по управлению имуществом Самарской области, балансодержателем ДУ-1 КЭЧ Самарского района и Централизованной системой детских библиотек заключен договор аренды N 1271 нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Стара Загора, д. 141.
27.02.2003 заключено дополнительное соглашение N 5257 между Департаментом управления государственным имуществом Администрации Самарской области, Самарской КЭЧ района и ЦМСДБ - филиалом N 3 (детская библиотека).
В связи с реорганизацией в форме присоединения ФГУ (в настоящее время - ФГКУ) "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России является правопреемником ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" с 22 августа 2011 года.
Пунктом 1 Дополнительного соглашения N 5257 от 27.02.2003 к договору аренды N 1271 от 13.04.1995 установлена арендная плата в размере 4624 руб. 79 коп. в месяц.
В соответствии с Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 21.02.2014 N 150 "О передаче объекта недвижимого имущества в собственность городского округа Самара" (с учетом изменений, внесенных приказом от 15.09.2015 N 893) акт приема-передачи объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Стара Загора, д. 141, согласован передающей и принимающей стороной, утвержден Департаментом имущественных отношений Министерством обороны Российской Федерации 17.02.2016.
Истец числит за ответчиком задолженность по арендной плате за период с 01.01.2010 до 17.02.2016 в размере 340 230 руб. 39 коп.
В соответствии с пунктом 4.2.1 договора в случае невнесения Арендатором платежей в сроки, установленные настоящим договором, начисляются пени по 0,5 % в день с просроченной суммы за каждый день просрочки.
По расчету истца сумма пени, начисленная в соответствии с п. 4.2.1 договора по состоянию на 31.08.2017 составляет 1 778 254 руб. 88 коп.
Направленная истцом претензия о погашении задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, являются муниципальной собственностью.
С целью реализации вышеуказанного Постановления Верховного Совета РФ и освобождения учреждения Министерства обороны РФ- Самарской квартирно-эксплуатационной части района Приволжско- Уральского военного округа от несвойственных ему функций по содержанию объектов социально- культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, а так же в соответствии с положением "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента от 18.03.1992 N 114-рп, Главой г. Самары было издано постановление от 07.09.1998 N 361а "Об утверждении перечня объектов жилищно-коммунального хозяйства, являющихся федеральной собственностью и находящихся на балансе Самарской квартирно-эксплуатационной части района Привожско- Уральского военного округа, принимаемых в муниципальную собственность г. Самары".
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28.09.2005 N 1521-р "О передаче в муниципальную собственность г. Самары объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре" (далее -Распоряжение N 1521-р) было принято предложение Администрации г. Самары и Минэкономразвития России, согласованное с Минобороны России и Правительством Самарской области, о передаче в муниципальную собственность г. Самары находящихся в федеральной собственности объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре, согласно Приложению.
В Перечне передаваемых в муниципальную собственность г. Самары, находящихся в федеральной собственности, объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района (Приложение к Распоряжению N 1521-р), расположенных в г. Самаре, значится, в том числе, жилой дом по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, д. 141, без каких-либо изъятий (исключений).
На момент передачи в муниципальную собственность, нежилое помещение общей площадью 951,2 кв.м, расположенное в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, ул. Стара Загора, д. 141, находилось на балансе Самарской квартирно- эксплуатационной части и вошло в состав многоквартирного дома, переданного в собственность муниципального образования городского округа Самара на основании действующего, не отмененного и не оспоренного Распоряжения N 1521 -р, следовательно, спорное нежилое помещение также принято в составе здания многоквартирного дома в муниципальную собственность, и соответственно, является собственностью муниципального образования городского округа Самара.
Таким образом, Правительство РФ, а также Росимущество, действующее от лица собственника имущества РФ, выразили свою позицию, распорядившись спорным объектом недвижимости и включив его в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность г.о. Самара.
Распоряжение N 1521 - р принято в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, уполномоченным органом, не отменено и не оспорено в судебном порядке.
Кроме того, во исполнение приказов заместителя Министра обороны Российской Федерации от 21.02.2014 N 150 "О передаче объекта недвижимого имущества в собственность городского округа Самара", от 15.09.2015 N 893 " О внесении изменения в приказ заместителя Министра обороны Российской Фендерации от 21.02.2014 N 150", акта приема-передачи недвижимого имущества от 17.02.2016, руководствуясь Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424, внесены сведения об объекте, находящемся по адресу: г. Самара, ул. Стара- Загора, д. 141.
Таким образом, с указанной даты - 16.12.2005 ФГУ "Самарская КЭЧ" Министерства обороны РФ утратило права на распоряжение вышеуказанным имуществом, в связи с чем, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Стара- Загора, д. 141, а так же права и обязанности арендодателя по договору аренды N 1271 от 13.04.1995 не могли быть переданы при реорганизации ФГУ " Самарская КЭЧ" своему правопреемнику- ФГКУ "Приволжско- Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и закреплены за ним на праве оперативного управления.
Как верно установлено судом первой инстанции, возникновение права собственности на объект недвижимого имущества в данном случае не связано с моментом государственной регистрации права, а следовательно, распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.09.2005 N 1521-р, приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 21.02.2014 N150, акт приема-передачи недвижимого имущества от 17.02.2016 являются основанием возникновения права муниципальной собственности на нежилое помещение, находящееся по адресу: г. Самара, ул. Стара- Загора, д.141, общей площадью 951,2 кв.м, которое передавалось в составе многоквартирного жилого дома без каких- либо изъятий (исключений).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с 28.09.2005 не является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Стара- Загора, д.141, и является ненадлежащим истцом по данному делу.
Кроме того, истец не обладает правом оперативного управления или хозяйственного ведения на объект имущества, находящийся по адресу: г. Самара, ул.Стара Загора, 141, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.11.2017 N 63/01/2017-224777, об отсутствии записи о правообладателе и виде зарегистрированного права.
В соответствии с п.2 ст. 8.1. Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу положений ст.216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления является разновидностью вещного права.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления возникает с момента передачи этого имущества, если иное не установлено законом.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, при этом, регистрации подлежат не только право собственности, но и право оперативного управления.
Учитывая, что ФГКУ "Приволжско- Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не является собственником нежилого помещения по адресу: г. Самара, ул. Стара Загора, 141, общей площадью 951,2 кв.м, зарегистрированное право оперативного управления у истца на спорное нежилое помещение отсутствует, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Учреждение является ненадлежащим истцом по данному делу.
Доводы заявителя о том, что нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера не входили в состав жилищного фонда являются несостоятельными исходя из следующего.
В соответствии со ст. Приложение 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 к объектам, относящимся к муниципальной собственности относится: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Довод заявителя о том, что согласно распоряжению N 217-р и Приложения N 2 к нему нежилые помещения подлежат передаче в муниципальную собственность как отдельные объекты также не может быть принят во внимание.
Согласно п. 7 распоряжения Госкомимущества N 217-р от 05.02.1993 г. документом, подтверждающим право собственности города, района на нежилые помещения, является выписка из зарегистрированного перечня зданий, сооружений, помещений или из реестра муниципальной собственности.
Право муниципальной собственности с 28.09.2005 г. на нежилое помещение общей площадью 951,20 кв.м по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора дом 141 установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А55-9372/2015.
Следовательно, впоследствии и было произведено оформление передачи объекта недвижимости (Приказ заместителя обороны Российской Федерации от 21.02.2014 г. и акт приема-передачи от 17.02.2016 г.).
Таким образом, с 28.09.2005 г. Министерство обороны РФ не является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Самара, ул.Стара-Загора, д. 141, и соответственно ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерство обороны является ненадлежащим истцом по данному делу.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона, признаются юридически действительными. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. При этом государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на объект недвижимого имущества требуется в обязательном порядке при государственной регистрации возникших после введения в действие указанного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие указанного Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Реорганизация ФГУ "Приволжско-Уральское ТУИО" произошла в период действия Федерального закона N 122-ФЗ от 21.076.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поэтому право собственности Министерства обороны РФ, а также право оперативного управления (хозяйственного ведения) ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" на указанное недвижимое имущество должно было быть зарегистрировано в установленном законом порядке.
Помимо этого, суд первой инстанции с учетом заявленного ответчиком ходатайства о пропуске срока исковой давности, установил, что срок исковой давности по требованию о взыскании с ответчика задолженности по договору аренды за период с 01.01.2010 года по 01.02.2014 года истек, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований за указанный период.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, полно, всесторонне и объективно исследованы судебной коллегией, но подлежат отклонению, поскольку не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не опровергают выводов суда и не подтверждены надлежащими доказательствами, выражают несогласие с ними и основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку надлежаще установленных судом фактических обстоятельств дела.
Суд первой инстанции вынес решение на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2017 года по делу N А55-24590/2017, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю. Пышкина |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.