город Воронеж |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А35-4566/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Рыжкова Дмитрия Александровича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Земельного комитета города Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета архитектуры и градостроительства города Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рыжкова Дмитрия Александровича на решение Арбитражного суда Курской области от 19.12.2017 по делу N А35-4566/2017 (судья Клочкова Е.В.) по заявлению индивидуального предпринимателя Рыжкова Дмитрия Александровича (ИНН 460801799810 ОГРН 309460825200020) к Земельному комитету города Курска о признании незаконными действий Земельного комитета города Курска, изложенных в письме от 28.02.2017 N 803/07.1.01-16, об обязании Земельного комитета города Курска заключить с индивидуальным предпринимателем Рыжковым Дмитрием Александровичем договор на размещение нестационарного торгового объекта киоска по адресу: г. Курск, ул. Союзная, 4-6,
третьи лица: Департамент развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска, Комитет архитектуры и градостроительства города Курска,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Рыжков Дмитрий Александрович (далее - ИП Рыжков Д.А., заявитель, индивидуальный предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Земельного комитета города Курска (далее - Комитет, административный орган) изложенных в письме от 28.02.2017 N 803/07.1.01-16, об обязании Земельного комитета города Курска заключить с индивидуальным предпринимателем Рыжковым Дмитрием Александровичем договор на размещение нестационарного торгового объекта киоска по адресу: г. Курск, ул. Союзная, 4-6.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц - Департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска, Комитета архитектуры и градостроительства города Курска
Решением суда от 19.12.2017 по делу N А35-4566/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, индивидуальный предприниматель Рыжков Дмитрий Александрович обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что сведения, изложенные в письме от 28.02.2017 N 803/07.1.01-16, не соответствуют действительности.
Считает, что действия Земельного комитета города Курска не соответствуют закону и нарушают его права на осуществление торговой деятельности.
Ссылается на то, что НТО соответствует Схеме размещения.
В представленном суду отзыве Департамент развития
предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска соглашается с выводами суда первой инстанции, указывает, что объект не соответствует Схеме по группе товаров, по типу объекта, размеру объекта и архитектурно-художественному паспорту.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.10.2013 на основании договора N 141945ф на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения аукциона) (далее - договор N 141945ф) Земельным комитетом г. Курска было предоставлено обществу с ограниченной ответственностью "Копеечка" право на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) - киоска площадью 8 кв. м по адресу: г. Курск, ул. Союзная, 4-6, на срок до 02.10.2014.
24.10.2013 между обществом с ограниченной ответственностью "Копеечка" и ИП Рыжковым Д.А. был заключен договор купли-продажи N 6 киоска площадью 8 кв. м по адресу: г. Курск, ул. Союзная, 4-6. Актом приема-передачи N 1 от 24.10.2013 указанный объект был передан ИП Рыжкову Д.А.
На основании распоряжения Земельного комитета города Курска от 06.12.2013 N 07.2.01-14/488-ра между Земельным комитетом г. Курска и ИП Рыжковым Д.А. было заключено соглашение от 10.12.2013 о замене стороны в договоре N 141945ф на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения аукциона) от 14.10.2013 в связи с переходом права собственности на указанный выше объект, в соответствии с которым стороной по договору вместо общества с ограниченной ответственностью "Копеечка" является ИП Рыжков Д.А.
23.12.2016 через ОБУ "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" ИП Рыжковым Д.А. было подано заявление в Земельный комитет города Курска о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта - указанного выше киоска.
К заявлению были приложены документы, установленные абз. 11-12 п. 4.5.1 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска, утвержденного Постановлением Администрации г. Курска от 12.04.2012 N 1036 (далее - Положение N1036).
Земельный комитет города Курска письмом N 803/07.1.01-16 от 28.02.2017 сообщил ИП Рыжкову Д.А. о том, что отказывает в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок.
Основанием для отказа послужило заключение о соответствии (несоответствии) НТО схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска, архитектурно-художественному паспорту от 01.02.2017 N 578/031.01-11, составленное Департаментом развития предпринимательства потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска и Комитетом архитектуры и градостроительства города Курска, которым выявлено несоответствие группы товаров, определенных Схемой, несоответствие НТО Схеме, архитектурно-художественному паспорту.
В письме указано, что согласно схеме размещения НТО, по адресу ул. Союзная (в районе д. 4 и д. 4-6) должны быть размещены три киоска: N 127 киоск 8 кв.м, N 128 киоск 17 кв.м, N 129 киоск 8 кв.м.; фактически установлены и функционируют два павильона, что не соответствует схеме размещения НТО; в одном из павильонов ("Интерокна") осуществляет деятельность ИП Ковалева Н.А., лицо, которому не предоставлялось право на размещение НТО; второй павильон на момент осмотра не функционирует - субъект предпринимательства установить не представляется возможным; группа товаров - непродовольственные товары - не соответствует схеме размещения НТО. Наименование и тип объекта не соответствует схеме размещения НТО, так как по факту вместо киоска установлен павильон; размер площади НТО не соответствует Схеме, так как по схеме размещения НТО - киоск 8 кв.м, по факту установлен павильон - 20 кв.м.; рекламно-информационное оформление НТО не соответствует архитектурно-художественному паспорту рекламного оформления, так как размещена несанкционированная реклама, отсутствует архитектурно-художественный паспорт рекламного оформления.
Посчитав, что действия Земельного комитета города Курска, изложенные в письме от 28.02.2017 N 803/07.1.01-16, не соответствуют закону и нарушают права индивидуального предпринимателя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что оспариваемое решение Земельного комитета города Курска является законным, права ИП Рыжкова Д.А. в сфере предпринимательской деятельности не нарушаются.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные
лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными решений, действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В связи с этим вопросы, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся к предмету регулирования Федерального закона N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке установленным органом исполнительной власти субъекта РФ.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска утверждена постановлением Администрации города Курска от 12.04.2012 N 1035 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска".
Постановлением Администрации города Курска от 12.04.2012 N 1036 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска" утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска (далее - Положение).
В соответствии с п. 4.4. Положения (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Земельный комитет и совершения оспариваемого действия) договор на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов) на новый срок заключается при выполнении следующих условий:
1) наличие НТО в Схеме;
2) наличие действующего договора;
3) отсутствие задолженности по действующему договору;
4) соответствие НТО Схеме по наименованию и типу объекта, месту нахождения объекта, группе товаров, размеру торговой площади, сроку функционирования объекта, архитектурно-художественному паспорту НТО.
Пунктами 4.5.5.-4.5.9 Положения установлено, что земельный комитет города Курска направляет запросы или рассылает поступившие заявления с использованием системы электронного документооборота "Дело" в департамент развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска и комитет архитектуры и градостроительства города Курска для составления заключения о соответствии (несоответствии) НТО Схеме по наименованию и типу объекта, месту нахождения объекта, группе товаров, размеру торговый площади, сроку функционирования объекта, архитектурно-художественному паспорту НТО. Указанные органы представляют в земельный комитет города Курска заключение о соответствии (несоответствии) нестационарного торгового объекта Схеме по наименованию и типу объекта, месту нахождения объекта, группе товаров, размеру торговой площади, сроку функционирования объекта, архитектурно-художественному паспорту НТО (далее - заключение о соответствии НТО).
Для составления заключения о соответствии (несоответствии) НТО уполномоченными органами осуществляется осмотр НТО.
Отсутствие владельца НТО не является препятствием для проведения осмотра.
По результатам осмотра составляется заключение о соответствии (несоответствии) нестационарного торгового объекта Схеме по наименованию и типу объекта, месту нахождения объекта, группе товаров, размеру торговой площади, сроку функционирования объекта, архитектурно-художественному паспорту НТО.
Заключение о соответствии (несоответствии) НТО составляется в 4-х экземплярах по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Пунктом 4.5.12. Положения установлен перечень оснований для отказа в заключении договора на размещение НТО (без проведения торгов), одним из которых является наличие заключения о несоответствии НТО Схеме по группе товаров.
Согласно пункту 8 Постановления Администрации города Курска от 29 января 2016 года N 249 "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации города Курска от 12 апреля 2012 года N 1036 (в ред. от 20 августа 2015 года N 2425)" лица, имеющие договоры на размещение нестационарных торговых объектов и не заключившие их на новый срок, вправе обратиться в земельный комитет города Курска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения аукциона) до 25 декабря 2016 года.
В соответствии с пунктом 4.5.11 Положения N 1036, Земельный комитет города Курска в срок не более сорока пяти рабочих дней с даты регистрации заявления совершает одно из следующих действий:
- заключает договор на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов) по форме согласно приложению 3 к постановлению Администрации города Курска;
- отказывает в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов).
Обстоятельства дела свидетельствуют, что 23.12.2016 ИП Рыжковым Д.А. было подано заявление в Земельный комитет города Курска о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта киоска площадью 8 кв. м по адресу: г. Курск, ул. Союзная, 4-6.
По результатам осмотра спорного объекта, Департаментом развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей и Комитетом архитектуры и градостроительства г. Курска подготовлено заключение от 01.02.2017 N 578/031.01-11, в котором сделан вывод о том, что НТО не соответствует схеме размещения НТО, архитектурно-художественному паспорту, в связи с чем, договор не подлежит продлению.
На основании вышеуказанного Заключения Земельный комитет города Курска письмом от 28.02.2017 N 803/07.1.01-16 уведомил ИП Рыжкова Д.А. о том, что отказывает в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок.
В качестве оснований отказа Земельный комитет города Курска указал на нарушения, выявленные Департаментом развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей и Комитетом архитектуры и градостроительства г. Курска и отраженные в Заключение от 01.02.2017 N 578/031.01-11, а именно:
-несоответствие группы товаров, определенных Схемой;
-несоответствие НТО Схеме;
-несоответствие архитектурно-художественному паспорту.
Давая оценку основанию отказа в заключение договора на размещения мобильного киоска на новый срок - "несоответствие архитектурно-художественному паспорту", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности отказа Земельного комитета города Курска по данному основанию.
Заявитель согласен с данным выводом суда.
Вместе с тем, остальные основания для отказа судом признаны правомерными исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, при осмотре нестационарного торгового объекта по адресу: ул. Союзная д. 4-6, было установлено, что тип объекта не соответствует Схеме размещения НТО, поскольку по данному адресу фактически размещен павильон, однако согласно Схеме должен быть установлен киоск.
Пунктом 2.1. Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска, утвержденного Постановлением Администрации города Курска от 29.01.2016 N 249, закреплены следующие определения:
павильон - нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов; мобильный киоск, автомагазин (торговый автофургон, автолавка);
киоск - нестационарный торговый объект, представляющий собой автотранспортное или транспортное средство (прицеп, полуприцеп) с размещенным в кузове торговым оборудованием, при условии образования в результате его остановки (или установки) одного или нескольких рабочих мест продавцов, на котором(-ых) осуществляют предложение товаров, их отпуск и расчет;
остановочно-торговый комплекс (ОТК) - место ожидания городского пассажирского транспорта, конструктивно объединенное с киоском или павильоном.
Из представленных в материалы дела фотоматериалов, полученных в ходе осмотра объекта определено, что по адресу: г. Курск, ул. Союзная, 4-6 фактически установлены два нестационарных торговых объекта, представляющих собой отдельно две части одного строения, с замкнутым пространством, имеющие торговый зал и рассчитанные на одно или несколько рабочих мест продавцов.
Апелляционная коллегия соглашается с судом области в том, что признаки киоска отсутствуют, имеет место несоответствие НТО Схеме. Данный факт также отражен в заключении от 01.02.2017 N 578/03.1.01-11.
Кроме того, основанием для отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок явилось несоответствие группы реализуемых товаров, определенных Схемой.
Согласно Схеме размещения НТО, а также представленного в материалы дела договора N 141945ф, специализация спорного НТО определена как - продовольственные товары.
В Заключении о соответствии (несоответствии) НТО Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска, отражено, что фактически в одном из павильонов объекта ("Интерокна") реализуются непродовольственные товары.
Представленными в материалы дела фотоматериалами также подтверждается, что группа товаров НТО (на месте расположения киоска N 129 согласно Схеме) не соответствует Схеме, поскольку в объекте реализуются непродовольственные товары, о чем свидетельствует размещенные на фасаде вывески "Интерокна", "Завод пластиковых окон", "Клиентский центр". Фотосъемка внутри объекта также подтверждает то, что продовольственные товары в данном объекте не реализуются.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд области, заявителем были нарушены условия договора на размещение НТО - несоответствие группы товаров, определенных Схемой.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ, изложенный в письме от 28.02.2017 N 803/07.1.01-16 является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области, изложенные в обжалуемом судебном акте.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Оснований для переоценки сделанных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый
арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 19.12.2017 по делу N А35-4566/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.