г. Ессентуки |
|
12 апреля 2018 г. |
Дело N А25-1225/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Урусовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Черкесск" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2018 по делу N А25-1225/2017 (судья К.Х. Салпагаров),
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Черкесск"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Газпром газораспределение Черкесск" - Коцубиной С.Н., по доверенности,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике - Матакаева И.И. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2018 отказано в удовлетворении заявления АО "Газпром газораспределение Черкесск" (далее - общество, заявитель) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - УФАС, антимонопольный орган, управление) об оспаривании постановления от 28.06.2017 N 1549-2/15 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Суд указал на доказанность вменяемого правонарушения и соблюдение управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неверное применение норм материального и процессуального права. Общество приводит доводы об отсутствии вины во вмененном ему правонарушении. Заявитель указал, что с его стороны были приняты все меры для исполнения обязательств в соответствии с заключенным договором. По мнению общества, гр. Катчиевым Р.С. не исполнены мероприятия, указанные в Технических условиях (строительство внутренней системы газопотребления в границах своего участка) в срок, а также общество не было извещено об их выполнении до истечения данного срока.
В отзыве управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие третьего лица - Катчиева Р.С. извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
19 апреля 2016 года между обществом (исполнитель) и гражданином Катчиевым Р.С. (заявитель) заключен договор о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения N 85-ТП-УП-01 (далее - договор), в соответствии с пунктом 2.1 которого исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства жилого дома, принадлежащего заявителю, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Демиденко, д. 21, к принадлежащей исполнителю на законном праве сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки, указанной в Технических условиях от 19.04.2016 N 126, являющихся Приложением N 1 к договору от 19.04.2016, а заявитель, в свою очередь, обязуется оплатить работы по подключению. Согласно пункту 5.1 договора, срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) - 1 год со дня заключения договора.
В соответствии с условиями договора от 19.04.2016 исполнитель обязан: выполнить проектные работы для создания сети газораспределения до точки подключения в соответствии с действующими нормативными документами, приведенными в разделе 1 данного договора (пункт 3.2.1 договора); осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения точки подключения, а также по подготовке сети газораспределения к подключению Объекта Заявителя и пуску газа в соответствии с условиями данного договора (пункт 3.2.2 договора); проверить выполнение заявителем Технических условий. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием сторонами "Акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению)" (пункт 3.2.3 договора); осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства в сроки установленные договором, но не ранее подписания Акта о готовности, указанного в подпункте 3.2.3 данного договора (пункт 3.2.4 договора); по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направлять Заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) (пункт 3.2.5 договора); выполнить условия договора о подключении при необходимости осуществления строительства сетей газораспределения по землям, находящимся в частной собственности у третьих лиц, после обязательного получения заявителем письменного согласия собственника земельного участка, на котором планируется строительство сетей газораспределения, о возможности строительства (пункт 3.2.6 договора); для целей проведения заявителем согласительных процедур с собственниками земельных участков, на которых планируется строительство сетей газораспределения, направить заявителю информацию о наличии таких земельных участков и их собственниках в течение 5 рабочих дней со дня подписания акта выбора трассы газопровода.
В свою очередь, в соответствии с условиями договора от 19.04.2017 заявитель обязуется: выполнить необходимые условия для подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению, включая проектные работы в соответствии с техническими условиями от 19.04.2016 N 126 и строительно-монтажные работы по созданию сети газопотребления на принадлежащем заявителю земельном участке (пункт 3.4.1 договора); представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации, который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) (пункт 3.4.2 договора); в согласованные с исполнителем сроки, но не позднее 60 рабочих дней, до дня подключения обеспечить исполнителю доступ к объектам капитального строительства заявителя для проверки выполнения заявителем Технических условий (пункт 3.4.3 договора); внести плату за технологическое присоединение в размере и сроки установленные данным договором (пункт 3.4.4 договора); при необходимости осуществления строительства исполнителем сети газораспределения по землям, находящимся в частной собственности у третьих лиц. Получить письменное согласие, о возможности строительства, дающее исполнителю право временного занятия соответствующих земельных участков для производства строительных работ (пункт 3.4.51 договора).
19 июля 2016 года общество обратилось в Управление Архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска с заявлением о согласовании проектно-сметной документации объекта "Газификация жилого дома N 21 по ул. Демиденко в г. Черкесске. Наружные газопроводы. Газопровод-ввод".
Письмом от 25.07.2016 исх. N 01-1506 Управление Архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска отказало в согласовании проектно-сметной документации. Отказ мотивирован тем, что по ул. Демиденко проведены работы по капитальному ремонту дорожного покрытия и работы, связанные со вскрытием асфальтового покрытия запрещены.
16 февраля 2017 года между обществом (исполнитель) и гражданином Катчиевым Р.С. (заказчик) заключен договор N 304/14-17, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить проектные работы по газификации жилого дома, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Демиденко, д. 21.
Заявителем гр. Катчиеву Р.С. был предложен новый проект Договора о выполнении работ, согласно которому подрядчик обязуется выполнить работы, а заказчик - своевременно и в полном объеме оплатить их. Стоимость работ, в соответствии с предложенным проектом договора - 41 271 рубль 10 копеек, с учетом НДС. При этом договор от 19.04.2016 расторгнут не был, денежные средства в сумме 30 000 рублей, уплаченные в соответствии с условиями указанного договора гр. Катчиевым Р.С., последнему обществом также не были возвращены.
03 апреля 2017 года гражданин Катчиев Руслан Султанович обратился в УФАС по КЧР с жалобой на действия общества, в которой указал, что общество свои обязательства по Договору о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения от 19.04.2016 N 85-ТП-УП-01 в установленный срок не выполнило. Кроме того, по мнению гр. Катчиева Р.С., общество необоснованно запросило цену в размере 41 271 рубля, помимо суммы в размере 30 000 рублей, уплаченной Катчиевым Р.С. в соответствии с условиями Договора от 19.04.2016 N 85-ТП-УП-01.
Определением от 25.04.2017 УФАС по КЧР возбудило в отношении АО "Газпром газораспределение Черкесск" дело по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. общество и гражданин Катчиев Р.С. приглашены 30 мая 2017 года в 09 часов 00 минут для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении. Копия определения направлена в адрес общества и получена последним 30.05.2017, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении, копия которого имеется в материалах дела.
30 мая 2017 года УФАС по КЧР в отношении общества в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении. Копия протокола вручена представителю заявителя 30.05.2017, о чем свидетельствует соответствующая расписка.
Определением от 09.06.2017 рассмотрение дела N 140-а отложено на 27 июня 2017 года 09 часов 40 минут, в связи с необходимостью выяснения обстоятельств дела. Копия определения направлена в адрес общества и получена им 19.06.2017, о чем свидетельствует копия почтового уведомления у вручении, имеющаяся в материалах дела.
27 июня 2017 года УФАС по КЧР в присутствии представителя общества вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 140-а. Указанным постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч.1. ст. 9.21 КоАП РФ - нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в области соблюдения безопасности технологического присоединения к электрическим сетям, подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.
Объективную сторону правонарушения образуют, в том числе, действия субъекта по нарушению правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектами административного правонарушения могут быть как должностные, так и юридические лица.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в статье 4 Федерального закона от 19.08.1995 N 147 ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Из материалов дела следует, что Постановлением Федеральной энергетической Комиссии Российской Федерации от 14.11.1997 N 121/1 АО "Газпром газораспределение Черкесск" (бывш. ЗАО "Газпром газораспределение Черкесск" (бывш. ЗАО "Карачаево-Черкесскгаз")) включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел II "Транспортировка газа по трубопроводам".
Порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1314).
Исполнителем является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства (пункт 2 Правил N 1314).
Согласно пункту 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);
б) выдача технических условий;
в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);
г) заключение договора о подключении;
д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;
е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);
ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно пункту 34 Правил N 1314 в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, так и основной абонент. В случае, если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления.
В остальной части, положения Правил N 1314 не распространяются на случаи подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, находящимся в собственности или на ином законном основании у организации, не являющейся газораспределительной организацией, в связи с чем, договор о подключение не заключается.
В соответствии с пунктом 59 Правил подключения N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Пунктом 81 Правил подключения N 1314 установлено, что договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.
Согласно подпункту "а" пункта 85 Правил подключения N 1314 срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 1 год - для заявителей, в случае подключения к сетям газораспределения газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа не более 15 куб. метров (с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования заявителя, ранее подключенного в точке подключения), в случаях, когда расстояние от точки подключения до сети газораспределения с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 40 метров и мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется), кроме случая, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту, если иные сроки (но не более 2 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.
Как следует из материалов дела, между обществом и гр. Катчиевым Р.С. заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 19.04.2016 года N 85-ТП-УП-01, а также выданы технические условия от 19.04.2016 N 126.
В соответствии с пунктом 2.1 договора исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства жилого дома, принадлежащего заявителю, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Демиденко, д. 21, к принадлежащей исполнителю на законном праве сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки, указанной в Технических условиях от 19.04.2016 N 126, являющихся Приложением N 1 к договору от 19.04.2016, а заявитель, в свою очередь, обязуется оплатить работы по подключению. Согласно пункту 5.1 договора, срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) - 1 год со дня заключения договора.
Условия договора от 19.04.2016 года N 85-ТП-УП-01 не противоречат подпункту "а" пункта 85 Правил подключения N 1314.
Договор от 19.04.2016 года N 85-ТП-УП-01 подписан сторонами, мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении заявителем не представлен, следовательно, договор заключен без разногласий.
Внесение гр. Катчиевым Р.С. платы за технологическое присоединение согласно условиям пунктов 4.1, 4.2 договора от 19.04.2016 года N 85-ТП-УП-01 (указанное обстоятельство сторонами не оспаривается) также подтверждает соглашение со стороны гр. Катчиева Р.С. со всеми условиями договора от 19.04.2016 года N 85-ТП-УП-01.
Таким образом, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объекта газопотребления согласно пункту 3.2.2 договора от 19.04.2016 года N 85-ТП-УП-01 и подпункту "а" пункта 85 Правил подключения N 1314 должны были быть осуществлены обществом не позднее 19.04.2017.
В рассматриваемом случае общество планировало подключить домовладение гр. Катчиева Р.С. путем прокладки подземного газопровода через улицу Демиденко и присоединения к сетям газораспределения на противоположной стороне улицы.
Однако Управление Архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска письмом от 25.07.2016 исх. N 01-1506, отказало в согласовании проектно-сметной документации, мотивировав отказ тем, что по ул. Демиденко проведены работы по капитальному ремонту дорожного покрытия и работы, связанные со вскрытием асфальтового покрытия запрещены.
Фактически, получив от Управления Архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска отказ в согласовании проектно-сметной документации, общество перестало принимать какие-либо меры по исполнению своих обязательств в рамках договора от 19.04.2016 N 85-ТП-УП-01, при этом, указанный договор расторгнут не был, денежные средства Катчиеву Р.С. не возвращены.
Отказ Управления не освобождает общество от исполнения договора от 19.04.2016 N 85-ТП-УП-01, поскольку подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Демиденко, д. 21, к сетям газораспределения могло быть произведено другим способом.
В любом случае общество, будучи субъектом естественной монополии, заключив договор с потребителем о технологическом присоединении, обязано был его исполнять.
Как установлено, судом до настоящего времени договор является действующим, договор обществом с потребителем не расторгнут, денежные средства потребителю не возвращены.
Общество, полагая, что отсутствовала техническая возможность для технологического присоединения, не должно было заключить договор с потребителем, либо должно было заблаговременно его расторгнуть и возвратить денежные средства.
Доводы общества о неисполнении гр. Катчиевым Р.С. мероприятий, указанных в Технических условиях в срок, и не уведомление общества об их выполнении до истечения данного срока подлежат отклонению как несущественные, направленные не на защиту права, а на уклонение от ответственности.
Как следует из материалов дела заявителем гр. Катчиеву Р.С. был предложен новый проект Договора о выполнении работ, согласно которому подрядчик обязуется выполнить работы, а заказчик - своевременно и в полном объеме оплатить их. Стоимость работ, в соответствии с предложенным проектом договора - 41 271 рубль 10 копеек, с учетом НДС. При этом, как указывалось ранее, договор от 19.04.2016 расторгнут не был, денежные средства в сумме 30 000 рублей, уплаченные в соответствии с условиями указанного договора гр. Катчиевым Р.С., последнему обществом также не были возвращены.
В судебное заседание была приглашена и допрошена в качестве свидетеля заместитель начальника ПТО, начальник группы по работе с клиентами общества Думанишева Ирина Вячеславовна.
Думанишева И.В. дала пояснения по вопросам, касающимся взаимодействия общества и гр. Катчиева Р.С. Помимо прочего, Думанишева И.В. пояснила, что стоимость работ в размере 41 271 рубля 10 копеек, указанная в проекте нового договора, предложенного обществом гр. Катчиеву Р.С., включает в себя как стоимость строительно-монтажных работ по созданию сети газопотребления на принадлежащем гр. Катчиеву Р.С. участке, так и стоимость работ по созданию сети газораспределения до точки подключения (технологическое присоединение к газовым сетям по улице Международной, в районе дома 33).
По мнению общества, денежные средства в размере 30 000 рублей, уплаченные гр. Катчиевым Р.С. в рамках договора от 19.04.2016, возврату не подлежат, поскольку указанная сумма является исключительно платой за технологическое подключение, с учетом стоимости необходимых строительных материалов.
При этом, как следует из приложения к Постановлению Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 18.03.2015 N 10 "О внесении изменений в постановление Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 26.12.2014 N 155 "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ЗАО "Газпром газораспределение Черкесск" на территории Карачаево-Черкесской Республики" (далее - Постановление от 18.03.2015 N 10), на которое также неоднократно ссылался представитель общества, плата в размере 30 000 рублей включает в себя технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 кубических метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования Заявителя, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройств пунктов редуцирования газа).
Гр. Катчиев Р.С. оплатил подключение к сети газораспределения. При этом не имеет значения, где именно будет располагаться точка присоединения к газовым сетям: на улице Демиденко или на улице Международной.
При таких обстоятельствах, в случае заключения гр. Катчиевым Р.С. договора с обществом стоимостью услуг в 41 271 рубль 10 копеек, проект которого представлен заявителем в материалы дела, фактически, на гр. Катчиева Р.С. была бы возложена обязанность по внесению двойной оплаты за создание сети газораспределения от границ земельного участка гр. Катчиева Р.С. до точки подключения к газовым сетям.
Противоправные действия общества (неисполнение в установленные сроки договора от 19.04.2016 N 85-ТП-УП-01 и требование двойной оплаты за присоединение к газовым сетям) явно свидетельствуют о злоупотреблении им своим доминирующим положением, что недопустимо.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 308-АД17-19227.
Общество как лицо, занимающее доминирующее положение и являющееся владельцем объекта, предназначенного для организации газоснабжения, допустившим нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по трубопроводам, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению в установленный срок, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Объективные доказательства отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности в материалы дела не представлены.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных норм действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждена вина в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Апелляционный суд считает, что нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснения, данным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2018 по делу N А25-1225/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1225/2017
Истец: АО "Газпром газораспределение Черкесск"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: Катчиев Руслан Султанович