г. Пермь |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А50-35732/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Семенова В.В., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
от заявителя - Сельскохозяйственного производственного кооператива "Энкрайс": Окулов Р.А., доверенность от 21.06.2016, паспорт;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 19 января 2018 года
принятое судьей Цыреновой Е.Б.,
по делу N А50-35732/2017
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Энкрайс" (ОГРН 1025902401425 ИНН 5948022371)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Государственному казенному учреждению Пермского края "Пермское лесничество" (ОГРН 1075948002481 ИНН 5948033366)
о признании незаконным отказа в переоформлении договора безвозмездного пользования земельным участком,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Энкрайс" обратилось в арбитражный суд с заявление о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края по отказу в переоформлении договора безвозмездного пользования лесным участком от 27.10.2003 на договор аренды лесного участка, выраженного в письме от 26.07.2017 N СЭД-3-01-25.4-4841, а также признании незаконными действий Государственного казенного учреждения Пермского края "Пермское лесничество" по отказу в выдаче проектной документации, выраженного в письме от 10.07.2017 N 567.
Заявленные требования основаны на том, что отказ в переоформлении договора не соответствует требованиям Лесного Кодекса РФ, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.01.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, в удовлетворении требований СХПК "ЭнКрайс" отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает на то, что в силу ч. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договор аренды участков лесного фонда должны были быть переведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Настаивает на том, что СХПК "ЭнКрайс" обратилось с заявлением о переоформлении договора после истечения срока, установленного законодательством для переоформления договоров.
До начала судебного разбирательства от СПК "Энкрайс" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний поддержал выводы, сделанные судом первой инстанции, и просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Пермский сельский лесхоз - филиал ФГУ "Пермсельлес" и сельскохозяйственным производственный кооператив "Энкрайс" 27.10.2003 заключили договор б/н о предоставлении на основании Постановления Администрации Пермской области от 24.03.2003 N 29 в безвозмездное пользование участков лесного фонда, расположенные на территории Пермского района сроком на 49 лет в квартала 1-27, общей площадь. 5692 га (л.д.21).
Данный договор прошел государственную регистрацию, о чем внесена запись в реестр прав N 59-1/13-44/2003-43 от 18.12.2003(л.д. 24).
В целях приведения прав на лесные участки в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 24.11.2014 СХПК "Энкрайс" обратился в Министерство с заявлением о переоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда от 27.10.2003 на договор аренды в соответствии с требованиями Лесного Кодекса Российской Федерации.
Письмом от 02.04.2015 N СЭД-30-01-26.4-202 Министерство сообщило, что решение о переоформлении договора безвозмездного пользования лесным участком от 27.10.2003 на договор аренды лесного участка принято, для чего заявителю необходимо обратиться в ГКУ Пермского края "Пермское лесничество" для подготовки проектной документации.
Таким образом, Министерство письмом от 02.04.2015 N СЭД-30-01-26.4-202 фактически дало согласие на переоформление договора.
Как указывает заявитель, 15.12.2005 СХПК "Энкрайс" изготовлена проектная документация о местоположении, границах, площади и иных количественных и качественных характеристиках лесного участка. В связи с тем, что по данным проектной документации площадь лесного участка составила 4910 га, что не соответствует площади по договору безвозмездного пользования - 5692 га, ГКУ ПК "Пермское лесничество" было предложено провести кадастровые работы по определению площадей лесного участка согласно данным лесоустройства. Заявителем подготовлен межевой план и схема границ земельного участка, площадь участка по которым составила 5375 га. Для внесения изменений в проектную документацию заявитель 21.06.2017 обратился в ГКУ ПК "Пермское лесничество".
Письмом от 19.07.2017 N 567 ГКУ ПФ "Пермское лесничество" сообщило о том, что лесничество не уполномочено о выдаче повторной исправленной проектной документации без письменного уведомления Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на перезаключение договора безвозмездного пользования от 27.10.2013.
СХПК "Энкрайс" 03.07.2017 обратилось в Министерство с заявление о подтверждении намерения провести процедуру переоформления договора безвозмездного пользования на договор аренды.
Письмом от 26.07.2017 N СЭД-3-01-25.4-4841 Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края отказало в переоформлении договора безвозмездного пользования на договор аренды.
Полагая, что отказ Министерства в переоформлении договора аренды, выраженный в письме от 26.07.2017 N СЭД-30-01-25.4-4841 нарушает его права и интересы, СХПК "Энкрайс" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
Для приведения указанных договоров в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченный орган выносит решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 238-О-О и от 02.10.2003 N 346-О, устанавливая для юридических лиц предельный срок, в течение которого они обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков либо приобрести земельные участки в собственность, законодатель был вправе определить сферу действия новой нормы во времени и по кругу лиц, возможность изменения титулов на землю в данном случае не сопряжена с изъятием соответствующих земельных участков, а потому она не может рассматриваться как допускающая внесудебный порядок лишения имущества. Приведенная правовая позиция сохраняет свою силу и имеет значение, в том числе для оценки требования о переоформлении прав на участки лесного фонда в связи с введением в действие с 01.01.2007 ЛК РФ (определения от 25.12.2003 N 512-О и N 513-О).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.12.2011 N 5342/11, в случае, если заключение договора аренды произведено в порядке приведения ранее подписанного договора в соответствие с Лесным кодексом, действующим в настоящее время, то предоставление лесного участка не должно производиться вновь.
Суд первой инстанции, исходя из того, что Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 201-ФЗ не содержит указаний на прекращение действия существующих договоров аренды участков лесных фондов, в случае если они не были своевременно переоформлены, правомерно пришел к выводу о том, что отказ Министерства, изложенный в письме от 26.07.2017 N СЭД-30-01-25.4-4841 не соответствует закону. При этом, судом первой инстанции верно указано, что установление законом срока приведения договоров аренды участков лесных фондов в соответствие с положениями Лесного кодекса Российской Федерации не означает, что по истечении этого срока действующие договоры не могут быть переоформлены.
Принимая во внимание, что договор безвозмездного пользования лесным участком от 27.10.2003 б/н не расторгнут ни в добровольном, ни в судебном порядке, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об обязанности Министерства принять решение о переоформлении договора аренды.
В связи с тем, что при заключении договора аренды в порядке, предусмотренным Лесным Кодексом РФ предоставление лесного участка не должно производиться вновь, действия ГКУ Пермского края "Пермское лесничество" по отказу во внесении изменений в проектную документацию по причине не переоформления договора безвозмездного пользования от 27.10.2003, являются незаконными.
Для признания незаконными решения и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции, установив несоответствие действий Министерства, выразившихся в отказе в переоформлении договора аренды участка лесного фонда, а также действий ГКУ ПК "Пермское лесничество" действующему законодательству, нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя, правомерно признал требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 января 2018 года по делу N А50-35732/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.В. Макаров |
Судьи |
В.В. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.