г. Москва |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А40-138821/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: А.М. Елоева,
Судей: Н.В. Юрковой, Л.А. Яремчук,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Р.А. Сасюком,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "ГУ ЖКХ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2017 по делу N А40-138821/17 по иску ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092) к АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325) о взыскании задолженности в размере 31 056 473,19 руб., неустойки в размере 2 423 652,85 руб., неустойки, рассчитанной с 22.07.2017 по дату фактической оплаты основного долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент фактической оплаты основного долга,
при участии в судебном заседании:
от истца: Коваль А.А. по доверенности от 06.04.2017,
от ответчика: Волошина О.Н. по доверенности от 02.04.2018,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Ответчик) о взыскании задолженности в размере 31 056 473,19 руб., неустойки в размере 2 423 652,85 руб., неустойки рассчитанной с 22.07.2017 по дату фактической оплаты основного долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент фактической оплаты основного долга
Решением от 25.10.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, указывая на необоснованность взыскания неустойки, ссылаясь на наличие у него особого статуса,а также необходимость применения к рассматриваемым правоотношениям ст. 333 ГК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст.266,268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд считает решение в части взыскания нестойки подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов дела, между ПАО "МОЭК" и АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" заключены следующие договоры теплоснабжения: N 04.511005-ТЭ от 21.03.2016 г., N04.510029-ТЭ от 01.11.2015 г., N04.510029 ГВС от 01.11.2015 г., предметом которых является подача истцом ответчику тепловой энергии на условиях, определенных договорами, за плату согласно действующим тарифам.
Согласно условиям договоров, расчетным периодом для определения количества, стоимости и оплаты поставляемой потребителю тепловой энергии (горячей воды) является календарный месяц.
Установив, что истец надлежащим образом исполнял принятые на себя обязательства по договорам N 04.511005-ТЭ от 21.03.2016, N04.510029-ТЭ от 01.11.2015, N04.510029 ГВС от 01.11.2015, оказывая ответчику услуги, что подтверждается актами приемки-передачи энергоресурсов, составленными с использованием данных посуточных ведомостей с приборов учета, а при отсутствии приборов учета - в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и согласованными сторонами условиями договора, суд первой инстанции правомерно в соответствии со ст.ст.309, 310, 539, 544 ГК РФ взыскал с ответчика задолженность в размере 31 056 473,19 руб.
Также суд первой инстанции в соответствии со ст.330 ГК РФ взыскал с ответчика неустойку за период с 26.03.2017 по 21.07.2017 в размере 2 423 652,85 руб., а также неустойку 22.07.2017 в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование истца о взыскании неустойки правомерно, поскольку ответчик не отвечает критериям организаций, к которым может быть применена пониженная ответственность (1/300 ставки рефинансирования), как они определены ч. 9.3. ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении", так как он не является ни управляющей организацией, приобретающей тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, ни организацией, осуществляющий горячее водоснабжение. Доказательств обратного в материалы дела не представлено
Определением от 30.01.2018 ответчику было предложено подтвердить статус теплоснабжающей организации, представив доказательства наличия у ответчика объектов теплоснабжения и тепловых сетей для поставки и передачи тепловой энергии потребителям, центральных тепловых пунктов подготовки горячей воды, сетей передачи горячей воды; установление полномочными органами ответчику тарифов на такую регулируемую деятельность, истцу - пояснения по указанному вопросу, а также подтвердить свой статус единой теплоснабжающей организации.
Как следует из пояснений ответчика, к основным задачам АО "ГУ ЖКХ" относятся: выполнение работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (согласно Распоряжению Правительства РФ от 11.06.2015 N 1089-р и Постановлению Правительства РФ от 09.11.2016N 2365-р).
В рамках осуществления своей деятельности Федеральным государственным казенным учреждением "Центральное территориальное управление имущественных отношений "Министерства обороны РФ" (ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ) переданы Ответчику (АО "ГУ ЖКХ") в эксплуатацию объекты теплового хозяйства (центральные тепловые пункты, котельные, участки сети, сети теплоснабжения, расположенные в г. Москве), что подтверждается Договором от 19.10.2015 N 1-М-ТХ о передаче объектов теплового хозяйства во временное безвозмездное пользование от Минобороны России к АО "ГУ ЖКХ" и актом приема-передачи (далее - Договор N 1-М-ТХ)
Так, п. 1.2. к Договору теплоснабжения N 04.510029-ТЭ предусмотрено, что местом исполнения обязательств, признается точка поставки. Адреса точек поставки тепловой энергии и теплоносителя указаны в Приложении N 1 к Договору (п. 1.2.2. Договора). Приложением N 1 к Договору на поставку горячего водоснабжения N04.510029-ГВС также определен реестр точек поставки.
ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ также переданы во временное безвозмездное пользование объекты теплового хозяйства (центральные тепловые пункты, котельные, участки сети, сети теплоснабжения, расположенные в Московской области), что подтверждается Договором от 20.10.2015 N 1-П-ТХ, актом приема-передачи к Договору и Дополнительным соглашением N 2 к Договору.
Ответчиком указано, что он имеет в своем распоряжении ЦТП, тепловые сети для поставки и передачи тепловой энергии потребителям, ЦТП подготовки горячей воды, сети передачи горячей воды. Право Ответчика на эксплуатацию объектов теплоснабжения и тепловых сетей для поставки и передачи тепловой энергии потребителям и т.п., подтверждается Договором N 1-М-ТХ о передаче объектов теплового хозяйства во временное безвозмездное пользование от Минобороны России к АО "ГУ ЖКХ" и актом приема-передачи.
Также ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ переданы Ответчику во временное безвозмездное пользование объекты водопроводно-канализационного хозяйства недвижимое имущество в виде теплового хозяйства (водонасосные станции, артезианские скважины, сети водоотведения, сети холодного водоснабжения, водонапорные башни, станции и др., расположенные в г. Москве и Московской области), что подтверждается Договором от 20.10.2015 N 1-П-ВКХ и актом приема-передачи.
В целях реализации возложенных на РЭК Москвы полномочий для Ответчика на 2015-2016 гг. и 2017 г. были установлены тарифы на энергоресурсы, а именно: на холодное водоснабжение и водоотведение, тепловую энергию, горячую воду, что подтверждается:
- Приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 06.12.2016 N 296-ТР "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям АО Главное управление жилищно-коммунального хозяйства";
-Приказом от 09.12.2016 N 375-ТР "Об установлении тарифов на горячую воду, ппгугявляемую потребителям АО Главное управление жилищно-коммунального хозяйства";
-Приказом от 02.12.2016 N 375-ТР "Об установлении тарифов на хрянспортировку воды и транспортировку сточный вод, поставляемую потребителям дГУГлавное управление жилищно-коммунального хозяйства";
- Постановлением РЭК N 394-в "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей АО Главное управление жилищно-коммунального хозяйства";
- Постановлением РЭК г.Москвы от 30.12.2015 N 543-тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО Главное управление жилищно-коммунального хозяйства".
По Московской области для АО "ГУ ЖКХ" также установлены тарифы на энергоресурсы, а именно: на холодное водоснабжение и водоотведение, тепловую энергию, горячую воду, что подтверждается:
- Распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2016 N 207-р " Об установлении тарифов на горячую воду на 2017 г.";
- Распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 N 210-р " Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2017-2019 г.";
- Распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2016 N 204-р " Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2017-2019 г.";
- Распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области от 31.03.2016 N 37-р " Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения";
- Распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области от 31.03.2016 N 35-р " Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для АО "ГУ ЖКХ" на территории Московской области на 2016 г.".
Таким обрахом, заключение серии договоров с разными точками поставки свидетельствует о том, что ответчик приобретает тепловую энергию и горячую воду не для собственных нужд.
Следовательно, ответчик является поставщиком тепловой энергии, горячей воды для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему учреждений. Конечными потребителями тепловой энергии и горячей воды являются абоненты ответчика (организации Министерства обороны Российской Федерации и подведомственные ему учреждения).
Положения пунктов 9.1-9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" содержат градацию мер ответственности за несвоевременное исполнение обязанности по оплате тепловой энергии и теплоносителя. Максимальная ответственность предусмотрена для непосредственных потребителей тепловой энергии (исключая потребителей в многоквартирных жилых домах и жилых домах - пункт 9.4 статьи), заключивших договор теплоснабжения для потребления тепловой энергии и теплоносителя на собственных теплопотребляющих установках. Такая ответственность предусмотрена в пункте 9.1 статьи 15 указанного Закона.
Согласно пункту 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Для целей данного Закона под понятие потребитель тепловой энергии подпадает лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9 статьи 2 Закона).
Несмотря на включение организаций, оказывающих коммунальные услуги горячего водоснабжения и отопления в понятие потребитель, в статье 15 Закона законодатель и среди таких лиц сделал разграничение ответственности.
Пункт 9.2 статьи 15 Закона о теплоснабжении регулирует ответственность товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно- строительных и иных специализированных потребительских кооперативов, созданных в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 9 статьи 2 Закона эти организации для целей настоящего Закона также являются потребителями, однако, для них предусмотрена более лояльная мера ответственности.
Однако в отношении управляющих организаций, также приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, то есть в понимании пункта 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении относящихся к потребителям, предусмотрена мера ответственности более лояльная, чем для непосредственных потребителей, но менее лояльная, чем для товариществ собственников жилья и кооперативов.
Такая ответственность предусмотрена в пункте 9.3 статьи 15 данного Закона.
Кроме того, по пункту 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении несут ответственность и иные организации, приобретающие тепловую энергию не для потребления на собственных теплопотребляющих установках, а именно: организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
В соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Ответчиком был представен контррасчет неустойки по состоянию на 21.07.2017, выполненный в соответствии с п. 6.4 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в соответствии с которым общая сумма неустойки составляет 1 482 002 руб. 20 коп.
Расчет неустойки проверен судом апелляционной инстанции, признан математически верным, истцом не оспорен.
С учетом наличия у ответчика статуса организации, осуществляющей горячее водоснабжение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающей организации, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для применения положений ч. 9.3. ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
При этом суд отмечает, что доводы ответсика о наличии у него особого статуса проверены судом апелляционной инстанции с учетом правовой позиции, изложенной судом кассационной инстанции по делу N А40-25116/2017.
В то же время оснований для применения ст.333 ГК РФ, с учетом доводов о несоразмерности неустойки, апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части взыскания неустойки: с АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в пользу ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" подлежит взысканию неустойка в размере 1 482 002 руб. 20 коп., а также неустойка, рассчитанная с 22.07.2017 по дату фактической оплаты основного долга в размере 31 056 473 руб. 19 коп., исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент фактической оплаты основного долга.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, 269, 270, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2017 по делу N А40-138821/17 в части взыскания неустойки изменить.
Взыскать с АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в пользу ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" неустойку в размере 1 482 002 руб. 20 коп., а также неустойку, рассчитанную с 22.07.2017 по дату фактической оплаты основного долга в размере 31 056 473 руб. 19 коп., исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент фактической оплаты основного долга.
Во взыскании остальной части неустойки отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2017 по делу N А40-138821/17 оставить без изменения.
Взыскать с АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в пользу ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" расходы по оплате государственной пошлины в размере 185 046 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.