г. Челябинск |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А34-14702/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Бояршиновой Е.В., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 24 января 2018 г. по делу N А34-14702/2017 (судья Радаева О.В.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее также - заявитель, Управление, УПФР в г.Кургане Курганской области, фонд, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Единство" (далее также - заинтересованное лицо, ООО "УК "Единство", общество, страхователь) штрафных санкций в размере 1 500 рублей за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период июнь 2016 года, за отчетный период июль 2016 года.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 16.01.2018 (резолютивная часть решения объявлена 16.01.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, УПФР в г.Кургане Курганской области обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта допущено неправильное применение норм материального права.
В частности страховщик полагает, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), что выразилось в предоставлении страхователем недостоверных и неполных сведений по форме СЗВ-М за отчетные периоды июнь, июль, 2016 года. Управление указывает на то, что сведения в отношении 2-х застрахованных лиц по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за июнь 2016 года представлены ООО "УК "Единство" в управление 08.09.2016 впервые и не были отражены в сведениях по форме СЗВ-М с типом "исходная", направленных в управление 11.07.2016. Сведения в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за июнь 2016 года представлены ООО "УК "Единство" в управление 08.09.2016 впервые и не были отражены в сведениях по форме СЗВ-М с типом "исходная", направленных в Управление 08.08.2016. По мнению Управления, представление страхователем дополняющих сведений по форме СЗВ-М на застрахованных лиц, на которых отчетность ранее не представлялась, свидетельствует о представлении недостоверных (неполных) сведений на указанных лиц. Ссылаясь на письмо Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации N08-26/6907 от 16.05.2017, фонд полагает, что страхователь не может быть освобожден от наложенных на него финансовых санкций.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание стороны не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Единство" является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.
Сведения по Форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2016 года в отношении 26 застрахованных лиц представлены страхователем 11.07.2016, т.е. в установленный срок. 08.09.2016 обществом представлена дополняющая форма СЗВ-М за июнь 2016 на 2 застрахованных лиц, в отношении которых сведения первоначально не представлялись.
При проверке формы СЗВ-М за июнь 2016 (дополняющая), предоставленной 08.09.2016 (л.д. 22-26), орган Пенсионного фонда выявил нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившиеся в том, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период июнь 2016 года направленные 11.07.2016, были представлены не в полном объеме (акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства N 055S18170001038 от 13.04.2017 л.д. 7).
По результатам рассмотрения указанного акта заявителем сделан вывод, что учреждением в исходной форме СЗВ-М за отчетный период июнь 2016 года представленной 11.07.2016 на 26 застрахованных лиц, отсутствовали сведения на 2 застрахованных лиц, что подтверждается формой СЗВ-М с типом "дополняющая" за июнь 2016, представленной 08.09.2016, таким образом, сведения представленные учреждением за июнь 2016 - 11.07.2016, содержали неполные и (или) недостоверны данные, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ к Учреждению применены финансовые санкции, предусмотренные статьей 46 Закона 212-ФЗ, статьёй 27 Закона 167-ФЗ, статьёй 17 Закона 27-ФЗ с указанием на состав правонарушения "ФЗ-27 Статья 11 п. 2.2 (неполнота и недостоверность)" в размере 1000 рублей (решение от 19.05.2017 N 055S19170001241, л.д. 8).
На основании указанного решения Управлением выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.06.2017 N 055S01170131255, направленным заказным почтовым отправлением, страхователю предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафа в срок до 27.06.2017 (л.д. 9).
Из материалов дела следует, что сведения по Форме СЗВ-М (исходная) за июль 2016 года в отношении 24 застрахованных лиц представлены страхователем 08.08.2016, т.е. в установленный срок. 08.09.2016 обществом представлена дополняющая форма СЗВ-М за июль 2016 на 1 застрахованного лица, в отношении которого сведения первоначально не представлялись.
При проверке формы СЗВ-М за июль 2016 (дополняющая), предоставленной 08.09.2016 (л.д. 28), орган Пенсионного фонда выявил нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившиеся в том, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период июль 2016 года направленные 08.08.2016, были представлены не в полном объеме (акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства N 055S18170001039 от 13.04.2017 л.д. 10).
По результатам рассмотрения указанного акта заявителем сделан вывод, что учреждением в исходной форме СЗВ-М за отчетный период июль 2016 года представленной 08.08.2016 на 24 застрахованных лиц, отсутствовали сведения на 1 застрахованного лица, что подтверждается формой СЗВ-М с типом "дополняющая" за июль 2016 года, представленной 08.09.2016, таким образом, сведения представленные учреждением за июль 2016 - 08.08.2016, содержали неполные и (или) недостоверны данные, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ к Учреждению применены финансовые санкции, предусмотренные статьей 46 Закона 212-ФЗ, статьёй 27 Закона 167-ФЗ, статьёй 17 Закона 27-ФЗ с указанием на состав правонарушения "ФЗ-27 Статья 11 п. 2.2 (неполнота и недостоверность)" в размере 500 рублей (решение от 19.05.2017 N 055S19170001242, л.д. 11).
На основании указанного решения Управлением выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.06.2017 N 055S01170131256, направленным заказным почтовым отправлением, страхователю предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафа в срок до 27.06.2017 (л.д. 12).
Неисполнение требований страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил, из того, что в случае самостоятельного устранения страхователем неполноты представленных сведений о застрахованных лицах, он освобождается от санкций.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в 2016 году, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
В поле "Тип формы" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений.
Из материалов дела следует, что заявитель первоначально представил отчетность формы СЗВ-М за июнь 2016 года в отношении 26 застрахованных лиц 11.07.2016, за июль 2016 в отношении 24 застрахованных лиц 08.08.2016, то есть в установленный законом срок.
Документ принят Фондом согласно протоколу проверки электронного документа, ошибки в представленной обществом отчетности органом пенсионного фонда не выявлено.
В связи с самостоятельным обнаружением ошибки в отчетности, обществом 08.09.2016 подана форма СЗВ-М ("доп") за июнь в отношении 2 застрахованных лиц, за июль 2016 года в отношении одного застрахованного лица. Данные документы приняты Фондом.
Таким образом, заявитель воспользовался своим правом на дополнение или уточнение переданных сведений, предусмотренным статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления Управление актов только 13.04.2017, вынесения решений от 19.05.2017 и направление требований от 09.06.2017. Между тем, органом Пенсионного фонда не направлено ни одного уведомления об обязании заявителя устранить имеющиеся расхождения, то есть несоответствие или недостоверность представленной в отчетности информации до предоставления обществом дополняющей формы не выявлялась
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не установлен.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения общества к ответственности, а потому оснований для удовлетворения заявленных Управлением требований о взыскании с общества финансовых санкций не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24 января 2018 г. по делу N А34-14702/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.